Русь (Филатов, 2011)

РУСЬ (Русская земля) — государственное образование восточных славян в IX—XIII веках. Летописная традиция связывает начало Руси с призванием Рюрика и его братьев в 862 году. Князь Рюрик стал править в славянском Новгороде (с Новгородом времен Рюрика связывается так называемое «Рюриково городище»), а его преемники взяли под свою власть «путь из варяг в греки» — речные торговые магистрали от Белого до Черного моря. Подавив сепаратизм местных славянских племен, русские князья в IX в. создали государство с центром в Киеве. Кроме столицы, первоначальными центрами нового обширного государства были Новгород и Чернигов, имелись и менее значительные города: Вышгород, Полоцк, Изборск, Любеч, Вятичев, Смоленск, Гнездов, Седнев. Более поздние русские летописные своды позволяют точнее наметить границы древней Русской земли. По данным XI-XII вв., в ее состав, кроме названных городов, входили Переяславль, Белгород, Торческ, Треполь, Богуславль, Корсунь, Канев, Шумск, Тихомль, Выгошев, Гнойница, Бужск. Это были бывшие племенные территории полян, части территорий северян и радимичей, возможно, некоторые земли уличей и вятичей. В ходе объединения различных племен первоначально этническое понятие «русь» стало наименованием правящего дружинного слоя государства, во главе с князем, а затем распространилось на все земли, находившиеся под властью русского государя и стало наименованием страны (Киевской Руси). Принадлежность к русской земле дала имя древнерусской народности, стала основой понятия «русский». Первое достоверное известие о Руси сохранилось в так называемых «Вертинских анналах» епископа Труа Пруденция Галиндо, где сообщается о посольстве императора Феофила (821-842) к королю франков Людовику Благочестивому. Посольство было принято в Ингельгейме 18 мая 839 г. В составе посольства находились послы «народа Рос», прибывшие в Византию от своего повелителя — кагана. Посольская миссия, судя по всему, увенчалась успехом. Феофил просил Людовика помочь росам вернуться домой, так как путь был перекрыт варварским народом (венграми). В 860 г. состоялся первый набег русских на Константинополь. 18 июня 860 г. русы, приплыв на 360 кораблях, осадили город, что вызвало панику среди населения, которую удалось прекратить только усилиями патриарха Фотия (858-867; 877-886). 25 июня русские воины по неизвестной причине сняли осаду и отбыли на родину. После 860 г. Фотий послал на Русь своего епископа, итогом миссии которого стало так называемое «Первое крещение Руси» к 867 г. Об отношениях Руси с Византийской империей в X в. свидетельствует император Константин Багрянородный (911-959) в своем сочинении «Об управлении империей» («De administrando imperio»), а также договоры Руси с Византией X в. и сообщения русских летописных сводов XI—XII вв. В 941 г. русский князь Игорь предпринял морской поход на Византию во главе 10-тысячного войска. Армия и флот империи в то время воевали с арабами. Император приказал срочно отремонтировать имевшиеся в бухте Золотой Рог корабли и вооружить их «греческим огнем», с помощью которого русский флот был сожжен. Лишь нескольким ладьям во главе с Игорем удалось прорваться и уйти. В 944 г. Игорь повторил поход, но на этот раз до боя дело не дошло. Был заключен мирный договор, по которому Игорь получил от Византии дань, а взамен обязался не пускать хазар в Крым. В 967 г., как сообщает византийский историк Лев Диакон, по приглашению императора Никифора II фоки великий князь киевский Святослав воевал с Болгарией за Подунавье. Затем в союзе с венграми и печенегами Святослав вел войну в Болгарии против Византийской империи в 970-971 гг., закончившуюся подписанием мирного договора. Император Василий II (960-1025) в критический момент восстания полководца Варды Фоки обратился за военной помощью к киевскому князю Владимиру Святославичу, и русский 6-тысячный военный корпус сыграл решающую роль в разгроме войск мятежника. За этим последовало крещение Руси, взятие в 989 г. русскими Херсонеса и женитьба Владимира на Анне, сестре императоров Василия II и Константина VIII (962-1028). Вместе с христианской верой на Русь пришла богатейшая византийская культура, многообразное византийское искусство — храмовая архитектура, искусство мозаики и фрески, искусство церковного пения, христианские книги. Прочный мир, продолжавшийся более полувека, дал возможность империи с помощью русских войск осуществить успешные военные кампании в Малой Азии, Сицилии и Болгарии. Русь же избавилась от печенежских нашествий и расширила свои владения на северо-востоке. Объединенными русско-византийскими силами в 1016 г. были ликвидированы остатки хазарских владений в Таврике, и Северное Причерноморье стало областью пограничных владений Руси и Византии. Установление родственных связей между правящими домами Киева и Константинополя значительно повысило международный авторитет киевских князей, а христианизация способствовала упрочению государственности на Руси. В результате временного ухудшения русско-византийских взаимоотношений в 1043 г. состоялся последний русский поход на Константинополь, закончившийся полной катастрофой. Флот, на котором перебрасывалась армия сына князя Ярослава Мудрого Владимира и воеводы Вышаты, был сожжен «греческим огнем». Восемьсот русских воинов были захвачены в плен и по приказу императора Константина IX Мономаха ослеплены. Затем до 1115 г. между Киевом и Константинополем сохранялись тесные дружественные связи, заключались династические браки, члены семьи киевского князя путешествовали в Константинополь, ширилось паломничество. Неожиданно в 1116 г. войска русского великого князя предприняли поход против Византии на Дунай. Киевский великий князь Владимир Мономах даже попытался удержать за собой несколько византийских городов на Дунае, но безуспешно. Мирные отношения были вскоре восстановлены и сохранялись почти до середины XII в., когда в 40-х гг. этого столетия Русь оказалась втянутой в конфликт между Венгрией и Византией. В 1145 г. киевский князь Изяслав прогнал греческого митрополита, и только ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий, став великим князем, вернул Русскую Церковь под византийское верховенство. В 60-х гг. XII в. наметился союз между Византией и Киевской Русью. Галицкая Русь, напротив, разорвала при Ярославе Осмомысле дружественные связи с империей, вступила в союз с Венгрией и оказала поддержку знаменитому авантюристу императору Андронику Комнину (1182-1185). Постепенно в тесные отношения с империей втягивались, кроме Киева, и другие русские города: Новгород, Ростов, Суздаль, Владимир, Полоцк, Перемышль. В XI—XII вв. сложились и окрепли культурные русско-византийские связи, которые оставили глубокий след в духовном развитии Руси. Падение Константинополя в 1204 г. и завоевание европейских владений империи латинянами временно нарушило нормальное развитие русско-византийских отношений. К началу XII в., в результате объединительной политики русских великих князей, «Русской землей», наряду с исконной Русью, считались земли всех славянских племен, населявших Восточную Европу. В начале XIII в. русскими землями стали называться преимущественно северо-восточные территории древнерусского государства — Ростово-Суздальского княжества и Новгородской республики. После монголо-татарского завоевания 1237-1241 гг. название «Русь» закрепилось за этой территорией, хотя в памятниках XIII—XIV вв. оно встречается и со значением более широким, для всех земель восточных славян. С XIII в. и позднее, когда связь между различными территориями Киевской Руси сильно ослабла, появились новые названия: Белая Русь, Малая Русь, Черная Русь, Червонная Русь. Центр русской государственности из Киева был перенесен во Владимир, а затем в XIV в. — в Москву. В XV в. усиливающаяся Московская Русь стала продолжателем духовных и государственных традиций Византийской империи, сокрушенной турками, великий князь московский Иоанн III женился на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора Константина XI, и стал первым из русских государей именоваться царем.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.261-264.

Рубрика: