Испания: королевская власть и католическая церковь

В борьбе за укрепление своей власти испанские короли опирались на католическую церковь. Нигде католическая церковь не была так сильна, как в Испании. Так как реконкиста осуществлялась под лозунгом борьбы «креста с полумесяцем», т. е. борьбы христианских народов против мусульман, в Испании создалась благоприятная почва для католического фанатизма. Королевская власть использовала это и поддерживала новый политический порядок всей силой церковного авторитета.

В 1480 г. в Испании была организована инквизиция, и вскоре начались беспощадные гонения на мусульман, евреев и еретиков. Особенно усилились эти гонения после взятия Гранады. Евреями мусульманам было предложено или покинуть страну, или перейти в христианство. Десятки тысяч людей, главным образом ремесленников и торговцев, ушли из Испании. Но и перешедшим в христианство евреям и мусульманам грозила вечная опасность. Стоило кому-нибудь донести, что они придерживаются своей прежней веры, их немедленно предавали суду инквизиции. Политическая оппозиция королю стала приравниваться в Испании к церковной ереси, и врагов королевской власти начали привлекать к суду инквизиции в качестве еретиков. Таким образом, инквизиция беспощадно расправлялась не только с евреями и мусульманами, но и с испанцами-христианами, если их подозревали во враждебном отношении к церкви и королю. «...Благодаря инквизиции, — писал К. Маркс,— церковь превратилась в самое страшное орудие абсолютизма» *.

В Испании казнь еретиков проводилась в виде мрачного церковного представления, которое носило название «аутодафе» (что значит в переводе — «дело веры»). Сожжение еретиков происходило на площадях в присутствии королевского двора, феодалов и горожан. В процессии под пение религиозных гимнов впереди шло духовенство, а за ним вели осуждённых на казнь. На кострах сжигали массу людей. Страшную известность приобрёл инквизитор Торквемада, который за годы, когда он возглавлял инквизиционный трибунал, сжёг свыше 8 тыс. «неверных» (мусульман и евреев) и еретиков. Усердие инквизиции в преследовании еретиков подогревалось тем, что в пользу инквизиторов и доносчиков шла треть имущества осуждённых. Остальное получал король. Испанский народ, освободивший страну от арабов, оказался порабощённым деспотической королевской властью, феодалами и хищным, фанатическим духовенством.

Развитие культуры в XIV—XV веках

Развитие городов и усиление политического влияния бюргерства, выступавшего против феодальной аристократии, нашли своё отражение в культуре Испании. Народное и бюргерское влияние самым ярким образом проявилось в поэме Хуана Руиса (1283—1350) «Книга о благой любви». Форма повествования этой биографической поэмы напоминала позднейшую «плутовскую новеллу», в которой слуги, выходцы из простого народа, оказываются более умными и ловкими, чем их сеньоры.

Существенные изменения стали заметны и в литературе высших классов. Феодальная аристократия, потерпев поражение в борьбе с усилившейся королевской властью и превратившись в придворную знать, замкнулась в узком кругу сословных предрассудков и начала культивировать «рыцарские» добродетели и верноподданнические чувства. В этой среде получили широкое распространение поэтические произведения провансальских трубадуров, французские рыцарские романы и старинные романсы, воспевающие героику борьбы с маврами.

В последней четверти XV века был создан один из замечательных памятников испанской литературы — драматизированная новелла «Селестина», автором которой был, по-видимому, Фернандо де Рохас. В этой новелле явственно проступают плебейско-демократические черты, борьба нового человека против феодальных обычаев, требование полной свободы личного чувства и стремление к реализму.

В изобразительном искусстве XIV— XV веков новые явления экономической и социальной жизни нашли свое отражение главным образом в архитектурном оформлении пышных Дворцов испанской аристократии, в великолепных, выстроенных каменщиками и ремесленниками, городских ратушах и соборах, сочетавших в себе элементы готики, мавританского (арабского) стиля и раннего итальянского Возрождения. Все эти здания отличались богатством декоративных украшений и художественной резьбой по камню и дереву, являвшихся плодом творчества ремесленных мастеров. Большого развития достигло керамическое производство. В числе наиболее известных образцов так называемой испано-мавританской керамики — знаменитая ваза Фортуни, расписанная люстром. Она называется так по имени ее владельца испанского живописца Мариано Фортуни (1838—1874).

Примечания

* К. Маркс, Революционная Испания, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. X, стр. 720.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 721-723.

Рубрика: