Египет при Омейядах и Аббасидах
Халифат Омейядов и Аббасидов. Завоеватель Амр ибн аль-Ас стал наместником Нижнего (северного) Египта, но при халифе Османе (Усмане) ибн Аффане (644—656) был смещен, так как халиф опасался роста его амбиций. В результате наместник Верхнего (южного) Египта Абдаллах ибн Саад ибн Аби Сарх получил контроль над всей провинцией. При нем из Египта был совершен поход на юг, в Нубию (651—652), закончившийся заключением договора, по которому нубийцы должны были ежегодно поставлять в Египет рабов, а арабы предоставить им доступ на египетские рынки для закупки зерна. Смещенный Амр ибн аль-Ас позднее сыграл важную роль, поддержав претензии на власть Омейядов (661—750) — первой династии Халифата, и вновь вернув себе пост наместника Египта. При преемниках Амра велись активные военные действия в Магрибе. Это расширило владения Халифата, превратив Египет из приграничной области в регион, связавший африканские владения Халифата с азиатскими, в том числе с сердцем земель Омейядов — Сирией.
Основной фигурой в управлении арабского Египта являлся вали (губернатор или наместник), обычно носивший титул эмира. Ему принадлежала верховная военная власть, наиболее значимая из его функций в первые десятилетия после завоевания. Он выполнял функцию верховного имама во время молитв. Позднее, после административных реформ начала VIII века, вали стал играть основную роль и в организации гражданского управления. Именно он возглавлял диван (собрание вельмож) и контролировал сбор налогов (поземельного хараджа, уплачиваемой немусульманским населением джизьи и др.). Вали назначал правителей областей. Важные позиции в управлении занимали командующий войском (гунд, джунд) — мушир; казначей, отвечавший за сбор налогов — джа-би аль-харадж; глава карательного ведомства — сахиб аш-шурта. Судебная власть находилась в руках главного судьи кади.
После арабского завоевания греки почти полностью покинули Египет, коптское же население в основном осталось, обрабатывало землю (конфискованы были лишь владения бежавших византийских чиновников и земли, принадлежавшие императорам), занималось ремеслом в городах. До IX века в землевладении Египта во многом сохранялись византийские порядки, крестьяне, являясь лично свободными, были прикреплены к своим наделам. Поземельный налог (харадж) выплачивался крестьянами индивидуально. Копты составляли основную массу податного населения, в целом продолжавшую исправно платить налоги новым властям, пока при Омейядах бремя податей не стало чересчур тяжким, что спровоцировало коптские восстания. В первое время после завоевания христиане, составлявшие подавляющее большинство населения Е., пользовались широкой автономией в рамках принципа зимма (покровительства). Многие из сохранившихся коптских храмов и монастырей восходят к VII—IX векам. Однако постепенно мусульмане ужесточали политику в отношении и коптов, и греков-мелькитов. Тем не менее на протяжении нескольких столетий основной штат гражданских чиновников в Египте составляли христиане-копты, которые в первое время вели делопроизводство на своем языке. На арабский оно было переведено только в начале VIII века, что способствовало постепенной арабизации Египта. Этот процесс происходил быстрее, чем исламизация. Процент переселенцев из Аравии был относительно невысоким до 740-х, когда в дельту Нила и Верхний Египет были переселены достаточно крупные группы нескольких арабских племен. Переход в ислам местного населения шел медленно, особенно в деревне: еще в X веке мусульмане составляли лишь треть жителей Египта.
С расширением границ Халифата Египет, как и многие другие провинции, постепенно становился все более независимым от центральной власти. К середине VIII века сепаратистские движения на окраинах Халифата усилились, в Северной Африке от него отпали земли к западу от Триполи, в Египет в 745 году вторглись нубийцы, захватив Фустат. Войскам последнего омейядского халифа Марвана II (744—750) удалось отбить их нападение. Но в 749 году сторонники Аббасидов организовали в Египте мятеж. Халиф Марван II попытался бежать от сил первого аббасидского халифа Абу-аль-Аббаса ас-Саффаха в Фустат, но в августе 750 года вместе со сторонниками был убит в Бусире, а войска первого аббасидского наместника Е. Салиха ибн Али вошли в Фустат. Аббасиды перенесли столицу Египта из Фустата к северу, в Аль-Аскар (на территории современного Каира). Впрочем, Фустат сохранил роль важного торгового и ремесленного центра. При Харуне ар-Рашиде (786—809) одной из главных проблем, с которыми сталкивались центральные власти Халифата, оставалась неуплата провинциями налогов, причем жители Египта оказались главными неплательщиками. Подати были высоки, что приводило к недовольству населения и частым восстаниям. В 820-е годы в Сирию и Египет был послан полководец халифа Мамуна (813—833) Абдаллах ибн Тахир, подавивший сопротивление противников халифа, а также беспорядки, вызванные притоком в Египет переселенцев из Андалусии. Но в 829—832 годы вспыхнуло новое мощное антиналоговое восстание, подавить которое смог лишь сам халиф Мамун.
В 830-е годы начинается практика раздачи в Египте икта. Первоначально эти земельные пожалования за военную службу не являлись наследственными, и их широкое распространение приходится на более поздний период. С усилением роли тюркского элемента в Самарре (столице Халифата в 836—892), где воины-рабы (гулямы или мамлюки) тюркского происхождения стали ядром личной гвардии халифа, распространилась практика назначения тюрков наместниками Е. В этот период возрастает роль кади и коллегии правоведов-факихов, а также особой «инквизиционной» комиссии, михна, проверявшей воззрения исламских богословов (833— 849). После смерти халифа аль-Мутаваккиля (847—861) в Е. вновь вспыхнуло восстание, начавшееся с протеста против сборщиков налогов. Усмирить его удалось при помощи тюрок, которые играли все большую роль в войске и в управлении провинцией в целом.
А. В. Муравьев.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 6. М., 2018, с. 248-249.