Корея в середине XIX века
Начиная с 30-х годов XVII века Корея находилась в вассальной зависимости от Маньчжурской (Цинской) династии, однако в действительности она пользовалась самостоятельностью как во внутренней, так и во внешней политике. Вассальная зависимость корейского короля выражалась в периодической отправке посольств ко двору императора и в уплате дани.
В первые десятилетия XIX века Корею охватил глубокий кризис, вызванный медленным и мучительным процессом разложения старых феодальных отношений. Крестьянские восстания, начавшиеся в это время, достигли во второй половине века большого размаха. Сохранявшееся господство отсталых феодальных отношений приводило к разорению страны, ослабляло ее способность к сопротивлению внешней угрозе. Последовавший вскоре натиск иностранных колонизаторов еще больше ухудшил положение корейского народа.
Упадок феодального строя
Корейское государство и господствующий класс феодалов облагали население тяжелыми налогами и повинностями. Налоги взимались преимущественно в натуре: продуктами земледелия (главным из которых был рис), предметами домашней промышленности и промыслов. Натуральное крестьянское хозяйство составляло основу экономической жизни Кореи. Потребности в изделиях, которые не производились в крестьянском хозяйстве (высокосортные шелка и парча, изделия из золота, серебра и драгоценных камней, фарфор и фаянс, различное оружие и пр.), господствующий класс удовлетворял за счет труда закрепощенных ремесленников, приписанных к различным правительственным учреждениям. Государство занималось организацией ремесленного производства и регулированием торговли.
К 1786 году население Кореи достигло 7,3 млн. человек. Наблюдавшийся в XVIII веке некоторый рост производительных сил обусловил расширение сельскохозяйственного производства и внедрение новых методов повышения урожайности риса (пересадка рассад), а также новых технических и огородных культур (табака, культивированного женьшеня, сладкого картофеля, тыквы, томатов и др.). Наряду с этим расширялась ирригация, происходили перемены в области ремесла и торговли.
Казенное ремесло закрепощенных мастеров перестало к XIX веку быть важнейшей формой производства, отделенного от земледелия. Не только в городах, но и в сельских местностях появились ремесленные мастерские по изготовлению чугунных котлов, сельскохозяйственных орудий, фарфоровых и фаянсовых изделий, бумаги и пр. Целые районы начали специализироваться на производстве изделий, продававшихся затем по всей стране. Шелковыми тканями славились Сончхон и Ёнбён в провинции Пхёнандо, Начжу — в провинции Чолладо; хлопчатобумажными тканями — ряд районов Южной Кореи; бронзовой посудой — Ансон в провинции Кёнгидо; фарфорово-керамическими изделиями — Пунвон в провинции Кёнгидо и т. д.
Возникли многочисленные ремесленные корпорации — ке (цехи). Дальнейшее распространение свободного ремесла показало невыгодность применения малопроизводительного труда закрепощенных государственных ремесленников. Поэтому многие правительственные учреждения начали привлекать к выполнению необходимых работ наемную рабочую силу. В сохранившихся казенных мастерских по производству оружия и различных предметов дворцового обихода были введены для поднятия производительности труда поощрительные вознаграждения деньгами или зерном.
Все это способствовало расширению торговых связей, появлению новых рынков и возрастанию роли денег. Уже в начале XIX века в Корее насчитывалось свыше тысячи местных рынков, большая часть которых действовала один раз в пять дней. Существовали и специализированные рынки по продаже скота, лекарственных трав и других товаров. Местные рынки еще не слились в общенациональный рынок, но к началу XIX века в Вончжу, Чончжу и Тэгу существовали общекорейские ярмарки по торговле лекарствами. В пограничных районах Кореи выросли рыночные центры, обслуживавшие разрешенную в период изоляции страны торговлю с Китаем и Японией. На этих рынках сбывались зерно, женьшень, крупный рогатый скот, рыба, соль, вата и хлопчатобумажные ткани, бумага и другие изделия корейского ремесла.
По мере развития товарно-денежных отношений происходил рост купеческого капитала. К началу XIX века уже существовал ряд купеческих корпораций (гильдий). Самой многочисленной из них являлась корпорация мелких странствующих торговцев, переносивших товары на себе в коробах или в особых приспособлениях. Насчитывая несколько сот тысяч человек, эта корпорация фактически занимала господствующее положение на местных рынках. Мелкие торговцы находились в зависимости от более крупных купцов, занимавшихся не только оптовой и розничной торговлей, но и значительными кредитно-финансовыми операциями — сберегательными, вексельными и ссудными. Торгово-ростовщическая деятельность купцов осуществлялась при участии капиталов, принадлежавших феодалам, которые по своему сословному положению не могли заниматься торговлей.
Экономические изменения, происшедшие в стране, затронули и феодальное землевладение. Быстро росло крупное частное землевладение, создававшееся как путем прямых захватов дворянами крестьянских наделов на государственных землях, так и в результате купли. Нередко продавцами земли выступали представители королевского дома и отдельные правительственные учреждения. Расширение частной земельной собственности помещиков привело к сильному сокращению земельной площади, облагаемой государственным поземельным налогом. Поэтому государство стремилось возместить свои потери увеличением старых и установлением новых налогов. Помимо поземельного, было введено множество других налогов, распространявшихся на все земли страны, независимо от форм владения. Рост крупного помещичьего землевладения приводил к неизбежному усилению эксплуатации крестьян. В кабалу к помещикам попала значительная часть бывших государственных крестьян. Помещики, как правило, отбирали у крестьян от 60 до 70% урожая и обязывали их выполнять различные повинности.
Феодальная эксплуатация крестьянства сочеталась с хищничеством торгово-ростовщического капитала. Сбор многих налогов отдавался на откуп купцам, которые произвольно увеличивали суммы налога. В качестве ростовщика выступало и само государство, превратившее государственные запасы зерна в ссудный ростовщический капитал, известный под названием «возвратного зерна». При помощи государственного аппарата крестьянам навязывали кабальную ссуду зерном, которая на деле сводилась к ничем не прикрытому грабежу. В итоге крестьяне осенью должны были «возвращать» ссуду с процентами, часто превышавшими сумму долга.
В государственном аппарате царили коррупция и казнокрадство. Существовала громадная прослойка мелких чиновников, которые не получали жалованья и существовали за счет присвоения части собранного налога или взимания дополнительных поборов и взяток.
Порицая существовавшие в Корее порядки, передовой корейский мыслитель начала XIX в. Чон Як Ён (1762—1836) в своей книге «Дума об управлении народом» писал: «Народ делает на своей земле поля, а чиновники делают себе поля из народа, сдирая с него кожу, ломая его кости и обирая его всего до основания».
«Положение народа ужасно, — писал в это же время один чиновник, — бедствие от жадности страшнее, чем беды, причиняемые наводнениями или диким зверьем».
Хищничество феодалов подрывало основы сельского хозяйства и порождало массовое разорение крестьянства. Ничтожные клочки обрабатываемой крестьянами надельной земли истощались. Ирригационная система приходила в упадок. Неурожаи и голодовки становились хроническими и сопровождались постоянными вспышками острых эпидемических заболеваний, уносивших многие тысячи жертв.
На протяжении первой половины XIX в. во многих корейских провинциях прокатилась волна крестьянских восстаний.
Особенно значительным было восстание 1811—1812 гг. в северо-западных провинциях, продолжавшееся несколько месяцев. На его подавление были посланы крупные соединения правительственных войск. 8-тысячный отряд четыре месяца безуспешно осаждал город Чончжу, захваченный повстанцами. Карателям удалось ворваться в город только после взрыва городских стен. Над мужественными повстанцами они учинили беспощадную расправу. Свыше 2 тыс. человек мужчин и даже мальчиков (старше десяти лет) было истреблено.
После разгрома восстания в северо-западных провинциях массовое антифеодальное движение в стране не прекращалось. В 1813 г. на острове Чечжудо восстали крестьяне и рыбаки. Волнения в связи с голодом происходили в ряде корейских городов в течение 30-х годов XIX в.
Крестьянские восстания 1862 года
Вторая половина XIX в. открылась новыми восстаниями. Самое крупное из них вспыхнуло в 1862 г. в округе Чинчжу (провинции Кёнсандо) и в других районах страны. Непосредственным поводом к выступлению крестьян в Чинчжу было незаконное требование чиновников об уплате населением выдуманных ими недоимок в размере 60 тыс. нян. Тысячи крестьян, вооруженных лопатами и бамбуковыми палками, ворвались в окружной центр и расправились с ненавистными чиновниками. Затем они нанесли удар окрестным помещикам и разделили их имущество. В течение недели восстание охватило все 22 волости округа. За это время были сожжены и разгромлены 182 усадьбы помещиков и отобрано имущества на 100 тысяч нян.
Вслед за чинчжуским вспыхнули одно за другим восстания и в других округах. В марте 1862 года восстали 3 тысяч крестьян Иксана в провинции Чолладо. В апреле несколько тысяч восставших крестьян в Кэрёне (провинция Кёнсандо) разбили тюрьму, освободили своих заключенных товарищей, сожгли правительственные учреждения, где хранились податные списки, а затем разгромили дома чиновников и помещиков, поделив между собой их имущество. Наиболее ненавистные чиновники были убиты. Так же протекали восстания в ряде других местностей.
По всей Корее 1862 год был годом крестьянских восстаний. В течение 10 месяцев произошло 21 крупное крестьянское восстание с участием десятков тысяч человек. Однако все эти выступления были подавлены. Они носили стихийный характер, были разрозненными, не превратились в общую организованную борьбу против существующего строя. Крестьяне, как правило, добивались лишь смены старых и назначения новых, «хороших» правителей в свои округа и провинции. Но даже эти разрозненные крестьянские восстания, происходившие в различных частях страны, расшатывали основы государства.
Идейное течение «сирхак»
Кризис феодальной системы привел не только к обострению классовой борьбы, но и к усилению противоречий внутри господствующего класса Кореи. Если в течение XVIII и первой половины XIX века установилась более или менее прочная диктатура одной определенной помещичьей клики (так называемых норонов — «стариков»), то это свидетельствовало не об устранении противоречий внутри господствующего класса, а только о попытках собрать силы для борьбы против нараставшего сопротивления крестьянства и возросшего влияния торгово-ремесленных слоев населения.
Протест угнетенного крестьянства против жестокой эксплуатации и гнета феодалов, егомечта о лучшей жизни отразились в самых различных произведениях литературы и фольклора, в пророчествах, сказаниях, повестях и рассказах. Вместе с тем по мере обострения внутренних противоречий в корейском феодальном обществе отдельные представители господствующего класса, идя навстречу стремлениям антифеодальных сил, поднимающихся в стране, стали порывать со старой конфуцианской идеологией и выступать под лозунгом сирхак («за реальные науки»). Это идейное движение, зародившееся в XVII—XVIII веках, в своеобразной форме отражало интересы борцов против старых устоев и искало выхода из тяжелого кризиса, переживаемого феодальной Кореей.
В идейном отношении сирхакское движение было далеко еще не зрелым и не одинаковым на различных этапах; оно являлось своеобразной критикой существующего феодального строя и конфуцианской идеологии, освящавшей этот строй. Приверженцы его признавали необходимость реформ в социальной и экономической жизни, подчеркивали огромную важность внедрения реальных, связанных с жизнью наук, к которым они относили не только естественные науки (астрономию, математику, медицину, агрономию и пр.), но и историю, географию, языковедение и литературу. Деятели этого движения считали необходимым заимствовать из других стран передовые научно-технические знания.
Идеи сирхака проповедовали многие выдающиеся представители корейской культуры конца XVIII — начала XIX в. К ним принадлежали естествоиспытатель Хон Дэ Ён, писатель Пак Чи Вон и другие, являвшиеся сторонниками «учений с Севера». Они считали, что Корее необходимо заимствовать научно-технические знания у своего соседа — Китая, а также и в Европе. Хон Дэ Ён самостоятельно сделал вывод о вращении земли вокруг своей оси и вокруг солнца, что опрокинуло господствовавшие конфуцианские представления о строении Вселенной. В беллетристических произведениях Пак Чи Вон зло осмеивал конфуцианскую «ученость» корейских помещиков, их спесивость и невежество, обращал внимание на тяжелое и бесправное положение народных масс. Для того, чтобы улучшить экономическое положение страны и облегчить страдания народа, Пак Чи Вон, подобно другим сирхакским мыслителям, считал необходимым внедрение лучших способов ведения сельского хозяйства, развитие промышленности и торговли.
Несмотря на глубокое сочувствие к положению угнетенного народа и его борьбе, сами сирхакисты не были революционерами и надеялись на осуществление своих идеалов с помощью просвещенного монарха. Но даже такая умеренная оппозиция вызвала яростные репрессии со стороны господствующей клики норонов. Жертвою этих преследований стал один из наиболее выдающихся сирхакских мыслителей Чон Як Ён. В 1801 году он был приговорен к смертной казни, замененной затем ссылкой. Находясь в длительном изгнании, Чон Як Ён создал социальную утопию, проект идеальной организации общества на основе наделения крестьянских общин землей по принципу: «Земля принадлежит тем, кто ее обрабатывает, и не может принадлежать тем, кто ее не обрабатывает». При этом предполагалось совместное ведение хозяйства, чтобы никто не мог присваивать труд другого и каждый получал продукты в соответствии с вложенным в общественное хозяйство трудом. Чон Як Ён осуждал наследственную монархию и в общих чертах высказывал идею народного суверенитета, заявляя, что издревле правители существовали для народа, а не народ для правителей.
Сирхакское движение, вызвавшее культурный подъем конца XVIII века, оказало плодотворное влияние на развитие корейской культуры и в XIX столетии. Известное развитие математики, астрономии, механики, физики, ботаники и медицины, а также более научная постановка изучения корейской географии, истории, языка и литературы явились результатом деятельности сирхакских мыслителей конца XVIII века. Историки стали критически осмысливать сообщения средневековых источников.
Влияние сирхакских идей сказалось также и в изобразительном искусстве. Со второй половины XVIII в. возникло реалистическое направление в корейской живописи. В картинах великого корейского художника Ким Хон До (родился в 1760 году) вместо изображения жизни одного лишь правящего класса впервые появляются исполненные глубокой симпатии к народу яркие характеристики различных социальных типов: кузнецов, кровельщиков и др. Жанровые картины современника Ким Хон До — художника Син Юн Бок изображали большей частью жизнь горожан. Замечательными мастерами пейзажа в конце XVIII и первой половине XIX в. были художники Син Ви (автор картины «Черный бамбук») и Нам Ке У.
Наибольший вклад в развитие общественно-политической мысли и разных отраслей науки внес Чон Як Ён. Им написаны выдающиеся исследования по исторической географии («Исследование пределов нашей страны») и по истории корейского языка («О неправильных толкованиях смысла слов»). До сих пор сохранили большое значение его многочисленные сочинения по математике и механике, физике и астрономии, по физиологии и медицине, вошедшие в собрание его литературного наследия в 76 томах. С позиции естествоиспытателя Чон Як Ён вел борьбу против религиозных суеверий, астрологии и знахарства. Вместо наполненных суевериями и указаниями о «счастливых» и «несчастливых» днях календарей того времени он составил научный календарь для народа, в котором стремился дать советы о лучших сроках полевых работ, правилах корм ления и лечения домашних животных, а также другие полезные знания по сельскому хозяйству. Чон Як Ён впервые предложил ввести оспопрививание. Он особо подчеркивал значение внедрения технических новшеств. В философии он развивал зачатки материалистических идей своих предшественников и критиковал господствовавшую идеалистическую систему неоконфуцианства, говоря, что идеальное начало (ри) не сотворено ни богом, ни иным сверхъестественным существом, а является своеобразным изменением вещественного начала (ки).
В течение первой половины XIX века во внутриполитической жизни и в идеологии Кореи одержали верх реакционные охранительные тенденции. Тем не менее сирхакисты продолжали оказывать плодотворное влияние на развитие корейской науки и литературы. Применяя критический метод к изучению старинных письменных памятников, достиг больших результатов ученый Ким Чон Хи (1786—1856), который своим сочинением «Описание эпиграфических памятников Кореи» положил начало научной эпиграфике. Он не только открыл ряд важных эпиграфических памятников, восстановил поврежденные тексты и дал расшифровку их содержания, но и связал их с задачами изучения истории. Он являлся зачинателем изучения в Корее истории первобытного общества по материальным археологическим памятникам. После посещения Китая Ким Чон Хи в течение ряда десятилетий деятельно поддерживал связи с видными китайскими учеными-литераторами (Цао Юй-шуй, Вэн Фан-ган, Юань Юань и др.) и обменивался научными взглядами по многим вопросам истории китайской литературы и письменности, в изучение которых он внес существенный вклад.
Метод критического исследования отразился и в этнографическом описании Кореи, которое составил в середине века Ли Кю Гён. В 60-х годах были также завершены начатые еще в XVIII в. работы по составлению полного географического описания (1863 год) и географических карт Кореи (1861 год).
Проводившаяся в начале 60-х годов работа по составлению нового уложения — «Повторного свода Великого уложения» (вместо существовавшего «Полного свода Великого уложения», составленного в 1785 году) была связана с политикой господствующего класса по упрочению феодальных порядков и возвеличению королевской власти. Целям этой политики были подчинены работы по восстановлению дворца Кёнбоккун, разрушенного во время японского нашествия в конце XVI века. Этот монументальный дворец, являвшийся самым крупным архитектурным памятником периода господства династии Ли, должен был олицетворять собою величие и могущество правящей королевской династии. Кёнбоккун состоял из целого комплекса дворцовых сооружений, из которых наиболее значительными являлись «Ворота славы» и Тронная палата.
Миссионеры в Корее. «Тонхак»
В начале XIX века Корея стала привлекать внимание европейских колонизаторов. На первых порах дорогу им прокладывали миссионеры, распространявшие христианство среди корейского населения.
Христианская пропаганда развивалась в благоприятных для нее условиях. Еще в XVII— XVIII веках оппозиционные элементы в Корее рассматривали христианство как удобное оружие для борьбы против официальной конфуцианской идеологии. Но в дальнейшем борьба против христианской пропаганды совпала с борьбой против проникавшего в страну влияния капиталистических государств.
С 30-х годов XIX века у берегов Кореи все чаще стали появляться корабли западных держав (Англии, Франции и США). В 1831 году римским папой было учреждено корейское епископство. За несколько лет своего существования оно обратило в католичество около 10 тысяч корейцев.
В 1839 году правительство Кореи решило предпринять репрессивные меры против христиан и европейских миссионеров, как опасных людей для государства. Казнь некоторых миссионеров и корейских христиан послужила предлогом для отправки в 1847 году в Корею французских военных кораблей. Однако посланные корабли сели на мель. Возвратив спасенных корейцами французских моряков, корейское правительство в то же время ответило категорическим отказом на требование иностранных держав установить торговые отношения и дать удовлетворение за казненных миссионеров.
По мере выявления роли миссионерских религиозных организаций как агентуры колонизаторов в корейском народе постепенно усиливалась оппозиция к проповедуемой ими христианской идеологии. Зародившееся в конце 50-х годов религиозное учение тонхак («восточное учение») стало открыто противопоставлять себя «западному учению», т. е. христианству, насаждаемому католическими миссионерами. Вместе с тем тонхак выступал также против официального конфуцианства и стремился к своеобразной религиозной реформации — созданию новой религии путем сочетания основных элементов религиозных учений буддизма, конфуцианства и даосизма.
Учение тонхак сразу же подверглось преследованиям со стороны властей. Его идеолог Цой Чже У был схвачен и казнен. Но деятельность его последователей продолжалась. Они стали приобретать влияние среди корейских крестьян, боровшихся против феодального гнета.
Угроза вторжения иностранных государств в Корею значительно возросла после того, как в 50—60-х годах капиталистические державы навязали Китаю и Японии кабальные договоры и получили возможность широкого проникновения в эти страны.
Реформы 60-х годов XIX века и политика изоляции
После смерти короля Чхольчжона, не оставившего наследников, борьба феодальных клик привела к победе северной группировки во главе с князем Ли Ха Ыном. Его 12-летний сын Ли Чжэ Хван, усыновленный вдовствующей королевой Чо, был возведен на престол (1863 год), но вся власть перешла к князю Ли Ха Ыну, ставшему регентом и получившему титул тэвонгуна.
Перед лицом растущих крестьянских восстаний и опасности внешнего нашествия была сделана попытка укрепить центральную власть. Чтобы ослабить местные феодально-сепаратистские элементы, тэвонгун закрыл большинство «храмов славы», служивших политическими центрами крупных феодалов на местах. Для расширения социальной опоры королевской власти правительство открыло доступ к государственной службе представителям недворянских званий и в демагогических целях объявило даже о ликвидации сословных различий. Но так называемое «уравнение» дворян с другими сословиями свелось на деле к упразднению отдельных мелочных ограничений (в одежде, обуви и т. д.), не затронув основных их привилегий.
Феодальная эксплуатация крестьян и ремесленников не только не уменьшилась, а даже возросла. Строительство нового пышного дворца Кёнбоккун сопровождалось массовым сгоном крестьян на принудительные работы и введением новых обременительных налогов и поборов. Для пополнения истощённой казны правительство начало чеканить недоброкачественную монету.
Внешняя политика тэвонгуна имела своей целью полную изоляцию Кореи. Господствующий класс видел в этом важнейшее условие сохранения существующих в стране порядков. Для этого была принята программа вооружения и обширного строительства прибрежных и пограничных крепостей.
В 60-х годах XIX века под влиянием миссионеров Ватикана корейские католики поставили перед тэвонгуном вопрос о допущении свободы христианской пропаганды и о союзе Кореи с Францией. Правительство ответило на это требование новыми репрессиями, поскольку усматривало в нем попытку нарушить изоляцию страны.
Между тем западные державы, основываясь на формальной вассальной зависимости Кореи от Китая, решили возложить на Китай ответственность за поведение корейского правительства, принимавшего решительные меры против проникновения иностранцев. Они потребовали, чтобы на Корею были распространены неравноправные договоры, навязанные Китаю, и чтобы китайский император на правах сюзерена оказал давление на Корею в пользу иностранных государств.
Китайское правительство категорически отказалось от вмешательства в дела Кореи, заявив, что считает ее суверенной во внутреннем управлении и в сношениях с другими государствами. Тогда французский дипломатический представитель в Китае объявил корейского короля свергнутым с престола. Французы даже претендовали на то, чтобы вакантным троном в Корее распоряжался французский император.
Осенью 1866 года французские войска, прибывшие с эскадрой из семи кораблей, захватили корейскую крепость Канхва и блокировали устье реки Ханган, намереваясь овладеть столицей Кореи. Однако французские захватчики встретили сильнейший отпор и, потерпев большой урон при попытке занять крепость Мунсу, вынуждены были отступить.
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VI. М., 1959, с. 434-443.