Балканские страны в XVI и первой половине XVII века

Балканские народы под властью Османской империи

Начавшееся с середины XIV века наступление турок на Европу коренным образом изменило судьбу балканских и других народов Юго-Восточной Европы. К началу XVI века в состав Османской империи вошли все континентальные области Греции, Болгария, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория и Албания. В вассальные от Турции государства были превращены Молдавия и Валахия.

Лишь узкая полоса Адриатического побережья и населённые греками острова Эгейского и Ионического морей остались под властью Венеции. В результате упорной борьбы за эти земли, которая шла между Турцией и Венецией в течение XVI— XVII веков, почти все острова и часть побережья Адриатического моря перешли под власть государства османов.

Турецкое господство задержало историческое развитие балканских народов и привело к консервации у них феодальных отношений.

Результатом турецкого завоевания было значительное разрушение производительных сил в покорённых областях. Города и сёла, которые оказывали сопротивление турецким войскам, разграблялись и сжигались; жителей массами истребляли или угоняли в рабство. Спасаясь от турецкой неволи, множество людей переселялось в другие страны. Население Балканского полуострова сократилось, многие некогда цветущие области опустели, значительное количество участков земли было заброшено. Крупные города превращались захватчиками в крепости и в центры турецкого управления. Из таких городов коренное торгово-ремесленное население нередко изгонялось.

Непрерывные войны тяжело отразились на торговле Балканского полуострова. Экономическим результатом турецких завоеваний было расстройство торговли по Средиземному и Чёрному морям и значительное сокращение торговых связей между Европой и странами Востока. Отдаление мировых путей торговли от Балканского полуострова в результате великих географических открытий затрудняло развитие торговли в захваченных Турцией государствах Юго-Восточной Европы. Турецкое иго привело в покорённых странах и к упадку культуры.

Однако результаты завоевания были неодинаковыми для отдельных слоев населения покорённых стран. Часть балканских феодалов, приняв ислам, влилась в господствующий класс Османской империи. В первое время турецкого господства были оставлены в неприкосновенности и владения феодалов-христиан, подчинившихся власти завоевателей.

Основная тяжесть турецкого ига выпала на долю народных масс. Покорённое христианское население в Османском государстве не имело никаких политических прав и подчинялось ряду унизительных правил. Запрещение носить оружие, ездить верхом, богато одеваться, строить красивые дома должно было, по расчётам турецких поработителей, воспитать подчинённые народы в духе рабской покорности завоевателям и лишить их возможности бороться за своё освобождение. Городские жители страдали от поборов и насилий турецких властей. Особенно тяжёлым в Османской империи было положение крестьянства порабощённых народов. Государство и феодалы взимали с крестьян многочисленные налоги и поборы. Нередко происходили массовые уводы мирных жителей в рабство. В XVI— XVII веках в рабов обращались несостоятельные должники, участники восстаний. Во время карательных экспедиций в различные области Балкан захватывались в плен юноши, красивые девушки, дети. Рабы использовались турецким правительством на общественных работах, в качестве гребцов на галерах, домашних слуг.

Турецкие захватчики проводили политику религиозных притеснений. Все дела православной церкви были переданы в ведение послушного турецким властям Константинопольского патриаршества, которое собирало в свою пользу особые налоги, пользовалось правом юрисдикции в гражданских делах православных подданных Турции и другими привилегиями. Таким образом, политическое и социальное угнетение со стороны турецкого правительства и местных феодалов дополнялось гнётом высшего греческого духовенства.

Одним из средств ассимиляторской политики был продолжавшийся с XV века принудительный набор христианских мальчиков и юношей для пополнения янычарского корпуса (так называемая система девширме). Их обращали в ислам, обучали военному делу и воспитывали в духе непримиримого мусульманского фанатизма. Принятие ислама давало возможность рабам-христианам получить свободу и было поэтому среди них распространенным явлением. Из числа перешедших в мусульманство рабов и янычар нередко выходили государственные деятели Турции, везиры, военачальники, придворные сановники.

Однако результаты ассимиляторской политики турок оказались незначительными. Подавляющая масса покорённых народов оказывала ассимиляторам упорное сопротивление и оставалась верной своим обычаям, языку и религии.

Социально-экономическое и политическое положение балканских народов под властью Турции

Османские владения в Европе представляли собой пёстрый конгломерат областей, населённых различными народами, отличавшимися друг от друга не только по языку и культуре, но и своим общественным укладом и уровнем социально-экономического развития. В состав Румелийского бейлербейства, или эялета, объединявшего в XVI веке балканские владения Турции, входили и экономически развитые области Греции, Болгарии, Сербии и горные лесные районы Балкан, где феодальные отношения не получили полного развития и сохранялись значительные пережитки первобытнообщинного строя. Поэтому турецкое правительство не смогло ввести на всех завоёванных территориях общую систему управления. Области, находившиеся ближе к центру Османской империи, управлялись турецкими чиновниками, в них действовали общетурецкие законы и порядки. В окраинных областях, в ряде горных и лесных районов часто сохранялось самоуправление, и турецкое господство нередко сводилось к сбору с населения тяжёлых налогов и дани.

Турецкие завоеватели не меняли феодальные порядки, сложившиеся у покорённых народов в течение веков, но они старались приспособить старые феодальные институты для удовлетворения нужд Османской империи. Так, в Болгарии, Сербии, Боснии и Герцеговине, континентальных областях Греции большое распространение получило военно-ленное землевладение. Военные ленники — сипахи, в число которых влилось большое количество балканских феодалов, собирали с крестьян земельную ренту и имели ряд феодально-административных прав в своих поместьях.

Из всех славянских стран Балканского полуострова наиболее близко расположенной к центру Османской империи была Болгария. Покорённая раньше других государств Балканского полуострова, она служила турецким феодалам плацдармом при осуществлении дальнейших завоеваний в Европе. Власть турецких чиновников и феодалов в Болгарии была гораздо более прочной, чем в окраинных областях империи. В Болгарии находились крупные турецкие феодальные владения, в том числе и принадлежавшие мусульманской церкви вакуфы. Уже с конца XIV века шла усиленная колонизация турками районов Пловдива и Стара-Загоры, а в XV веке города Софии. По долинам рек Дуная и Марицы, по побережью Чёрного моря и на других стратегических путях создавались поселения турецких крестьян. В придунайских городах были расположены сильные турецкие гарнизоны. В течение XV—XVI веков были обращены в ислам жители многих сёл в области Родоп.

С конца XVI века Константинопольское патриаршество начало проводить политику эллинизации болгар. На высшие церковные должности в Болгарии назначались обычно греки. Греческое духовенство стремилось искоренить традиции национальной культуры, уничтожить болгарскую письменность.

Сербия по сравнению с Болгарией находилась в несколько лучшем положении. В Сербии турки жили главным образом в городах и крепостях. В стране сохранялось много пережитков патриархально родового строя. В ряде районов, особенно горных, сохранились большие семьи-задруги, объединявшие нередко по несколько десятков членов. Были распространены сельские общины, в некоторой мере ограждавшие крестьянскую массу от произвола турецких феодалов и чиновников. Представители общинного самоуправления — кнезы и кметы — собирали налоги с населения, выступали посредниками в отношениях крестьян с турецкими феодалами а чиновниками, судили членов общин. Особенно большой самостоятельностью пользовались общины в горных скотоводческих районах, где представители общинного самоуправления сосредоточивали в своих руках значительную власть над крестьянами-общинниками.

В середине XVI века (1557) с помощью великого везира Мехмеда Соколлу (Соколи), герцеговинца по происхождению, было восстановлено самостоятельное сербское патриаршество в Пече (Инеке), церковная власть которого распространялась на православное население Сербии, Боснии и Герцеговины, Черногории, некоторые области Западной Болгарии, северной Македонии, Венгрии. Независимость от Константинопольского патриаршества обеспечила сербам некоторую свободу в религиозных делах. В XVI—XVII веках высшее сербское духовенство — печские патриархи, митрополиты — играло большую роль в политической жизни страны. Сербское духовенство нередко принимало активное участие в освободительной борьбе народа.

Весьма тяжёлым было положение порабощённого населения в Боснии и Герцеговине. После подчинения этих земель Турции подавляющая часть местных феодалов приняла мусульманство, в то время как большинство крестьян осталось христианами. В этих областях империи власть местных пашей и беев была почти безграничной.

Установив своё господство над всеми народами Балканского полуострова, турецкие феодалы так и не добились полного подчинения своей власти маленькой горной страны — Черногории. В конце XV века Черногория вошла в состав Османской империи, но сохранила внутреннюю автономию. Дань, которую должна была платить Черногория, туркам приходилось собирать с помощью военной силы. Страна была крайне слабо развита в экономическом отношении. Главной отраслью хозяйства в Черногории являлось пастбищное скотоводство. Земледелием черногорцы занимались мало. Население постоянно ощущало недостаток продовольствия, часто страдало от голодовок. Непрерывное военное напряжение, в котором находился этот свободолюбивый народ, слабая связь с внешним миром способствовали сохранению экономической отсталости Черногории, живучести в ней патриархально-родовых пережитков. Страна была разделена на ряд территориальных общин — «племён». Во главе этих общин стояли вожди, которые в имущественном и социальном отношениях выделялись среди крестьян-общинников и по существу являлись прослойкой мелких феодалов. Племена жили обособленной жизнью и часто враждовали между собой. Они объединялись только православной церковью, сохранившей значительные владения. В XVII веке благодаря этому обстоятельству усиливалась и светская власть главы православной церкви — митрополита, или владыки.

В Албании, как и в Черногории, существовало племенное устройство, сохранилось много пережитков первобытнообщинного строя. Часть племён Албании держалась православия, другие — католицизма. В XVI—XVII веках многие племена под давлением турецких властей приняли ислам. Религиозные различия способствовали сохранению политической разобщённости племён и вражде между ними, которая усиленно разжигалась турецким правительством. Много албанских феодалов приняло ислам и перешло на службу к турецкому правительству. Из числа албанских феодалов-мусульман турецкое правительство назначало пашей, правителей отдельных частей Албании. Албанские феодалы участвовали со своими войсками в турецких походах, совершали нередко грабительские нападения на соседние области. Трудовое же население Албании подвергалось феодальному гнёту.

Области Балканского полуострова, населённые греками (Эпир, Фессалия, Морея, острова Эгейского и Ионического морей), были совершенно разорены в результате турецкого завоевания. В течение XVI—XVII веков они страдали от частых войн между Турцией и Венецией, происходивших на греческой территории. Население греческих областей резко сократилось из-за истребления его турецкими завоевателями и вследствие массовой эмиграции в другие страны. В Греции, как и в Сербии, сохранялось общинное устройство. Представители общинного самоуправления в греческих областях фактически находились на службе у завоевателей и собирали для них налоги. Турки проникли в греческие города и сёла в гораздо большей степени, чем в сербские.

Только определённая часть константинопольской знати и греческого купечества, проявившая полную покорность завоевателям, сумела воспользоваться экономической и политической отсталостью Османской империи в своих интересах. Греческая знать стала получать высокие государственные должности. Греческое купечество добилось для себя ряда торговых привилегий и постепенно захватило в свои руки значительную долю внутренней и внешней торговли Турции. Там, где в подвластных Османской империи землях сохранялось православие, турецкая администрация содействовала внедрению греческого духовенства.

После падения независимости Венгрии славянская городская республика Дубровник признала свою зависимость от Османской империи. В XVI веке Дубровник был самым значительным ремесленным и торговым центром на Адриатическом побережье Балкан. В городе были развиты разнообразные ремёсла, в особенности текстильное, кожевенное, ювелирное, имелась кораблестроительная промышленность. Город имел свой флот и вёл широкую торговлю в Средиземноморье.

Дубровницкие купцы поддерживали тесные торговые связи с Сербией, Боснией, Болгарией, Константинополем. Они ввозили в турецкие владения изделия местного ремесла, товары из итальянских городов и других областей Западной Европы. Признание зависимости от Османской империи дало возможность дубровницким купцам получить от Порты большие торговые привилегии: они ввозили товары в Турцию, уплачивая крайне низкие пошлины (2%), а иногда и вовсе без пошлин, пользовались монополией на ввоз и вывоз некоторых товаров. Дубровник имел свои колонии в ряде балканских городов, с которыми он поддерживал тесные связи, нередко выступая посредником в отношениях жителей этих городов с Австрией, итальянскими городами, Испанией. В XVII веке Дубровник начал приходить в упадок в связи с общим упадком средиземноморской торговли.

Несмотря на тяжёлые условия существования балканских народов под турецким игом, ряд городов Балканского полуострова, расположенных на общетурецких торговых магистралях, в XVI—XVII веках достиг значительного развития. Такие города, как Белград, Скопле, Салоники, София, Пловдив, были крупнейшими ремесленными и торговыми центрами Османской империи, поддерживали торговые связи с рядом европейских государств. На торговых путях возникали новые города.

Так, в Боснии в XVI века вырос город Босна (Сараево), быстро превратившийся в крупный ремесленный и торговый центр. В XVII веке в горных районах Болгарии начинают возникать новые города, населённые почти исключительно болгарскими ремесленниками и торговцами (Сливен, Габрово, Самоков и др.).

Однако в условиях иноземного господства экономическое развитие Балканских стран не могло проходить нормально. Начавшееся в конце XVI века ослабление центральной власти в Османской империи сопровождалось усилением власти местных пашей и чиновников, ростом взяточничества и всевозможных злоупотреблений турецких властей и судей, бесчинствами и грабежами непомерно выросших и часто выходивших из повиновения султану янычарских частей. Началось разложение военно-ленной системы. Феодалы значительно расширили свои права на ленную землю и сидящих на ней крестьян. Рост товарного производства и оживившаяся торговля сельскохозяйственными продуктами повысили заинтересованность турецких феодалов в усилении эксплуатации крестьян. Втягиваясь в развитие товарно-денежных отношений, они нередко заводили своё собственное хозяйство, используя труд феодально-зависимых крестьян.

Быстро росли налоги, увеличивались размеры феодальной ренты. Это вело к разорению крестьянских хозяйств, к распространению ростовщичества.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 410-415.

Рубрика: