Узбекистан в VI-IX веках

Раннефеодальное общество на территории Узбекистана (6-9 века). В 6 веке Эфталитское государство распалось под натиском тюрков, создавших к середине этого столетия большое государство кочевников, объединившее различные племена и народы Алтая, Семиречья и Центральной Азии (см. Тюркский каганат). Однако Тюркский каганат, не будучи централизованным государством вследствие феодальной раздробленности, делился на несколько частей. В начале 8 века в Средней Азии насчитывалось около 15 самостоятельных владений во главе с царьками, принадлежавшими к правящей династии и зачастую лишь формально подчинявшимися ее старшему представителю, который обычно был и владетелем Самарканда - главного города Согда. Во главе каганата стоял тюркский каган. Население каганата делилось на земледельческое (оседлое) и скотоводческое (кочевое). Первое было более развитым в культурном и экономическом отношениях. Основная масса земледельческого населения называлась «кедиверами», которые находились в личной зависимости от богатого землевладельца - дехкана. Народные массы неоднократно поднимались на борьбу с дехканами. Особенно крупными народными восстаниями, направленными против феодальной знати, были движения Маздака в Иране и Абруя в районе Бухары (6 век). В городах Средней Азии большую роль играли купцы, которые вели караванную торговлю с Дальним Востоком и странами Передней Азии. Население каганата занималось традиционными для Средней Азии сельскохозяйственными промыслами, особенно широко развивались хлопководство, шелководство и торговля шелком и хлопком. В Средней Азии интенсивное развитие получило горное дело, добывалось золото, медь, железо, свинец, серебро и др. металлы, которые использовались искусными местными ремесленниками для изготовления монет, вооружения и предметов быта. В 6-7 веках на территории Средней Азии начинает преобладать новый тип поселения - укрепленные усадьбы (замки). Города являлись центрами ремесла и торговли. Среднеазиатские государственные объединения имели широкие экономические, политические и культурные связи со многими странами.

В 8 веке Средняя Азия была завоевана Арабским халифатом. Владычество Халифата нанесло большой ущерб народам Узбекистана. Арабские военачальники, не довольствуясь богатствами, захваченными при взятии городов, облагали местное население многочисленными поборами (рента доходила до половины урожая), обязав его снабжать их скотом, ремесленными изделиями, даровой рабочей силой, жильем и т. д. Они захватили лучшие земельные угодья, дома, ирригационные сооружения, усиленно насаждали мусульманскую религию, стараясь искоренить культуру и обычаи местного населения. Народы Средней Азии оказали Арабскому халифату мужественное сопротивление. В 720-721 годы произошло крупное антиарабское вооруженное выступление в Согде, в 728 и 736-737 годы - в Согде и Тохарастане; в 747 году состоялось массовое восстание под предводительством Абу Муслима, приведшее к падению Омейядской династии и приходу к власти Аббасидов; в 755 году вспыхнули восстания во главе с Сунбадом и Исхаком. В 776 году против арабской династии Аббасидов вспыхнуло крупное, охватившее весь Мавераннахр народное восстание так называемых людей в белых одеждах, которое возглавил ремесленник из района Мерва Хашим ибн Хаким по прозвищу Муканна. Движение Муканны было направлено как против арабского владычества, так и против имущественного неравенства. Оно являлось движением трудовых слоев населения, прежде всего крестьян, направленным против все более развивающегося феодального закабаления. Около 785 года восстание в основном потерпело поражение, хотя в отдельных районах оно продолжалось и после этого. Центром движения был Мавераннахр. Восставших поддерживали тюркские племена. В 801-802 годы происходило восстание Абул-Хасиба, а в 806 году в Согде - восстание крестьян во главе с арабом Рафи ибн Лейсом, направленное против Халифата и носившее антифеодальный характер. В 810 году арабам удалось подавить восстание. В период владычества Арабского халифата, несмотря на грабительскую экономическую политику завоевателей, хозяйственная жизнь в Средней Азии продолжала развиваться. Развивались города, особенно выделялись из них Самарканд, Бинкент (Ташкент), Термез, Бухара. Возросло значение купцов, торговли (в том числе караванной) и ремесла. Город все больше отделялся от деревни, усилился обмен между городским и сельским населением, между земледельцами и кочевниками.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Рубрика: