Египет в X — XI веках

Фактически независимым от Аббасидского халифата Египет стал в правление тюркской династии Тулунидов (868—905). Затем Аббасиды на короткое время вернули власть над Египтом, но в конце концов их наместник в Египте ихшид (это был титул князя Ферганы, пожалованный ему халифом ещё до назначения в Египет) основал здесь самостоятельную династию Ихшидидов (935—969). В 969 г. войска Фатимидского халифата завоевали Египет. Столица Фатимидов была перенесена во вновь основанный в непосредственной близости от Фустата город на реке НилеКаир (по-арабски ал-Кахира — «Победоносная»). К концу Х века Фатимиды завоевали также Палестину, Сирию и Хиджаз с Мединой и Меккой.

Сельское хозяйство Египта, как и раньше, зависело от разливов Нила. Управление развитой и сложной ирригационной сетью находилось в руках государства, что усиливало власть фатимидского халифа. На многих землях снимали два урожая — зимний (пшеница, ячмень, бобы, горох, чечевица, лук, чеснок, клевер, лён) и летний (дыни, сахарный тростник, кунжут, хлопок, индиго, фасоль, баклажаны, чёрная редька, репа, салат-латук, цветная капуста). Очень большое распространение в Египте имели виноград, финиковая пальма, апельсины, лимоны и другие плодовые деревья. Много зерна и льна вывозилось из Египта в Византию, с которой Фатимиды большей частью находились в мире.

Обладание богатым Египтом, с его высокоурожайными землями, значительными ирригационными сооружениями Нильской долины и огромными доходами от посреднической транзитной торговли и ремесленного производства давало Фатимидам исключительно большие материальные средства. Это позволило им сделать свою власть и свой центральный аппарат более крепкими, чем это было в других феодальных государствах Востока. До середины XI века власть фатимидских халифов была исключительно сильна. Наибольшую часть земельных владений в Египте до XI в. составляли государственные земли. Государство либо само эксплуатировало эти земли, либо сдавало их на срок до 30 лет землевладельцам-арендаторам, ответственным за уплату поземельной подати. Прежние византийские землевладельцы, остававшиеся ещё в первые столетия арабского владычества, ко времени Фатимидов исчезли. Но до начала XI века сохранялось значительное землевладение христианских (монофизитских) монастырей.

Большинство сельского населения, особенно в Верхнем Египте, до XI в. состояло ещё из коптов-христиан, потомков древних египтян. Непосредственные производители, как христиане, так и мусульмане, оставались прикреплёнными к земле и не могли переходить на другие места без специального разрешения. Каждые 30 лет производилась новая перепись земель. Основными налогами были подушная подать с немусульман (джизья), уплачиваемая деньгами, и поземельная подать (харадж), взимавшаяся здесь деньгами также с купцов и ремесленников, хотя они и не владели землёй. Финансовый аппарат в значительной части формировался из коптов-христиан и иудеев. Это было выгодно для Фатимидов, ибо в случае народных волнений можно было все притеснения отнести за счёт злоупотреблений чиновников-иноверцев.

Городская жизнь и товарное производство в Египте были более развиты, нежели в других странах Средиземноморья. По описанию таджикского поэта-путешественника XI века Насир-и Хусрау, в Каире одному только халифу принадлежало 8 тысяч домов, сдаваемых в наём и в аренду (под ремесленные мастерские, торговые помещения, склады и жильё).

Из отраслей ремесла первое место занимало ткацкое — производство льняных, шерстяных, хлопчатобумажных и шёлковых (на привозном сирийском шёлке-сырце) тканей. В государственных мастерских по выделке тканей с золотым шитьём работали частью наёмные мастера, а частью рабы. В Египте производили также цветные фаянсовые изделия, лучшее стекло, тростниковый сахар, мыло и т. д. Египтом велась активная внешняя торговля со странами Средиземноморья, особенно с итальянскими городами Амальфи, Пизой, Флоренцией, Генуей и Венецией. С XII века стала расти транзитная торговля с Индией.

До конца Х века в Египте проводилась политика веротерпимости. Но в начале XI века халиф Хаким (996—1021), чтобы ослабить недовольство низов мусульманского населения своей налоговой политикой, прибег к демагогическим мерам — начал небывалое по своей жестокости преследование христиан и иудеев (прекращённое после его смерти) и конфисковал земли христианских монастырей.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том III. М., 1957, с. 507-508.

Рубрика: