Сомали (ЧА:ПиН, 2016)
Территория Сомали известна с древности. В 2002 году французская экспедиция обнаружила многочисленные петроглифы, изображающие коров, людей, жирафов и др. в пещерах Лас Геель («Верблюжий колодец» — сам.) недалеко от Харгейсы, столицы непризнанного самопровозглашенного государства Сомалиленд. Наскальные изображения датируются приблизительно 9-3 тысячелетями до н. э. и являются наиболее хорошо сохранившимися древними рисунками на Африканском континенте.
Египтянам эта территория была известна как земля Пунт, земля благовоний (точное месторасположение Пунта не установлено, однако в описаниях экспедиций указывалось, что эта богатая земля располагалась к юго-востоку от Египта). С середины 3 тысячелетия до н. э. египтяне вывозили отсюда золото, мирру и другие благовония, древесину, слоновую кость, диких животных и др., о чем свидетельствуют изображения на рельефах храма Дейр аль-Бахри, расположенном недалеко от Луксора. На храме изображены подробности экспедиции в землю Пунт, снаряженной по приказу царицы Египта Хатшенсут в XV веке до н. э. Позже другие фараоны совершали в Пунг военно-торговые экспедиции, детали которых также были запечатлены на стенах храмов и стеллах.
В I—II веках н. э. население северных районов Сомалийского полуострова вело торговлю с Римской империей, Южной Аравией, Индией. Со II по VII века некоторые части современного Сомали принадлежали эфиопскому королевству Аксум (I—VIII века). В VIII—XI веках важным торговым центром стал порт Зейла, через который велась активная внешняя торговля. Позже выросли и приобрели торговое значение портовые города Мерка, Брава и Могадишо. В XII-XVI веках Зейла стала центром султаната Аудаль. Арабы считали оконечности полуострова Сомали восточной границей «Земли черных» (Bilad as-Sudan — араб.), жителей этой территории они называли «берберами». К берегам Сомали причаливали и греческие корабли. Китайские торговцы торговали с жителями побережья Сомали в X-XIV веках и привозили оттуда жирафов, леопардов и черепах. В 1415-1423 годы в Китае побывало 9 посольств из Могадишо, Бравы и Джуббы. В 1499 году у берегов Сомали появились португальские корабли Васко да Гамы. Соперниками португальцев в подчинении этих земель были египетские мамлюки и турки, вступившие в союз с Аудалем и сомалийцами; союзницей Португалии стала Эфиопия. Междоусобные войны усиливались, постепенно образовывались мелкие султанаты, вражда между которыми при участии иностранных держав продолжалась до раздела Африки согласно решениям Берлинской конференции в 1885 году.
Существует несколько версий о появлении сомалийцев на территории Сомалийского полуострова. Наиболее убедительным представляется направление их миграции с юга на север, из района Великих африканских озер и юга Эфиопии. Генетические исследования показали, что предки сомалийцев и их соседей, народов Эфиопии, скорее всего, были не африканского происхождения, а мигрировали с Востока через Синайский полуостров в Северо-Восточную Африку, где они разделились на две группы народов: одни осели в районе Сомалийского полуострова, другие дошли до Северной Африки. В лингвистическо-культурном плане сомалийцы принадлежат к кушитской семье языков афразийской группы, к которой также относятся афары (данакиль), оромо, рендилле и бони. Название народа сомали, по одной из их собственных версий, происходит от имени их предка Samaal. Сомалийцы разделяются на шесть основных кланов, четыре из которых (дир, дароод, исаак и хауйие), составляющие около 70% населения, ведут преимущественно кочевой образ жизни. Кланы Дигил и Рахануэйн, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, проживают преимущественно в южных плодородных районах, в междуречье рек Джуббы и Шебеле. Остальное население, не происходящее от единого предка «титульных» кланов, традиционно занимается ремеслом и не пользуется уважением. Появление кланового деления и линиджей у сомалийцев, скорее всего, также связано с появлением арабов: произошла замена местной традиционной сомалийской матрилинейной общественной организации на типичную для семитских обществ патрилинейную.
Сомалийцы были одними из первых на Африканском континенте народов, принявших ислам. Первый контакт с мусульманами (курейшитами), выходцами с Аравийского полуострова, состоялся в VII-VI I веках. Строительство самой старой мечети в Сомали в городе Зейла датируется VII веком. Арабские путешественники с IX века, описывая Сомали, упоминали встречи с местными мусульманами и функционирующие мечети.
Большинство населения сомали — сунниты шафиитского толка, много последователей суфизма. Могилы их лидеров часто становятся священными местами, функционируют коранические школы (dugsi — сом.). В XIV веке арабский путешественник Ибн Батутта описывает Могадишо как центр изучения исламской религии. В XIV веке на территории современных Эфиопии, Джибути и северных районов Сомали существовал султанат Ифат со столицей в Зейле, в средние века на этой территории были образованы султанаты Аджуран, Аудаль и Геледи. Султанаты постоянно враждовали с соседней христианской Абиссинской империей. В XVI веке имам Аудаля Ахмед Гуурей («левша», Грань) возглавил так называемое «Завоевание Абиссинии» (Futuh al-Habash — араб.).
Оккупация Британией северных районов Сомали началась в 1884 году, когда британский майор А. Хантер прибыл в Берберу и начал заключать договоры с местными вождями о дружбе и покровительстве. До этого с 1839 года британцы, имевшие гарнизоны в Адене, посещали Сомали для закупки провизии. В 1887 году было объявлено об образовании Британского Сомалиленда. Французы, потерявшие позиции в Египте, также были заинтересованы в установлении связей с народами афар и исса, проживавшими на Красноморском побережье, чтобы обеспечить себе морской путь в восточные колонии. Как следствие появился протекторат Французское Сомали. Италия получила первое владение в южном Сомали в 1888 году после заключения соглашения о покровительстве с султаном Хобьо. Образование Итальянского Сомали завершило соглашение с султанатом Маджертен о присоединении Бенадирского побережья, которое находилось под контролем занзибарского султаната до 1925 года. В 1887-1897 годы эфиопский император Менелик II установил контроль Эфиопии над западными землями Сомали, известными как Огаден. Так сомалийский полуостров, один из наиболее гомогенных в этническом плане регионов в Африке, оказался разделенным между Британией, Францией, Италией и Эфиопией. Значительная часть сомалийцев проживала также в северном приграничном районе Кении.
В конце XIX в. когда европейские державы начали раздел Африканского континента, Мухаммед Абдилле Хассан, лидер дервишей и сомалийский поэт, объявив себя пророком, («махди» — араб.), возглавил восстание против британских колонизаторов, которое стало одним из самых продолжительных антиколониальных протестов на континенте (1899-1920 годы). Государство дервишей было построено по модели салихийского братства со строгой иерархией и централизацией. М. А. Хассан, объявленный британцами религиозным фанатиком, стал впоследствии национальным героем, борцом за ислам и независимость Сомали. В 1909 году после обсуждения проблем с непокорным протекторатом Сомалиленд в Британском парламенте, было принято решение заключить мирное соглашение с Хассаном. Изначально британские власти недооценили опасность влияния муллы среди местного населения, считая возможным подавить восстание обычной «военной прогулкой», но Хассан не шел на мирные переговоры и предпочитал общаться с неверными на языке оружия. К 1913 году дервиши контролировали практически все внутренние районы Сомалийского полуострова, что нарушило торговлю в приморских городах Сомали и не могло не вызвать недовольства британских властей. Удачный штурм крепости дервишей в Талехс колониальными британскими войсками в 1920 году с применением аэропланов и новейших винтовок, клановые противоречия и эпидемия оспы среди сомалийцев, а также смерть самого «бешеного» муллы от простуды положили конец сопротивлению дервишей. В результате этого восстания треть населения северного Сомали была уничтожена, а экономика региона была значительно подорвана.
Системы колониального управления и, как следствие, экономическое развитие регионов Сомали значительно различались, что сказалось после их объединения в независимую Сомалийскую республику. Британские колониальные власти практически не занимались экономическим освоением региона, сомалийцы имели возможность получить образование, достаточное для занятия административных должностей, даже если эти должности были недоступны для местных жителей в колониальный период. Итальянцы же делали упор на развитие плантационного хозяйства в плодородных землях междуречья рек Джуббы и Шебеле. Итальянская администрация создала систему ирригации, с 1919 года было начато выращивание бананов, а с 1927 года, когда основной экспортный продукт, хлопок, потерял экономическую значимость, и их экспорт. Итальянская система образования подразумевала обучение местных детей для того, чтобы они стали фермерами и неквалифицированными рабочими.
После оккупации итальянскими войсками Эфиопии в 1940-1941 годы впервые за 40 лет все сомалийские племена оказались территориально объединенными. Итальянцы ввели единую денежную систему, что привело к экономическому подъему в отсталых районах, была построена дорога Могадишо-Аддис-Абеба. Реализуя «римскую цивилизаторскую миссию» (как часть плана по повышению престижа Италии в мире), итальянцы возвели много зданий в итальянской архитектурной традиции. К началу 1940 года в Сомали проживало около 22 тысяч итальянцев. За период итальянского правления в Сомали не возникало каких-либо серьезных протестов местного населения, в отличие от Эфиопии. Некоторые сомалийские семьи значительно преуспели, однако этот период был недолгим. В марте 1941 года Италия потеряла свои владения в южном Сомали и в Огадене, где британцы установили военную администрацию. С 1941 по 1949 годы британцам удалось улучшить систему ирригации в северных районах, повысить эффективность земледелия, было открыто несколько светских начальных школ. Также была реорганизована местная судебная система, включавшая элементы традиционного права (heer — сом.), мусульманского права (shari 'а — араб.) и британского законодательства. Сомалийцы получили возможность занимать невысокие должности на гражданской службе и в жандармерии. Кроме этого, местные клановые вожди заменили итальянских чиновников в районной и региональной администрации.
21 ноября 1949 года Генеральной Ассамблеей ООН было принято решение о передаче Итальянского Сомали Италии на 10 лет под опекой ООН для подготовки страны к независимости. 10 лет опеки дали Итальянскому Сомали уникальную возможность получить опыт самоуправления и организации политического процесса, чего был лишен Британский Сомалиленд.
В 1948 году Британия по просьбе Хайле Селассие возвратила Эфиопии территории Хауда и Огадена, вопреки активным протестам движения сомалийских националистов. Вождям Огадена были выплачены так называемые «военные репарации» (которые сомалийцы назвали «взятками»). Изначально Британия гарантировала автономию Огадена, однако Эфиопия сразу же взяла ее под свой контроль. Попытка Британии выкупить Огаден у Эфиопии в 1956 году успеха не имела.
В феврале 1956 года состоялись первые в истории страны выборы, победу в которых одержала Лига Сомалийской молодежи (ЛСМ) — преемница первой политической партии Сомали — Клуба Сомалийской молодежи, созданной в 1943 году. Новое правительство во главе с Генеральным секретарем Лиги Абдуллой Исса Мохаммедом встало на путь сотрудничества с итальянскими властями. Оно выступало за объединение сомалийских территорий и борьбу с клановыми противоречиями. Национальное Сомалийское общество, созданное в 1948 году и переименованное в Национальную Лигу Сомали в 1950 году, выступало за скорейшую и полную независимость от Британии и защищало интересы клана исаак. Интересы кланов дигил и мирифле, проживающих в районе междуречья, защищала Партия Дигил-Мирифле, которая сотрудничала с итальянской администрацией и соперничала с Лигой Сомалийской молодежи, пользуясь финансовой поддержкой Италии. Кланы дир и дароод поддерживали Объединенную партию Сомали.
В 1959 году ООН определила дату провозглашения независимости Сомали между 2 декабря 1959 года и 1 июля 1960 года. Так 26 июня 1960 года Британский Сомалиленд получил независимость, а 1 июля он объединился с Итальянским Сомали, образовав Сомалийскую республику. Первым президентом стал Аден Абдулла Осмагг Даар, премьер-министром, позже сменившим его на посту президента, — Абдирашид А. Шермарк (1967- 1969), оба члена Лиги Сомалийской молодежи.
В первые годы независимости стала очевидна разница экономического уровня развитых южных и отсталых северных районов. Политическая власть оказалась сосредоточена в руках выходцев из Итальянского Сомали, что вызывало недовольство и протесты северян.
По конституции 1961 года все сомалийцы, проживающие за пределами страны, считались гражданами Сомали, предлагалось предоставить им свободу определения собственного статуса и государственной принадлежности. На референдуме, организованном британской комиссией, жители северного приграничного района Кении единогласно проголосовали за объединение с Сомали, так же как и оромо, проживавшие в районе Огадена. В Кении эти результаты были проигнорированы, что привело к столкновениям кенийских сомалийцев с кенийской полицией. Напряженными оставались и отношения с Эфиоггией. Сомали отказывалось признавать Огаден частью Эфиопии. На прошедшем в 1958 г. референдуме во Французском Сомали большая часть проголосовавших высказалась за продолжение отношений с Францией, а не за присоединение к будущей Сомалийской республике. Джибути получило независимость от Франции лишь в 1977 году. Идеи пансомализма (объединения пяти территорий, населенных сомалийцами, — бывшего Итальянского Сомали, бывшего Британского Сомалиленда, Огадена, северных районов Кении и Джибути) доминировали в определении внешней политики правительства неза-висимого Сомали, а сомалийский флаг — белая пятиконечная звезда на синем фоне — символизировал идею создания Великого Сомали.
В 1964 году Эфиопия и Кения заключили обоюдный договор о защите против нападения со стороны Сомали, который продлевался в 1980 и 1987 годы. Однако положения Конституции 1961 года «легальными и мирными способами добиваться объединения территорий, на которых проживают сомалийцы» все же выполнялись. Сомалийское правительство не отказывалось от своих территориальных претензий, но и не шло на открытый конфликт, надеясь решить проблемы мирным путем. Так, к 1964 году были налажены воздушные и коммуникационные связи между Сомали и Эфиопией, было снято чрезвычайное положение на границах с Эфиопией, что позволило местным пастухам выпасать скот на приграничных землях, была открыта дорога Могадишо-Харгейса через эфиопскую территорию. Политика премьер-министра М. И. Эгаля (будущего президента Сомалиленда) при президенте А. Шермарке, направленная на установление мирных отношений с «вечным» врагом сомалийцев — Эфиопией, не вызывала поддержки большей части населения, и именно этот факт стал одной из причин, приведших к государственному военному перевороту 1969 г.
В сентябре 1960 года были установлены дипломатические отношения с Советским Союзом. Были подписаны соглашения об экономическом, техническом и культурном сотрудничестве. СССР предоставлял долгосрочные кредиты. 27 апреля 1962 года было принято распоряжение Совета Министров СССР о приеме на обучение в военные учебные заведения военнослужащих из Сомали. Тогда же Советский Союз согласился предоставить Сомали кредит в 32 миллиона долларов (увеличенный на следующий год до 55 миллионов) для модернизации армии, в страну начало поступать советское стрелковое вооружение, а позднее — бронетехника, артиллерия и авиация. Приблизительно 300 советских военных советников прибыли в Сомали, чтобы обучать армию, а около 500 сомалийцев (пилоты, офицеры, техники) отправились на обучение в СССР. В 1965 году СССР начал создание сомалийского флота, а в 1966 году при непосредственном участии советских специалистов началось строительство порта в Бербере.
На парламентских выборах 1969 года победу одержала Лига Сомалийской молодежи. Сомали шло по пути конституционной демократии, однако 15 октября 1969 года президент Шермарк был убит, а на следующий день после его похорон в результате военного переворота к власти пришел командующий в то время армией генерал-майор Сияд Барре. Действие конституции было приостановлено, а Сомалийская Республика была переименована в Сомалийскую Демократическую Республику. Управление государством перешло к созданному С. Барре Верховному Революционному Совету, а затем к Центральному комитету Сомалийской революционной социалистической партии (СРСП), которая взяла в свои руки высшую политическую и экономическую власть в стране. Была образована служба национальной безопасности, установлен жесткий надзор за средствами массовой информации, ограничен ряд политических свобод. В Сомали наступил период диктатуры «отца нации» Сияда Барре, продлившийся 22 года и приведший к распаду государства и началу гражданской войны.
В первую годовщину переворота, который стал называться «революцией», руководители Сомалийской Демократической Республики заявляли, что СДР будет идти по пути социалистического развития, что её идеологией станут принципы научного социализма. Новое сомалийское руководство приступало к созданию в Сомали «общества, основанного на труде и социальной справедливости». По мнению С. Барре, «социализм являлся не религией, а политическим принципом управления страной и производством». С. Барре, проповедуя идеи «научного социализма», утверждал, что труд на благо общества, отсутствие классов, идеи всеобщего равенства и вера в Бога были совместимы с исламскими принципами, более того, по Корану также запрещались эксплуатация и денежные ссуды и поощрялись объединения и кооперация среди мусульман. Трибализм — клановое разделение сомалийского общества — был отчасти приравнен к понятию классовости. Сомалийский лидер делал акцент на религии не как способе идеологического воздействия, а как моральной силе и альтруизме. Он не разделял атеизма марксистов, считая религию неотъемлемой частью сомалийского общества, но в то же время запрещал религиозным лидерам вмешиваться в светские дела и ограничивал их деятельность поддержанием «духа народа». В эпоху строительства социализма (hantiwadaag— «совместное владение» — сом.) с 1969 по 1975 годы действительно были достигнуты значительные успехи в текстильной и мясомолочной промышленности, в основном при помощи внешних займов, полученных от Китая, Организации экономического сотрудничества и развития, Арабского фонда экономического и социального развития, стран-участниц ОПЕК и др., а также в результате заключения договоров о сотрудничестве с Советским Союзом, благодаря помощи которого было построено несколько заводов. Однако основные усилия правительства были направлены на создание мощной армии, необходимой в первую очередь для воплощения реализации идеи об объединении Великого Сомали. В то время как заявленная борьба с трибализмом (клановым протекционизмом) в сомалийском обществе оказалась не только безуспешной, но и стала одной из причин падения режима С. Барре. Несмотря на провозглашенную борьбу правительства с клановой раздробленностью, само правительство Барре часто называли МОД (что являлось аббревиатурой из первых букв трех кланов, представители которых пользовались всевозможными привилегиями: Марехаан — клан Сияда Барре, Огаден — клан матери Барре, Дулбаханте — клан зятя Барре). Официально упоминание клановой принадлежности и использование кланового родства запрещалось, более того, это считалось правонарушением. В обиход вошло обращение jaalle — «товарищ». На местах региональные комитеты возглавляли старейшины кланов, которые теперь именовались «миротворцами» и подчинялись чиновнику из госаппарата.
С 1970-х годов в Сомали начал пропагандироваться культ личности С. Барре. Его портреты вывешивались на улицах рядом с портретами
Маркса и Ленина, лозунги о «единстве троицы — товарища Ленина, товарища Маркса и товарища Барре» висели на всех агитационных центрах. Распространялись брошюры, восхвалявшие «отца нации» и «учителя» Сияда Барре, «который нашел уникальный путь для Сомали, ведущий к социалистической революции» (противники Барре за его излишнее красноречие называли его afweyne — «большой рот»). С целью наиболее эффективной пропаганды своих идей, а также под лозунгами осуществления культурной революции в стране С. Барре объявил кампанию но ликвидации неграмотности среди населения (по данным ООН, в 1972 году 5% населения были грамотны). Была введена сомалийская письменность на основе латинского алфавита. В 1973 году сомалийский язык был объявлен государственным языком Сомалийской Демократической республики, ежедневная газета Stella d'Ottobre («Звезда Октября») была национализирована и переименована в Xiddigta Oktoobar, которая стала выходить на сомалийском языке. В 1974 году школы и учебные заведения были закрыты, все студенты и школьники были направлены в удаленные районы для содействия повышению уровня грамотности населения. Борьба с неграмотностью проводилась под лозунгом «Не знаешь — учись, знаешь — учи» и спонсировалась Международной ассоциацией развития. Образовательная программа, проведенная по инициативе С. Барре, была признана ООН одной из самых успешных в истории. Число студентов с 1969 по 1975 годы выросло на 437%, число учителей увеличилось в 4 раза, был открыт Национальный Университет Могадишо. Было построено много подростковых центров, центров для детей-сирот, где дети воспитывались в патриотическом духе под лозунгами революции: «Было время, когда я не знал, кто я. Теперь мой отец — Сияд, моя мать — Октябрьская революция, флаг — мой дядя, моя земля — мой дед, моя почва — моя мать». Барре заменил традиционный вопрос «Кого Вы знаете?» на вопрос «Что Вы знаете?», тем самым уменьшая значение клановой принадлежности.
В начале 1970-х годов Барре опять вернулся к идее объединения всех сомалийцев и создания Великого Сомали. В 1964 году президент Кении Джомо Кениата и император Эфиопии Хайле Селассие подписали соглашение о взаимодействии против сомалийской афессии и территориальных притязаний, которое дважды продлевалось. Организация Африканского Единства также выступала против удовлетворения территориальных притязаний Сомали.
На территории Огадена был создан Освободи тельный Фронт Западного Сомали (ОФЗС), который воспользовался нестабильностью после свержения императора Хайле Селассие, и в июле 1977 года сомалийские войска вторглись на территорию Огадена. Несмотря на численное превосходство эфиопской армии, сомалийцы были лучше экипированы и обладали современной техникой, благодаря помощи Египта и Советского Союза, и к сентябрю того же гада ОФЗС контролировал уже около 90% территории Огадена. Сомали обратилось за помощью, прежде всего, военной, к США и арабским странам (Сомали вступило в Лигу Арабских стран в 1974 году), которые были не склонны поощрять территориальные претензии Сомали и предпочли соблюдать нейтралитет.
СССР, который в новом эфиопском режиме увидел сторонника следования марксистко-ленинским принципам, Куба, Северная Корея, Йеменская Демократическая республика и др. выступили на стороне Эфиопии, оказывая ей всестороннюю военную поддержку, и к 1978 году эфиопские войска полностью освободили Огаден от сомалийских войск. Президент Сомали объявил о прекращении дипломатических отношений с СССР. Страну должны были покинуть 2000 советских специалистов и членов их семей, отношение местного населения к которым резко ухудшилось. В Сомали должны были остаться только 7 служащих посольства СССР в Могадишо, столько же сотрудников было в посольстве Сомали в Москве. Одновременно сомалийцы прервали дипломатические отношения с Кубой, страну должны были в течение суток покинуть 45 кубинцев. Кроме того, всё советское имущество, находящееся на территории страны, было объявлено собственностью Сомали. Эвакуацию соотечественников проводили советские военные, которым все же удалось вывезти часть техники и имущества советских граждан.
После поражения в войне с Эфиопией Сияд Барре постепенно стал утрачивать популярность среди населения, режим его правления становился всё более авторитарным. Он искал поддержку среди членов своего клана, устраивая расправы над враждебными кланами, особенно над представителями клана исаак, проживавшими в северных районах страны. В 1978 году состоялась неудачная попытка государственного переворота. С конца 1970-х годов на севере страны начали формироваться оппозиционные движения. Демократический Фронт спасения Сомали (ДФСС) на базе клана маджертен, Патриотическое движение Сомали, Национальное Движение Сомали (НДС), образованное в Харгейсе представителями клана исаак, ставили целью свержение режима С. Барре. В 1989 году в Риме образовался Объединенный Сомалийский Конгресс (ОСК) на базе клана хауийя.
В 1984 году Барре обратился за помощью к властям Южной Африки. В обмен на предоставление сомалийских аэропортов для посадки самолетов южноафриканских авиалиний и портов Кисмайо и Могадишо Барре получил 20 миллионов долларов экономической помощи и военное оборудование. Китай оказывал военную и материальную помощь Сомали в обмен на разрешение рыболовства, военные поставки вела Ливия. В августе 1980 года США и Сомали подписали соглашение, предоставляющее право американским боевым кораблям пользоваться сомалийскими портами, а американским ВВС — авиабазами в Бербере, Могадишо и Кисмайо. Взамен американцы осуществляли поставки вооружений для сомалийского режима. В 1983 году правительство Саудовской Аравии отказалось импортировать крупный, а затем и мелкий рогатый скот из Сомали, ссылаясь на его зараженность, ухудшив без того тяжелую экономическую ситуацию в стране.
С. Барре пытался сохранить контроль над страной, используя клановую вражду и полагаясь все чаще на лояльность своей собственной семьи и клана, а также терроризируя население облавами «красных беретов» — членов преданного ему клана марехаан. В 1988 году антиправительственная деятельность Национального Движения Сомали стала причиной бомбардировки Харгейсы по приказу С. Барре. С 1988 по 1991 годы правительственные войска уничтожили систему орошения в районах, контролируемых Национальным Движением Сомали, часть колодцев были отравлены.
В 1980-х годах появились официально признанные ООН беженцы из Сомали. В 1981 году около 1,5 миллиона (по заявлению сомалийских властей, и 650 тысяч, по сведениям наблюдателей) покинули страну. При приеме беженцев из Сомали Великобритания проявляла большую лояльность представителям клана исаак, проживавшим на территории бывшего Британского Сомалиленда.
К 1990 году положение в Сомали ухудшилось, начался террор: велась слежка, производились ночные аресты участников оппозиции, запрещалось собираться группами более трех человек. Барре умело манипулировал клановыми противоречиями, не давая оппозиционным его правлению партиям и движениям объединиться. Как следствие, им удалось установить контроль только над территориями проживания собственных кланов. В 1989 году наиболее авторитетным представителям основных кланов все же удалось объединиться и создать Национальный Совет по примирению и спасению Сомали. В изданном ими манифесте выдвигались требования отстранения С. Барре от власти, передачи полномочий временному правительству и назначения многопартийных выборов.
В конце 1990 года С. Барре объявил чрезвычайное положение, однако в январе 1991 года он был отстранен от управления страной и бежал. Началась борьба за власть. Объединенный Сомалийский Конгресс назначил Али Махди Мухаммеда временным президентом и предложил всем остальным антиправительственным группам совместно обсудить вопрос о формировании нового правительства. Глава Национального Альянса Сомали Мухаммед Фарах Айдид отказался принимать участие в конференции в Джибути. Так Али Махди был приведен к присяге в качестве президента Сомали в августе 1991 года сроком на два года. Он был официально признан многими государствами, однако мог контролировать только центральные районы столицы. Вражда между клановыми группировками нарастала, и Сомали перешло в разряд «несостоявшихся» государств (failed states), находящихся на грани гуманитарной катастрофы.
Наряду с этим начался процесс децентрализации Сомали. Сразу же после свержения С. Барре в 1991 году о своем отделении заявил Сомалиленд. До настоящего времени он продолжает существовать как самопровозглашенное и не признанное на международном уровне государство на северо-западе Сомали в пределах бывшего британского протектората, несмотря на вполне успешное экономическое развитие и внутреннюю стабильность. В 1998 году о своей автономии заявил Пунтленд — территория на северо-востоке Сомали, Галмудуг в центральном Сомали заявил об автономии в пределах федерации Сомали.
В январе 1992 года Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 733 о запрете ввоза в Сомали оружия. Новая Резолюция 751 положила начало миротворческой миссии ООН в Сомали. Эта миссия позднее получила название (УНОСОМ I), в ней насчитывалось 3500 военнослужащих, 700 гражданских лиц и 50 военных наблюдателей. На этом этапе предполагалось обеспечить безопасную доставку и распределение гуманитарной помощи, которая доставлялась в Сомали, в рамках миссии (УНОСОМ I). В операции принимали участие представители более 20 стран. 3 декабря 1992 года в Совете Безопасности ООН по инициативе США была принята новая резолюция 794, приостановившая деятельность миротворческой миссии ООН и передавшая власть военному командованию США. Согласно этой резолюции, миротворцы получали права обеспечивать доставку и распределение гуманитарной помощи любыми средствами. В рамках этой резолюции была начата операция «Restore hope» («Возрождение надежды»). В рамках новой миссии миротворческих сил ООН были задействованы войска из разных стран, общая численность которых достигла 37 тысяч человек. В результате, 40% территории было взято под их контроль. Цель миссии была практически выполнена. Под давлением США 15 марта 1993 года была начата мирная конференция в Аддис-Абебе (Эфиопия), на которой все группировки в Сомали согласились прекратить огонь.
Затем начался второй этап миссии, целью которого ставилось прекращение гражданской войны в Сомали. Однако войска ООН не смогли сохранить нейтралитет и вмешались во внутренние межклановые конфликты. Миротворцы ООН начали подвергаться нападениям: в одном из боев в Могадишо в октябре 1993 года погибли 18 американских военнослужащих, в результате чего президент США Билл Клинтон был вынужден заявить о выводе американского контингента из Сомали не позднее марта 1994 года. Миротворцы других стран также покинули страну. Цель миссии не только не была выполнена, но имиджу США был нанесен серьезный ущерб, ситуация внутри Сомали ухудшилась.
После вывода миротворческих сил из Сомали М. Ф. Айдиду и Али Махди удалось на время договориться о прекращении боевых действий. Айдид при поддержке Ливии был провозглашен президентом в 1995 года, однако в 1996 году от тяжелых ранений, как сообщалось по местному радио, он умер. Место президента занял его сын, Хуссейн Айдид — натурализовавшийся фажданин США. В 1997 году была предпринята попытка проведения мирных переговоров между руководителями группировок при участии и поддержке Эфиопии. Президент Сомалиленда отказался принимать участие в переговорах, как и Айдид, не доверяя Эфиопии. В 1998 году Айдид и Али Махди заключили перемирие, чем были недовольны старейшины некоторых кланов.
В 2000 году была предпринята попытка объединения страны, когда представители полевых командиров, собравшись в городе Арта в Джибути, избрали президентом выпускника советского вуза Абдулкассима Салат Хассана. Однако ему отказались подчиниться полевые командиры. В 2004 году Эфиопия пролоббировала создание альтернативного временного правительства, которое возглавил Абдуллахи Юсуф Ахмед.
В 2000 году был сформирован Союз исламских судов (СИС), как оппозиция переходному федеральному правительству. Правление СИС, несмотря на ужесточение мусульманских норм, пользовалось поддержкой местного населения, однако вызывало озабоченность в других странах в связи с ростом угрозы исламского терроризма по всему миру. Местные бизнесмены, заинтересованные в экономической и политической стабильности, были на стороне СИС, а ношение строгой мусульманской одежды гарантировало женской части населения безопасность передвижения по городу. В период правления СИС был открыт международный аэропорт и морской порт в Могадишо, закрытые в 1995 году, начался вывоз мусора из столицы. В ноябре 2001 г. после терактов в Нью-Йорке администрация США запретила все финансовые операции, проводившиеся исламским банком Баракат, являвшимся главным оператором по переводу денег в Сомали. Поначалу это вызвало экономические проблемы, однако в результате привело к созданию сомалийских компаний и систем по переводу денег Дахабшил (Dahabshiil) и Хавала (Hawala).
К 2006 году Союз исламских судов контролировал южные районы страны, вводя в них правление согласно нормам шариата, что встречало поддержку среди местного населения. Переходное федеральное правительство пыталось восстановить авторитет собственной власти с помощью эфиопских войск и миротворцев Африканского Союза, что в конечном итоге ему удалось сделать.
Союз исламских судов состоял из 11 судов шариата, каждый из которых обладал авторитетом в определенном районе Сомали. Цели и тактика лидеров внутри Высший совет исламских судов были различны. Так глава СИС Шариф Ахмед придерживался умеренных взглядов и видел целью деятельности Союза восстановление порядка в стране после 15 лет безвластия и войны. Два шариатских суда в составе СИС считались радикальными: один из них возглавлялся X. Д. Ауэйсом, подозреваемым в терроризме, другой лидер — А. X. Айро, прошедший подготовку в Афганистане, также считался террористом. Молодежное и военное крыло СИС — «Аш-Шабааб» («молодежь» — араб.), заявившее о себе в 2004 году, также не отличалось единством взглядов о принципах и идеях борьбы, каждый лидер отряда выступал от собственного имени.
Связь «Аш-Шабааб» с «Аль-Каидой» представляется очевидной, так как многие ветераны последней принимали участие в «Аш-Шабааб» и выражали готовность оказать ей поддержку. «Аш-Шабааб» была объявлена террористической организацией в США в 2008 году, позже в Австралии, Великобритании и Канаде. «Аш-Шабааб» отрицала необходимость гуманитарной помощи в Сомали, расценивая ее как «политически мотивированную пропаганду» : было запрещено ввозить гуманитарную помощь в рамках Всемирной продовольственной программы, так как, по мнению руководства «Аш-Шабааб», наличие иностранных продуктов ухудшало условия развития местного бизнеса на рынках страны.
В феврале 2007 года в Сомали началось размещение миротворческих войск Африканского союза — АМИСОМ (AMISOM). Хотя их численность планировалось довести до 8 тыс. чел., на самом деле лишь Уганда и Бурунди отправили в Сомали по одному батальону.
В 2009 году члены «Аш-Шабааб» провели серию терактов против членов Переходного Федерального правительства во главе с президентом Шарифом Ахмедом, убив трех министров. В 2011 г. медиа указывали на возможную связь членов «Аш-Шабааба» и сомалийских пиратов для приобретения оружия. «Аш-Шабааб» вел активную вербовку по всему миру, включая пропаганду своих идей через социальные сети.
Не меньшую опасность с учетом стратегически выгодного положения Сомали представляли сомалийские пираты. Пиратство стало угрозой для международного судоходства с 2005 г. Возникновение пиратства, возможно, объясняется нелегальным рыболовством иностранных судов у берегов Сомали, что лишало местных сомалийских рыбаков их доходов, а также загрязнением прибрежных вод токсичными отходами (как нелегальным, так и по личным договоренностям с местными лидерами за взятки). Базой пиратов называют Пунтленд, автономную область на восточной оконечности Африканского Рога. Вокруг сомалийских пиратов средствами массовой информации создано много мифов об их богатстве, процветании и везении: журналисты стремятся взять интервью у самих пиратов, при этом нередко попадаясь на удочку актеров-самозванцев, называющих себя «пиратами», а то и просто раздувая сенсации своими фантастическими домыслами. Вероятнее всего, пираты, предпочитающие именовать себя «береговой охраной», пользовались поддержкой местных властей, однако после прихода к власти Союза исламских судов их деятельность официально была запрещена, и начали проводиться аресты обвиненных в захвате судов как внутри Сомали, так и в странах, чьи корабли были захвачены пиратами.
К 2012 году после военных мер, предпринятых для охраны кораблей, успешность захватов судов снизилась, и как следствие, пиратство в данном регионе потеряло свою прибыльность, зато прибрело популярность в прибрежных водах Гвинейского залива. Страховые компании значительно увеличили свои прибыли в результате нападений сомалийских пиратов на корабли. Как следствие деятельности сомалийских пиратов Пунтленд лишился доходов от портов, в которые перестали заходить иностранные корабли, пострадала экономика Египта, так как через Суэцкий канал стало проходить меньше кораблей, а также рыболовство и туризм на Сейшельских островах.
В 2009 году один из лидеров СИС Шейх Шариф Ахмед был избран главой переходного правительства Сомали в результате парламентского голосования, прошедшего в Джибути. Пойдя на уступки исламистам, он ввел нормы шариата, однако это вызвало усиление беспорядков и в 2011 году потребовались миротворческие силы, чтобы навести порядок в стране.
Попыткой найти очередной компромисс стало избрание в 2012 году на должность президента Хассана Шейх Мохамуда, политика и бизнесмена, признанного в 2013 году британским журналом «Тайм» одним из 100 влиятельных людей в мире. При выборе состава Национальной Ассамблеи правительство руководствовалось так называемой формулой 4.5, согласно которой власть в стране делилась между четырьмя основными кланами (дароод, дир, рахануэйн и хауийе), а меньшинствам предоставлялась 0,5 часть полномочий. Практически сразу же стал очевиден важный недостаток этой политики: для получения поста в правительстве определяющей оказывалась клановая принадлежность претендента, а не его личные качества и опыт, и уволить его означало нарушить реализацию этой формулы.
Согласно публикуемому ежегодно Фондом мира (Fund for Peace) индексу несостоявшихся государств, к 2013 году Сомали уже шестой год занимало первое место. В 2014-2015 годы в опубликованном тем же фондом индексе «слабых государств» (fragile states) Сомали занимает второе место, уступив первенство Южному Судану.
К 2015 году ситуация в Сомали в целом стабилизировалась по сравнению с ситуацией в 1990-2000 годы Джибути, Индия, Турция, Иран, Великобритания, Катар, Китай открыли посольства в Сомали. В 2013 году США заявили о восстановлении дипломатических отношений с Сомали после 20-лет- него разрыва. Российские туристы-экстремалы довольно часто посещают Сомали, публикуя современные фотографии этой восточноафриканской страны и устраивая выставки. Страна ищет свой собственный путь развития после пройденной эпохи раздробления колониальными державами, эйфории после получения независимости, периода диктатуры и строительства исламского социализма под руководством С. Барре, обострения клановых претензий на власть, усиления исламского фундаментализма, очередных попыток извне гуманитарного и военного вмешательства. Отдельным регионам, как, например, непризнанному Сомалиленду, удалось найти эффективный и демократичный путь развития отчасти с помощью возникшего за несколько десятилетий феномена сомалийской диаспоры, которая, будучи многочисленной и экономически активной, обеспечивает безбедное существование своим родственникам, оставшимся на родине. Похожие тенденции наблюдаются в развитии Пунтленда, имеются предпосылки к созданию сомалийского федеративного государства из автономных объединений Джубаленд, Юго-Западного Сомали, области Галмудуг, а также отделившихся от Сомалиленда Маахира и Нортленда. Сепаратистские тенденции, с одной стороны, объясняются колониальной раздробленностью Сомали в прошлом, с другой — отсутствием эффективного и авторитетного для всех кланов центрального правительства.
Цитируется по изд.: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки / под. ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. – М., 2016, с. 410-426.