Хорезм (СИЭ, 1974)
ХОРЕЗМ - древнее государство в низовьях реки Амударьи. Первые упоминания о Хорезме встречаются в Бехистунской надписи Дария и Авесте ((Яшт X. 14); многие исследователи, кроме того, отождествляют с Хорезмом авестийскую Арьянам-вайчах - первую зороастрийскую страну). В изучение истории Хорезма значительный вклад внесли русские ученые-востоковеды конца 19 - начала 20 веков - В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский, советский историк А. Ю. Якубовский. Новый этап в изучении истории Хорезма начат в 30-х годах 20 века работами Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР под руководством С. П. Толстова. Древнейшие археологические памятники Хорезма относятся к эпохе неолита. На территории древней Акчадарьинскои дельты Амударьи открыты стоянки охотников и рыболовов, относящиеся к так называемой кельтеминарской культуре (4-3-е тысячелетия до н. э.). В эпоху энеолита (начало 2-го тысячелетия до н. э.) потомки кельтеминарцев уже были знакомы с примитивным орошаемым земледелием и начатками скотоводства (ранний этап суярганской культуры). Хорезм - один из древних очагов высокой земледельческой культуры. В середине 2-го тысячелетия до н. э. на протоках Акчадарьинской дельты селятся земледельцы и скотоводы, оставившие множество поселений бронзового века и могильник (Кокча-3). На поселениях сохранились остатки домов-полуземлянок, следы развитой ирригационной сети, полей; среди находок - зернотерки, бронзовые серпы. В результате смешения культуры местного суярганского населения со срубно-андроновской культурой пришельцев из степей южного Приуралья сложилась Тазабагъябская культура, относящаяся к культурам степной бронзы. Но уже в конце 2-го тысячелетия до н. э. вновь утвердилась местная культурная традиция (амирабадская культура, 9-8 века до н. э.). Еще более совершенствуется ирригационное земледелие, развивается скотоводство, оседлые поселения превращаются в большие (до 20 домов) деревни. В то же время в степях к Северо-Востоку от оазиса, в низовьях Сырдарьи, складывается культура с преимущественным скотоводческим хозяйством, носители которой все же теснейшим образом связаны с земледельческими оазисами (см. Тагискен (Северный)). На основе этой культуры позднего бронзового века в степях Приаралья складывается культура сако-массагетских племен (см. Тагискен (Южный), Уйгарак), на протяжении столетий культурно-исторически связанных с Хорезмом. Полагают, что в 7-6 веках до н. э. хорезмийцы, относимые Страбоном (XI, VIII, 8) к сако-массагетским народам, возглавляли конфедерацию племен, населявших почти всю Среднюю Азию и часть Восточного Ирана, однако, возможно, наиболее развитые центры этого объединения (так называемого "Большого Хорезма") лежали в бассейне Мургаба и Герируда.
В Хорезмском оазисе дальнейшее совершенствование техники ирригационного земледелия, основанного уже на сооружении крупных магистральных каналов, явилось одним из решающих факторов в становлении древнехорезмийской государственности. В середине 6 века до н. э., вероятно при Кире II, Хорезм вошел в состав Ахеменидов государства. На рубеже 6 и 5 вв. до н. э. о «городе Хорасмии» и стране хорезмийцев впервые свидетельствует древнегреческий автор Гекатей Милетский (Fragm., 172, 173). К этому времени относится городище Кюзели-Гыр и ряд других поселений. Согласно Геродоту (III. 92-93), Хорезм вместе с Парфией, Согдом и Арейей входил в состав XVI сатрапии государства Ахеменидов. Анализ сочинений Ктесия позволил предположить, что при Артаксерксе II (404-358) Хорезм становится отдельной сатрапией. Ко времени восточного похода Александра Македонского Хорезм уже независим: весной 328 года до н. э. в ставку Александра прибыл для переговоров хорезмийский царь Фарасман (Арриан, IV, 15, 4-5) или Фратаферн (Курций Руф, VIII, 1, 8).
В 4-3 веках до н. э. Хорезм переживает экономический и культурный подъем: расширяются и совершенствуются оросительные системы, строятся новые города (Базар-Кала, Джанбас-Кала) и культовые центры (Кой-Крылган-Кала), развиваются ремесла и искусство (см. Кангюйская культура). В конце 1-го тысячелетия до н. э. в культуре Хорезма отчетливо проявляется влияние степных племен, что, видимо, связано с историческими судьбами Кангюя. Многочисленные находки кушанских монет, стиль некоторых памятников изобразительного искусства позволяют предположить, что в 1-х веках н. э. Хорезм находился в зависимости от Кушанского царства. В то же время о существовании в 3 веке н. э. местной династии свидетельствуют результаты раскопок дворца на городище Топрак-Кала. Документами на дереве и коже, найденными во дворце, в Хорезме засвидетельствовано рабовладение; они датированы в годах так называемой «хорезмийской эры», начало которой приходится на середине 1-го века н. э. (применение ее археологически зафиксировано до 8 века). Господствующей формой религии был местный вариант зороастризма. На некоторых поселениях обнаружены «храмы огня». Изобразительное искусство Хорезма, связанное с эллинистическим и индобуддийским искусством (Гандхара), было глубоко самобытным и оригинальным. Бируни сообщает о воцарении в Хорезме в 305 году царя Африга, об основании им новой династии и строительстве цитадели-резиденции в городе Кят (близ современного города Бируни). Он называет имена 21 хорезмийского царя (нумизматические данные и некоторые другие письменные источники подтвердили точность его списка для конца 7 - 8 веков). 4-6 века - время начавшейся феодализации и формирования новой афригидской культуры (характерной для раннефеодальнего Хорезма вплоть до 8 века), в сложении которой большую роль сыграли окрестные степные племена. Резко сокращается ирригационная сеть, господствующие типы поселений этого времени - феодальная усадьба, усадьба-замок и общинный дом, которые группируются вокруг относительно крупных феодальных центров.
В 712 году Хорезм завоевали арабы. После ряда восстаний населения Хорезма арабский полководец Кутейба, как сообщает Бируни, поставил у власти своего ставленника. Древне-хорезмийской культурной традиции был нанесен сокрушительный удар. Но в Кяте вплоть до 10 века продолжали править представители афригидской династии. Все большее значение приобретает столица Северного Хорезма Ургенч, правитель которого Мамун ибн Мухаммед в 995 году объединил Хорезм. При нем и его преемнике Мамуне II ибн Мамуне отмечается новый расцвет Хорезма; в это время в Ургенче работали такие крупнейшие ученые, как Бируни и Ибн Сина (Авиценна). В 1017 году Хорезм завоевал султан Махмуд Газневи, в 1043 году - сельджуки. В конце 11 века в Ургенче пришла к власти новая династия великих хорезмшахов, представитель которой Атсыз (1127-1156), продолжая политику собирания земель, начатую его предшественниками, подчинил всю северо-западную часть Средней Азии. Его внук Алаэддин Текеш ибн аль-Арслан (1172-1200) освободил Хорезм от сельджуков (1194). При сыне Текеша Мухаммеде (1200-20) государство великих хорезмшахов достигло наибольшего могущества. Его границы простирались от северных берегов Каспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша. В 1220 году это государство распалось в результате нашествий войск Чингисхана. Хорезм вошел в состав улуса Джучи, а затем в золотоордынское ханство. Во 2-й половине 14 века Хорезм переживал новый период расцвета, его столица Ургенч обогатилась великолепными постройками (мавзолей Тюрабек-Ханым и др.). Его правители приобрели фактическую независимость. К этому-времени, видимо, заканчивается процесс тюркизации языка хорезмийцев. В 1388 году Тимур разрушил Ургенч и подчинил себе весь Хорезм. На протяжении почти столетия продолжалась борьба между Тимуридами и золотоордынскими ханами за обладание Хорезмом. В 1505 году Хорезм попал под власть Шейбани-хана. В 1512 году к власти в Хорезме приходит узбекская династия, восходившая к Джучи; она правила до конца 17 века. Позднее фактическими правителями Хорезма были военачальники из узбекского рода Кунграт, как правило, номинально возводившие на трон кого-нибудь из Чингисидов. На рубеже 16-17 веков столицей Хорезма стала Хива (см. Хивинское ханство). Однако термин «Хивинское ханство» употребляется только в русской и западно-европейской литературе; в местной официальной терминологии Хорезм продолжал называться Хорезмским государством, чем и объясняется наименование образовавшейся в 1920 Хорезмской народной советской республики.
М. А. Итина, Ю. А. Рапопорт. Москва.
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.
Литература:
Бартольд В. В., Туркестан в эпоху монгольского нашествия, Соч., т. 1, M., 1963; его же, Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в., там же, т. 3, М., 1965; Якубовский А. Ю., Развалины Ургенча, "ИГАИМК", 1930, т. 6, в. 2; Толстов С. П., Древний Хорезм, М., 1948; его же, По следам древнехорезмийской цивилизации, М., 1948; его же, По древним дельтам Окса и Яксарта, М., 1962; Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, т. 1-9, М., 1952-73; Мат-лы Хорезмской археолого- этнографической экспедиции, в. 1-9, М., 1959-73; Неразик Е. Е., Сельские поселения афригидского Хорезма, М., 1966; Лившиц В. А., Хорезмийский календарь и эры Древнего Хорезма, в кн.: Палестинский сборник, в. 21 (84), Л., 1970.