Делийский султанат (Баканова, 2020)
Абу Мухаммад Муслих ад-Дин Абдуллах ибн Саади Ширази, живший в 13 веке суфийский мыслитель и персидский поэт, волей судьбы занесенный во многие страны и регионы, также побывал и в Индии, в стране, которая носила тогда имя Делийский султанат.
Его судьба была неразрывно связана с монгольским нашествием. Юный поэт и мечтатель получил отличное для его времени образование и вполне мог бы сделать блистательную карьеру, но монгольское завоевание Персии и низвержение Саада ибн Занги в 1226 году заставило Саади бежать. В течение долгих 30 лет судьба, полная всяких превратностей, беспрерывно бросала его то в один, то в другой конец мусульманского мира. Он побывал в Анатолии и Египте, Сирии и Азербайджане, несколько раз совершил хадж и участвовал в боях против крестоносцев, где был взят в плен и жил в качестве раба несколько лет. Мамлюки, выкупившие его из рабства наряду с прочими мусульманами, дали ему возможность вернуться в разоренный монголами Иран, однако жажда приключений Саади был еще не удовлетворена. В провинции Хорасан он встречается с тюркским эмиром по имени Туграл. Именно с этой точки начинается путешествие Саади на восток – в загадочную Индию. Ориентировочно его путешествие в Индию и Среднюю Азию проходило в 1246-56 гг.
Эпизодические набеги монгольских орд на Северную Индию не привели к завоеванию страны. Однако установление власти кочевых ханов в Средней Азии, а позднее и в ряде сопредельных стран и постоянная угроза нашествий на Индию сыграли немалую роль в деле консолидации образовавшегося здесь в начале XIII в., еще до появления монголов, государства - Делийского султаната, правящая верхушка в котором была представлена главным образом тюркской военно-феодальной знатью, завоевателями и мигрантами из Средней Азии, Ирана, Афганистана.
На самом деле, понять стремление Туграла попасть ко двору в Дели было действительно оправдано. Не столь давно, в 1206 году к власти в Индостане (после Газневидов и Гуридов) пришел тюркский эмир Кутуб Ад-Дин Айбак, который собственно и основал классический Делийский султана. С него началась полная драматизма история тюркских правителей Индии. Особенно следует упомянуть правление султана Илтутмыша, которому довелось пережить первое монгольское нашествие на Индостан. Он, несмотря на то, что легитимность его власти довольно долго и активно оспаривалась, значительно расширил границы государства (включив в него исмаилитский Мултан и Бенгалию), разобрался с экономическими, политическими и культурно-религиозными проблемами, а также – с многими вынужденными переселенцами с территорий Средней Азии, Афганистана и Ирана, которые бежали от нашествия монголов, прочно увязав их с местным населением и запустив процесс взаимной ассимиляции. Собственно говоря, у монголов не было четкой позиции относительно отношений своей собственной империи и Делийского султаната. В первый раз они появились в Индии довольно случайно, преследуя бежавшего из Хорезма принца Джелал уд-дина в 1221 году. Они разграбили Западный Пенджаб, Синд и Северный Гуджарат, однако – не дошли до Дели, не включили разграбленные территории в свою империю и вообще – вернулись в Афганистан и Иран. Как писал историк Барани, страх, порожденный кровопролитиями Чингисхана, заставил многих эмиров и маликов, знатных вазиров сплотиться вокруг трона Илтутмыша. Непосредственную опору его представляли тюрки из племен ильбари, кипчаков, а также каракитаи. Число его приближенных быстро росло благодаря усилившейся миграции из Средней Азии, Ирана, Афганистана в результате монгольского нашествия. Слава Дели вышла далеко за пределы Индии. В 1229 г. султан Дели получил инвеституру - признание в качестве такового от багдадского халифа. На монетах Илтутмыша появилось имя халифа. Оно красовалось на монетах делийских султанов и после того, как в 1258 г. Багдад был взят монголами, а халиф - низложен.
К сожалению, эпоха процветания в период правления Илтутмыша была прервана после его смерти ровно на 10 лет, когда на престоле постоянно сменялись правители, в том числе – и его дочь, знаменитая Разия султан. Положение в государстве осложнялось набегами монголов. В 1241 г. монгольские отряды во главе с Бахадуром Таиром, одним из военачальников Хулагу-хана, захватили Лахор. Городские стены были сровнены с землей, многие жители убиты. В 1246 г. монгольский военачальник Мангутах занял Мултан и осадил Уч. Однако в 1246 году порядок был относительно восстановлен. В 1246 г. на султанский трон в Дели одной из могущественных группировок тюркской знати был возведен Насир уд-дин Махмуд, младший сын Илтутмыша. Секрет его долгого правления, продолжавшегося до 1265 г., заключался в том, что султан довольствовался номинальной властью, реальная же принадлежала его регенту, одному из гулямов и самых влиятельных эмиров шамси, Гийас уд-дину Балбану, имевшему титул Улуг-хан. Улуг-хан совершил много походов против непокорных феодалов, что послужило росту его влияния и авторитета, закрепленного браком с дочерью Насир уд-дина Махмуда. Смерть султана в 1265 г. принесла корону его влиятельному временщику. Период регентства и правления Гийас уд-дина Балбана (1265-1287) прошел в борьбе за укрепление султанской власти и подчинение могущественных тюркских феодалов, в частности непокорных правителей СевероЗападной Индии и Ауда, в борьбе против независимых племен двуречья Ганга и Джамны, Мевата и Верхнего Пенджаба.
Таким образом, безызвестный тюркский эмир, каким Туграл был на момент встречи с Саади, действительно рассчитывал устроить свою жизнь при дворце Делийского султана, в период относительной стабильности и нуждаемости султана в военной силе. Так в то время поступали многие тюрки с номинальным титулом и небольшой личной гвардией, проживающие на территориях восточного Ирана, Афганистана и Средней Азии. Поскольку – альтернативой зачастую было полное подчинение монгольским завоевателям.
Дели в годы регентства и правления Гийас уд-дина значительно разросся. Еще в 50-х годах, до вступления на трон Балбана, к северовостоку от Лал Кота, города Томаров, Чауханов и первых султанов, появилась его резиденция. Джузджани, труд которого обрывается 1260 годом, упоминает ее как Килукхари или Гийаспур; противопоставляя эту резиденцию "Старому" Дели - Лал Коту, историк называет ее "Новым городом". В пригородах его поселились со своей челядью и домочадцами многие знатные лица, чиновники и военные, бежавшие от монголов из Мавераннахра, Хорасана, Ирана, Азербайджана и т.д. В результате появилось сразу 15 новых городских кварталов (махалла), которые назывались по имени их основателей. В самом конце 13 в. в Гийаспуре поселились монголы, военачальники разбитых до этого султанским войском отрядов, и Гийаспур стали называть также и Моголпуром. Дворец султана в Гийаспуре должен был затмить славу Лал Кота. Он был высок, писал знаменитый поэт Амир Хосроу Дехлеви, словно небо, и был подобен земному раю. Кирпичи, из которых был построен дворец, казались прозрачными под блестевшей под лучами солнца побелкой; верхняя часть дворца была отделана мрамором.
Торговля и городская жизнь в Делийском султанате продолжали развиваться, несмотря на частые войны, набеги монголов и мятежи. Более того, при дворе султана удалось собрать многих современных звезд: поэтов, ученых, архитекторов… Дели и другие города были немаловажными центрами культуры. Многие представители ее - поэты, философы и историки, ученые, архитекторы и художники - были мигрантами из Средней Азии и Ирана или их ближайшими потомками. Благодаря их деятельности были заложены основы индомусульманской культуры, которая продолжала процветать и позднее. Таким образом – Саади Ширази также отлично вписывался в круг местного утонченного бомонда, как по своим личным качествам, так и по происхождению.
Таким образом, как и Тугралу, так и Саади посещение Индостана могло принести много пользы и кардинально изменить их жизнь.
Собственно говоря, их совместное путешествие продолжалось несколько лет. Сначала они добрались до ныне пакистанского Синда. Эта провинция в описываемое время являла собой независимое от Дели княжество. Правда, чтобы добраться до него им пришлось пройти всю территорию Афганистана, Хайбер-Пухтунву и Панджаб, которые подчинялись (реально или формально Делийскому султанату). Здесь же им видимо удалось нанять в дополнение к своим людям местных индийских охранников. Собственно говоря – если северо-восточные пути были относительно свободны, то Мултан – недавно оправившийся от делийского завоевания действительно мог быть опасен. Дело в том, что Мултан довольно длительное время находился в состоянии независимого исмаилитского государства и сохранил еще память о своих свободах и привилегиях. Впрочем – в Синд Саади шел не просто так. Основной его целью стала возможность посетить местного суфия – Пир Путтура, который являлся продолжателем и последователем известного персидского суфия шейха Усмана Марвандви. После посещения Синда, Саади пересек реку Инд, а затем и одну из самых страшных пустынь Индостана – Тхар, добравшись до Дели. Здесь Туграл получил приглашение на военную службу в армии султана. А сам Саади был приглашен оставаться при дворе, как в качестве придворного поэта, так и в качестве ученого-суфия. Однако, придворная жизнь повидимому его мало привлекала. Саади, столкнувшись в Делийском султанате с абсолютно новыми для него религиями: буддизмом, индуизмом и зороастризмом, решил подробнее с ними ознакомиться. С этой целью он отправляется в Гуджрат. Современный индийский штат Гуджрат в то время представлял собой довольно пеструю общину совершенно разных народов и религий. Так, здесь жили традиционные индусы и буддисты, перебравшиеся в 7 веке из Ирана зороастрийцы, исмаилииты, арабские купцы и основанные ими мусульманские общины, ну и наконец – Махмуд Газневи за 200 лет до этого завоевал Гуджрат (правда ненадолго), но тюркские мусульманские общины здесь тоже успели обосноваться. И в этот котел народностей и религий Саади органично влиться видимо не получилось. Во всяком случае – его визит в Гуджрат остался покрытым тенью истории. Есть указания (но малодостоверные) о том, что у него произошли конфликты как с зороастрийцами, так и с индуистами. Причем с последними увязывают конфликт в активно почитаемом храме Сомнатх (разрушаемый несколько раз, был окончательно отреставрирован в 1951 году) – поскольку он являлся одной из главных индуистских святынь – конфликт с радикально настроенными индуистами вполне мог быть реальным.
Несмотря на то, что путешествие в Индостан действительно добавило к картине мира Саади несколько ярких и незабываемых штрихов, он решает вернуться на родину. Именно это путешествие стало для него финальным, после которого он прочно осел в Иране, начав свой новый жизненный этап – так называемый «шейхский период». Шираз, под руководством Атабака Абубакра ибн Сада ибн Занги (1231-60), сальгуридского правителя Фарса, переживал эпоху относительного спокойствия. Саади приветствовали в городе и считали одним из величайших жителей провинции. Он также пользовался большим уважением со стороны правителя. Саади отказался от предложенного места придворного поэта и вёл уединённую жизнь суфийского шейха, наставляя своих учеников. А впечатления от его путешествий оказали значительное влияние на его творчество, жизненные и религиозные устои.
Цитируется по изданию: Марина Баканова. Делийский султанат и путешествие Саади Ширази в Индию. // «Караван» № 78, апрель 2020 г., с. 42-49.