Государство Корё

Государство Корё (X — конец XIV века). В 918 году Кунье был свергнут и убит одним из своих полководцев, Ван Гоном, а дальнейшее ослабление Силла привело к тому, что в 935 году ван Кенсун отрекся от престола в пользу Ван Гона. В следующем году было завоевано Хупэкче. После этого Ван Гон (Тхэджо) в 936 году провозгласил образование нового государства Корё со столицей в Кэгене (современный Кэсоне), которое охватывало большую часть Корейского полуострова. Современное название страны — «Корея» происходит от Корё, в названии которого в свою очередь была отражена преемственность с самым крупным из «Трех государств» — Когурё. К концу X века в Корё была введена единая административная система и покончено с сепаратистскими тенденциями местных властителей. Решение внешнеполитических проблем придало импульс внутреннему развитию. В середине XI века при правителе Мунджоне Корё достигло наибольшего расцвета. Была создана новая административная система, усилилась централизация государства, появился унифицированный чиновничий аппарат управления, вырос фонд государственных земель.

В административно-территориальном отношении Корё делилось на провинции (то), включавшие в себя более мелкие административные единицы. Особый статус малых столиц («северная», «восточная» и «южная» столицы) имели три важнейших города: Согён (современный Пхеньян, бывшая столица Когурё), Тонгён (современный Кёнджу, бывшая столица Силла) и Намгён (современный Янджу, недалеко от бывшей столицы Пэкче). В Согёне, игравшем особую роль в государстве, располагался дублировавший столичный административный аппарат. С укреплением центральной власти в Корё была восстановлена государственная собственность на землю. Пользование ею закреплялось за крестьянами, платившими за это налог в государственную казну. Чиновникам выдавали наделы за службу (чонсиква): причитавшийся с них государству налог чиновники собирали в свою пользу. При изменении служебного положения менялся и размер надела. Правители Корё стремились ослабить позиции старой аристократии, ограничивая рост частного землевладения, чего удавалось добиться, пока в государстве сохранялась внутренняя стабильность. В соответствии с конфуцианской моралью, торговля считалась в Корё презираемым занятием, в этой связи статус не слишком многочисленных купцов и торговцев был ниже статуса земледельцев, при том, что их благосостояние зачастую было достаточно высоким. Внешняя и внутренняя торговля были строго регламентированы государством. Роль денег играли зерно и ткани. Попытки ввести металлические деньги не увенчались успехом, но для крупных сделок использовали счетные единицы большого номинала, так называемые «серебряные бутыли». Число профессиональных ремесленников также являлось сравнительно небольшим, в основном они работали в казенных мастерских и были сосредоточены главным образом в столице и крупных городах.

Внутреннее положение Корё на протяжении первых веков его существования несколько раз дестабилизировалось из-за внешних угроз. Вначале Корё пришлось столкнуться с растущей мощью киданей, основавших государство Ляо. В 926 году оно разгромило Бохай (Пархэ), после чего на земли будущего Корё переселились многочисленные беженцы из Бохая. Это, наряду со статусом Корё, признававшего зависимость от китайской империи Сун и располагавшегося в юго-восточном тылу Ляо, захватившего северную часть Китая, предопределило военный конфликт Корё с киданями. Лишь с большими потерями Корё удалось отбить нападения армий Ляо в 993 году и в 1010—1011 годы. Благодаря полководческому таланту военачальника Кан Гам Чхана в 1018 — 1019 годы кидани были разбиты, после чего между Корё и Ляо были установлены дипломатические отношения. В начале XII века Корё угрожали усилившиеся племена чжурчжэней. 

Столкновения с ними шли с переменным успехом, пока чжурчженям не удалось, завоевав север Китая, провозгласить там империю Цзинь, данником которой Корё пришлось признать себя в 1126 году. Внутри страны с 1-й половины XII века также нарастали кризисные явления. Постепенному ослаблению центральной власти сопутствовала концентрация земель в руках крупных чиновников, зачастую с помощью злоупотреблений закреплявших за собой служебные наделы навечно, и в целом рост частных владений, включая земли буддистских монастырей, во многом связанный с разорением крестьян. Эти процессы подрывали экономическую базу государства, так как с переходом государственных земель в частные руки снижались налоговые поступления в казну.

Постепенно в государстве росли и противоречия между военными и гражданскими чиновниками, а борьба противоборствующих группировок за власть еще в большей мере ослабила центральное правительство. Эти тенденции вели и к росту сепаратистских настроений среди знати. В 1135 году северо-запад Корё охватил крупнейший мятеж под предводительством буддистского проповедника Мечхона, подавленный правительственными войсками во главе с известным государственным деятелем Ким Бусиком. Характерными для этого периода были и крупные крестьянские выступления. Их апогеем стала крестьянская война под руководством Мани в 1176-1178 годы, с большим трудом подавленная силами военных, еще в 1170 году захвативших власть в результате очередного обострения борьбы внутри правящей элиты. Почти столетие последующего правления военных в Корё имело некоторое сходство с процессами, происходившими в то же время в Японии, где с конца XII века началась эпоха сёгунатов.

Пиком усиления военных стал захват реальной власти в стране в 1196 году полководцем Чхве Чхун Хоном. Он смог укрепить обороноспособность страны, что помогло защитить Корё от новых набегов киданей в 1216— 1218 годы. Потомкам Чхве Чхун Хона — представителям фактически параллельной по отношению правящему роду ванов Корё династии Чхве — удалось удерживать контроль над государством до его завоевания монголами (1258).

В области идеологии в Корё доминировали конфуцианство и буддизм, но вместе с тем статус государственных церемониалов получила часть обрядов даосизма. Вся система образования и подготовки кадров чиновников всецело находилась под влиянием конфуцианства. Для подготовки чиновничества в 992 году в столице была открыта высшая школа Кукчагам. Помимо высшей конфуцианской академии существовало некоторое число государственных и довольно много частных конфуцианских школ. Буддизм в этот период достиг своего наивысшего расцвета: буддийские монастыри, наряду с государственными учреждениями, получали земельные наделы, высшие чины буддийского духовенства приравнивались к чиновникам, многочисленные буддийские храмы и монастыри располагали огромными богатствами, пожертвованными правителями и частными лицами. В отличие от периода Объединенного Силла, в Корё монахи принимали активное участие в политической жизни, в периоды ослабления государства их вооруженные отряды играли значительную роль в борьбе за власть. Со временем буддизм подвергался все большим нападкам со стороны конфуцианцев, наиболее радикальные из которых требовали не только лишить буддийское духовенство и учреждения земельных владений и богатств, но и полностью запретить буддийское учение.

Высокого уровня в период Корё достигла дворцовая и парковая архитектура. В районе столицы Кэсон сохранились остатки дворцового комплекса Манвольдэ, возведенного в X веке, и большое количество погребальных курганных комплексов правителей. Для нужд двора и высших сановников производилось значительное количество высокохудожественных предметов роскоши. К самым известным достижениям культуры эпохи Корё относятся фарфор селадон и Трипитака Кореана (XIII век) — буддийский канон (Трипитака), вырезанный на 80 тысяч деревянных досок. Буддизм продолжал стимулировать развитие изобразительного искусства, особенно скульптуры. К последним векам существования Корё относятся первые сохранившиеся памятники деревянного зодчества: например, павильон Мурянсуджон (XIII век) в монастыре Пусокса. В это время были составлены такие выдающиеся исторические сочинения, как «Самгук саги» («Исторические записи трех государств», XII век) Ким Бусика и «Самгук юса» («Забытые дела трех государств», XIII веке) Ирена. В XIII веке для книгопечатания в Корё впервые в мире начали применять подвижный металлический шрифт. С 1231 года начались набеги на Корё войск усилившейся Монгольской империи. Сопротивление захвату продолжалось в течение 25 лет. Во время нашествий монголов правители Корё спасались бегством на укрепленный остров Канхва (у современного Инчхона), каждый раз сначала признавали власть завоевателей, но затем вновь восставали. Тем не менее, набеги монголов наносили значительный урон хозяйству Корё, а в 1258 году ван Корё все же был вынужден признать себя данником Монгольской империи (после ее распада на отдельные улусы — империи Юань). Монгольское иго продлилось около 80 лет. Как и русские князья, корейские государи постоянно должны были являться ко двору монгольских императоров, в их ставках в качестве заложников оставались наследники престола. Корё платило монголам большую дань, но в целом сохранило свою собственную внутреннюю структуру государственного управления. Тем не менее, в конце XIII века Корё дважды (1274, 1281) служило плацдармом для подготовки оказавшихся неудачными (в том числе благодаря разметавшим флот завоевателей знаменитым тайфунам «камикадзе») монгольских экспедиций в Японию. Это, наряду с выплатой дани монголам, тяжким бременем ложилось на экономику Корё. В стране значительно сократилась численность населения, что вело к усилению эксплуатации крестьян, уменьшились посевные площади, ремесло и торговля находились в упадке.

В последующие десятилетия продолжавшаяся политическая нестабильность внутри Корё, где могущественные кланы боролись за влияние при дворе, усугублялась вмешательством в дела своего данника империи Юань. В стране неоднократно вспыхивали народные выступления против тяжелого положения, связанного с подчинением монголам. К середине XIV века в результате внутренних междоусобиц позиции Юань стали ослабевать, в ходе восстания «Красных повязок» (1351 — 1368) ее власть в Китае пала, и там была создана империя Мин. Пользуясь начавшейся борьбой между восставшими и силами монголов, ван Корё Конмин в 1356 году смог избавиться от монгольской зависимости. В 1359 году на Корейский полуостров вторглись отряды «Красных повязок», но были разгромлены войсками Корё. Силы Корё, в свою очередь, в 1369—1370 годы совершили несколько походов на китайскую территорию с целью возвращения северных когурёских земель.

Однако с упрочением власти империи Мин в Китае Корё вынуждено было признать традиционную формальную зависимость от могущественного соседа. Тем не менее, в стране в течение определенного времени еще были сильны позиции промонгольской группировки, поддерживавшей прежние отношения с монгольскими правителями.

Сохранявшаяся в стране политическая нестабильность и глубокий упадок в экономике в последние десятилетия существования Корё привел к власти «партию реформ» — оппозиционное движение под руководством Ли Сонге. Его социальной опорой являлись средние и мелкие чиновники, выступавшие против засилья знати и ухудшения своего положения. Они требовали укрепить центральную власть, резко ограничить частное землевладение, восстановить государственную собственность на землю и возвратиться к прежней системе выдачи наделов за службу, а также выступали за решительную борьбу с процветавшими в системе государственного управления злоупотреблениями.

M.A. Стоякин.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 344-346.

Рубрика: