Литва в XIV—XV веках

Общественное развитие Литвы в XIV—XV веках происходило в условиях наступления на неё Ливонского и Тевтонского рыцарских орденов, которых поддерживали римская курия и западноевропейские феодалы. Тевтонские рыцари выстроили замки и крепости на границе с Литвой, а, захватывая литовские земли, возводили укрепления и на территории самого Литовского княжества. Нападения тевтонских захватчиков препятствовали нормальной экономической жизни литовского народа. Тем не менее на протяжении XIV—XV вв. в Литве происходил дальнейший рост производительных сил, распространялась трёхпольная система земледелия, развивались ремёсла и складывался внутренний рынок.

Господствующее положение в стране занимали крупные феодалы — «великие», «лучшие» байоры, или паны. С введением в Литве католичества большие привилегии получило католическое духовенство. В привилее 1387 года подтверждалось право собственности феодалов на землю (как на вотчины, полученные по наследству, так и на приобретённые имения), и литовские байоры-католики освобождались от натуральных повинностей в пользу великого князя.

Среди зависимого крестьянского населения в Литве существовало несколько разрядов. Крепостное население представляли собой челядь невольная, паробки невольные, жёнки невольные. Феодалы могли их дарить, отдавать в приданое и т. д. Большинство невольной челяди составляли дворовые слуги. Крестьяне — койминзы (каймины, от слова каймас — деревня) имели свои земельные наделы и выполняли в имениях феодалов барщину или вносили им оброк. Близки по своему положению к койминзам были закупы — крестьяне-барщинники, лишённые собственных орудий труда. Основная масса крестьян была лишена права перехода (крестьяне непохожие). Число похожих крестьян, которым разрешался переход от одного землевладельца к другому, всё более сокращалось. Наиболее распространённой формой эксплуатации крестьян в XIV—XV веках была натуральная рента, дополнявшаяся в ряде случаев денежными поборами и барщинными повинностями. Крестьяне Литвы вели напряжённую борьбу против феодального гнёта. Из крестьянских движений наиболее крупным являлось восстание в Жемайтии в 1418 году, направленное против местных литовских феодалов и тевтонских колонизаторов. Восстание это было жестоко подавлено, а многие крестьяне казнены.

В связи с ростом общественного разделения труда развивалось ремесло и усиливалась роль городов. Крупными торгово-ремесленными центрами были Вильнюс, Каунас, Трокай. Города пользовались правом самоуправления (магдебургское право). Большое значение для экономического развития Литвы имела торговля с русскими и украинскими землями, в частности с Москвой, Киевом и Новгородом. В Вильнюсе был специальный гостиный двор для купцов, приезжавших из Русского государства, а в Москве — гостиный двор для литовских купцов.

В XIV веке Великое княжество Литовское было феодально-раздробленным государством. Во главе его стоял великий князь литовский, которому подчинялись местные (удельные) князья. Феодальная раздробленность облегчала тевтонским рыцарям возможность совершать свои разбойничьи набеги и захватывать территории Литовского государства.

В 1385 году была оформлена уния (так называемая Кревская) Литвы с Польшей, скреплённая браком польской королевы Ядвиги и литовского князя Ягайло. Ягайло становился королём польским, и тем самым Литва и Польша объединялись в одно государство. Эта уния имела большое значение для дальнейшей борьбы Литвы и Польши с Тевтонским орденом. В то же время уния имела ряд отрицательных последствий для литовского, украинского и белорусского народов. Усилились захваты польскими и литовскими феодалами украинских и белорусских земель. В Литве было введено католичество. Феодалы-католики и ксёндзы старались искоренить литовский язык и литовскую культуру. Всё это вызвало в литовских, русских и украинских землях движение протеста против Кревской унии.

В то же время в Великом княжестве Литовском шёл процесс ликвидации раздробленности. Наибольшее политическое единство было достигнуто в княжение Витовта (1392—1430). В начале XV века развернулось широкое движение против Тевтонского ордена в Жемайтии. В 1409 году эта освободительная борьба охватила всю Жемайтию. Народные массы разрушали замки рыцарей, уничтожали их гарнизоны. В результате мощного народного восстания захватчики были изгнаны из Жемайтии. В 1410 году в Грюнвальдской битве ордену был нанесён решительный удар соединёнными силами поляков и литовцев при участии других народов. Борьба за Жемайтию между Литвой и Тевтонским орденом, пользовавшимся поддержкой римского папы и германского императора, возобновилась в начале 20-х годов XV века, но окончилась победой литовских войск. В 1422 г. был подписан договор, по которому орден окончательно отказался от Жемайтии.

Литовский народ в своём историческом развитии был тесно связан с русским народом. В Литовском государстве были восприняты русский язык и русская письменность. Литовское право развивалось под влиянием русского. В Литву заметно проникала русская культура.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 802-804.

Рубрика: