Чога-Занбиль (Караван, 2020)
ЧОГА-ЗАНБИЛЬ. Древний город и храмовый комплекс Чога-Занбиль находятся в современной иранской провинции Хузестан, расположен в 25 км к западу от города Дизфуль, 45 км к югу от города Сузы на краю плато, вблизи реки, 120 км к северу от Ахваза. Название этого района означает холм или пригорок в форме перевернутой корзины. Поэтому он стал известен как холм-корзина («чога»+«занбиль»).
Комплекс был построен около 1250 года до н. э. царём Элама Унташ-Напиришой в честь великого бога Иншушинака. Учёные предполагают, что царь Унташ-Напириша хотел создать здесь главный религиозный центр для богов верхнего и нижнего Элама вместо Суз. Основная часть работ по строительству Чога-Занбиля была проведена при жизни самого Унташ-Напириша, последующие правители привнесли меньший вклад в возведение города. Царь и его придворные в то время прибывали в город только на праздники и на большие религиозные церемонии.
Город построен на берегу реки, и его месторасположение выбрано таким образом, чтобы он возвышался над всем плато. Город построен так, что с его восточной стороны находится река, а напротив – горный массив, и благодаря этим большим и непреодолимым преградам он находился в безопасности. Этот город располагался внутри трех крепостных стен из кирпича, образовывавших концентрические круги. В центре города находился священный квартал, который окружала стена, образуя территорию в форме четырехугольника, каждая сторона которого превышала 400 метров. В середине этого квартала можно видеть остатки огромного и мощного зиккурата.
При строительстве Чога-Занбиля были использованы три вида кирпича: необожженный кирпич, обожжённый кирпич, необожжённый кирпич, смешанный с обожжённым битым или толченым кирпичом. Вокруг города были возведены три концентрических стены, внутри которых находился собственно город. Большой зиккурат во внутреннем городе был посвящён главному божеству, зиккурат построен на месте большой ровной площади. В центре находится 11 храмов малых божеств. Во внешних частях города размещается королевский дворец и королевские гробницы. По предположению археологов, один из дворцов предназначался для самого царя, а другой для гарема. Дворцы представляли собой величественные сооружения, по размерам сопоставимые с зиккуратом. Под строениями найдены каменные лестницы, ведущие в подвалы глубиной шесть метров, предназначенные для царской усыпальницы.
Для постройки зиккурата использовались глиняные кирпичи. Для их изготовления применялась сырая глина, иногда встречаются обожжённые кирпичи. На многих кирпичах сохранились надписи, восхваляющие деяния Унташ-Напириша. Фасады строители облицовывали украшенными гипсовыми плитами и глазурованными кирпичами. С этой целью использовались специальные печи, построенные вблизи храмов. Кстати, для реставрации комплекса применяются кирпичи, найденные археологами вокруг зиккурата. Водой город снабжал канал длиной 50 километров, проложенный от реки Керхе. До жителей вода доходила при помощи системы сообщающихся резервуаров.
В Ветхом Завете о судьбе этого государства говорится: «И наведу на Елам четыре ветра от четырех краев неба и развею их по всем этим ветрам, и не будет народа, к которому не пришли бы изгнанные Еламиты. И поражу Еламитян страхом пред врагами их и пред ищущими души их; и наведу на них бедствие, гнев Мой, говорит Господь, и пошлю вслед их меч, доколе не истреблю их» (Иеремия 49:36–37)
В 640 году до н. э. город был разрушен ассирийскими войсками царя Ашурбанипала. «В 642 году до н. э. ассирийцы в очередной раз вторглись в Элам, и Умманалдаш III, покинув свою резиденцию в Мадакту, бежал за горную реку Идидэ (соврем. Аб-и-диз), в неприступную крепость Дур-Ундаси», – пишет об этом Михаил Мочалов в книге «Ассирийская держава. От города-государства – к империи». Зиккурат в Чога-Занбиль считается наиболее хорошо сохранившимся из всех зиккуратов в мире.
Цитируется по изд.: «Караван» №76, 2020, с. 33-35.