Чехословакия. С древности до складывания государственности

В истории Чехословакии можно выделить следующие основные периоды: 1) Первобытнообщинный строй (до 6 века н. э.). 2) Раннефеодальные государственные образования на территории Чехословакии (6 - середина 11 века). 3) Чешские земли и Словакия в период развитого феодализма (середина 11-15 века); важнейшие этапы этого периода: феодальная раздробленность; гуситское революционное движение. 4) Переход ко «второму изданию крепостничества». Турецкая экспансия, начало борьбы чешского и словацкого народов против гнета Габсбургов (16 - начало 17 века). 5) Чешские земли и Словакия в начале 17 - конце 18 веков. 6) Развитие капиталистических отношений в чешских землях и Словакии. Национальное возрождение (конец 18 - середина 19 веков). 7) Чешские земли и Словакия в период домонополистического капитализма (до конца 19 века); важнейшие этапы этого периода: революция 1848-1849 годов в чешских землях и Словакии; чешские земли и Словакия в 50-60-е годы 19 века; чешские земли и Словакия в составе дуалистической Австро-Венгерской империи (до конца 19 века). 8) Чешские земли и Словакия в период монополистического капитализма (до 1918 года). 9) Чехословакия в период общего кризиса капитализма (до 1945 года); важнейшие этапы этого периода: образование Чехословацкой буржуазной республики в 1918 году; Чехословакия в конце 1918 года - марте 1939 года; Чехословакия под немецко-фашистским господством. Борьба народов Чехословакии против гитлеровского ига. Начало национально-демократической революции (март 1939 года - май 1945 года). 10) Установление народно-демократического строя. Перерастание национально-демократической революции в социалистическую (май 1945 года - февраль 1948 года). 11) Строительство социализма в Чехословакии (с 1948 года).

+ + +

Первобытнообщинный строй (до 6 века н. э.). Первые следы человека на территории Чехословакии относятся к эпохе раннего палеолита. Средний палеолит представлен культурой типа Мустье (см. Мустьерская культура), найдены (стоянка Гановце в Словакии) орудия труда, остатки поселений в пещерах и на открытых местах, костные останки неандертальца. В верхнем палеолите появляется Homo sapiens (археологические находки костных останков - Младеч, Брно, Пршедмости, Дольни-Вестонице, Павлов), распространяется каменная индустрия, представленная ориньякской, селетской, граветтской и мадленской (позднеграветтской) культурами. Обнаружены стоянки охотников: на мамонта (Дольни-Вестонице, Пршедмости, Павлов и др.), на оленя (Жевнице около Праги, Гостем около Бероуна). В пещере Пекарна (около Брно) найдены древнейшие произведения искусства - гравировка на кости, фигурки людей и животных из кости, мергеля, глины. В эпоху мезолита основными занятиями населения были охота, рыболовство и собирательство (к 1972 году на территории Чехословакии открыто около 100 мезолитических местонахождений). Эпоха неолита известна по памятникам (поселения Билани, Могельнице и др.) земледельческие племен так называемой линейно-ленточной керамики культуры. В 4-м тысячелетии до н. э. единая область этой культуры распалась на ряд местных, среди которых важнейшей являлась культура так называемой накольчатой керамики, у ее носителей наряду с земледелием и скотоводством большую роль играла охота. В Южной Моравии и Юго-Западной Словакии была распространена культура так называемой расписной керамики. В эпоху энеолита (с 3-го тысячелетия до н. э.) в Северной Чехии и Моравии появляются воронковидных кубков культура и культура каннелированной керамики; к этому времени современные чехословацкие ученые относят переход к патриархату. В конце 3 - начале 2-го тысячелетий до н. э. на территории Чехии, Моравии и Юго-Западной Словакии развивается колоколовидных кубков культура. В период ранней бронзы (1800-1500 лет до н. э.) в Средней и Северо-Западной Чехии, Моравии и Северо-Западной Словакии была распространена так называемая унетицкая культура (названа по могильнику около Праги). Развитие унетицких племен было прервано в начале 2-й половины 2-го тысячелетия до н. э. вторжением племен так называемой курганной культуры, преимущественно пастушеских, с развитыми патриархальными отношениями. Во 2-м тысячелетии до н. э. обработка цветных металлов на территории Чехословакии (залежи меди в Средней Словакии, олова - на склонах Рудных гор в Чехии) оказала заметное влияние на развитие металлургии в Центральной Европе. Во 2-й половине 2-го тысячелетия до н. э. ведущая роль среди племен, населявших территорию Чехословакию, принадлежала земледельческим племенам так называемых полей погребений (см. Поля погребальных урн, Лужицкая культура).

В период, переходный от бронзового к железному веку (гальштатская культура, 1-я половина 1-го тысячелетия до н. э.), на территории Чехословакии существовал ряд археологических культур, среди которых важнейшими являлись: в Южной Моравии - велатицкая (названа по кургану, расположенному в Велатице, около Брно), в Средней и Северо-Западной Чехии - кновизская (по поселению у деревни Кновиз около города Слани), в Южной и Западной Чехии - миловечская (по кургану в Миловче у Домажлиц) и др. Для представителей этих культур характерны высокое развитие металлообработки, изготовление разнообразных изделий из бронзы и первых железных предметов. В 7-5 веках до н. э. металлургия железа широко распространяется на территории Чехословакии. Наиболее яркие археологические культуры этого времени - гораковская (названа по курганам в деревне Горакове около Брно) в Южной и отчасти Средней Моравии, биланская (по могильнику Билани у городе Чески-Брод) в Средней и отчасти Северо-Западной Чехии, курганная гальштатская в Южной и Юго-Западной Чехии. Позднее гальштатский период на большей части территории Чехословакии протекал со значительными проявлениями элементов латенской культуры, носителями которой были кельты, начавшие заселять территорию Чехословакии около 4 века до н. э. Развитое кельтское ремесло, земледелие и связи с античной цивилизацией оказали влияние на развитие производства и обмена на территории Чехословакии. Возникли многочисленные кельтские центры ремесла и торговли городского типа - так называемые оппидумы (Гразани, Страдонице, Завист, Старе-Градиско и др.), известны многие могильники кельтов (в Северной Чехии открыто свыше 300, в Моравии - свыше 150).

В начале нашей эры господство кельтов на территории Чехословакии было подорвано германскими племенами (маркоманны, квады), проникшими до реки Ваг и захватившими власть над коренным населением. В 1-2 веках н. э. германцам, удерживавшим власть на территории Чехословакии до 4 века, пришлось вести упорную борьбу с римлянами, оккупировавшими часть территории Словакии. Во время Великого переселения народов территорию Чехословакии населяли герулы и лангобарды. К 5-6 векам территорию Чехословакии заселяют славянские племена. Ранние памятники славян с так называемой керамикой пражского типа открыты в Чехословакии более чем в 100 пунктах (на 1972 год). В середине 1-го тысячелетия у славян происходил процесс разложения первобытнообщинного строя - основной общественной ячейкой была территориальная община, выделилась племенная знать, власть племенных князей приобрела наследственный характер.

Раннефеодальные государственные образования на территории Чехословакии (6 - середина 11 века). Этот период характеризовался развитием пашенного земледелия, связанным с процессом внутренней колонизации и расширения посевных площадей. Появилось (в 10 веке) нерегулярное трехполье; шло отделение ремесла от сельского хозяйства. Наряду с сельскими поселениями возникли укрепленные поселения – «грады», часть которых была убежищем для окрестного населения, играла роль культовых языческих центров или укрепленных усадеб князей и знати. Большая часть «градов» в 7-9 веках имела постоянное население, занимавшееся ремеслом и торговлей. Рост ремесленного производства был особенно значителен в области металлургии, обработки металла, изготовления железных орудий труда, в гончарном производстве, где получил распространение гончарный круг, ювелирном деле. Часть раскопанных на территории Моравии ремесленных мастерских была расположена на местах бывших лагерей, опорных пунктов римского оборонительного вала (или вблизи от них) и, возможно, сохранила некоторые ремесленные традиции позднеримской эпохи. Образование города как ремесленного и торгового центра с постоянным населением, возникновение вокруг городских укреплений торгово-ремесленных посадов (пример достаточно большого ремесленно-торгового центра городского типа - Старе-Место на реке Мораве) знаменовали в условиях социального расслоения славянского общества и выделения знати переход на стадию классового раннефеодального государства. Наиболее ранними и примитивными формами государственности на территории Чехословакии были так называемые племенные княжения, опиравшиеся на разветвленную систему «градов», часть которых постепенно превращалась в поселения городского типа. Во главе княжений стояли наследственные княжеские династии и выделявшаяся из общины знать, владевшая землей и рабами. Основная масса населения княжений состояла из свободных мужей-общинников, самостоятельных в хозяйственном отношении и участвовавших в качестве воинов в народном ополчении. Зависимое население, помимо рабов из числа военнопленных, формировалось за счет разорявшихся и попадавших в кабалу к знати свободных общинников.

Складывание относительно крупных раннефеодальных государств шло путем поглощения одних племенных княжений другими. Существенную роль играл внешний фактор - угроза иноземного порабощения. Для чехо-моравских и словацких племен таким фактором являлись постоянные набеги и притеснения аваров, овладевших в середине 6 века Паннонией и создавших здесь могущественную державу - Аварский каганат. Объединившиеся словацкие, чехо-моравские, паннонские и другие славяне подняли в 623 году против авар восстание, во главе которого стал франкский купец (согласно хронике Фредегара; по мнению некоторых историков - славянин) Само. Восстание завершилось образованием крупного государственного объединения - державы Само (623-658), успешно противостоявшей экспансии франков и аваров и явившейся, по мнению многих чехословацких, польских и советских историков, прямой предшественницей Великоморавской державы (образовалась около 830 года). Классовая природа Великоморавского государства длительное время являлась предметом дискуссии в историографии. Попытки некоторых чехословацких историков поставить под сомнение раннефеодальный характер Великой Моравии как государства встретили возражение со стороны многих чехословацких, польских и советских историков (Я. Эйснер, Й. Поулик, Л. Гавлик, Г. Лябуда, X. Ловмяньский, П. Н. Третьяков, В. Д. Королюк и др.). О глубокой классовой дифференциации великоморавского общества свидетельствуют не только археологические, но и письменные источники, противопоставляющие князьям, жупанам, советникам, господам, честным или честивым, доброродным, богатым и вельможам рабов, слуг, людей, кметов, худых и убогих. Основную массу населения составляли свободные общинники (в источниках - свободные, простые люди), участвовавшие в народном ополчении, наряду с которым существовала великокняжеская дружина, а также, возможно, дружины зависимых от великого князя «племенных» князей и вельмож. Складывался аппарат не только центральной, но и местной государственной организации и власти. Формированию раннефеодального строя содействовал процесс христианизации, начавшийся на рубеже 7-8 веков. Широкое распространение христианства в Великой Моравии относится ко времени деятельности славянских просветителей, основоположников славянской письменности Кирилла и Мефодия. Показателем раннефеодальной классовой организации великоморавского общества является и существование крупных по тому времени городов с развитым ремеслом и торговлей - Старе-Место, городище Микульчице и др. В политической консолидации Великоморавской державы, объединении в ее составе чехо-моравских и словацких княжеств важную роль сыграла угроза нападения со стороны немецких феодалов (Восточно-Франкское королевство), свергших в 846 году князя Моймира I (830-846). Еще более ожесточенный характер борьба с немецкими феодалами приобрела при князе Ростиславе (846-870). В правление Святополка (870-894) было разбито войско немецких феодалов (871), присоединено Блатенское княжество (около 874 года). Феодальная раздробленность, наступившая после смерти Святополка, междоусобная борьба его сыновей Моймира II и Святополка II, отделение чешских (895) и сербо-лужицких (897) земель ослабили позиции Великоморавской державы в борьбе с немецкими феодалами, способствовали завоеванию части ее территории в начале 10 века кочевниками-венграми, положившими конец существованию крупнейшего раннефеодального государства западных славян. Венгерские завоевание насильственно прервало и процесс формирования единой народности на основе чешско-моравских и словацких племен, происходивший в 8-9 веках.

На территории Чехии, вышедшей из состава Великоморавской державы, в конце 9 - начале 10 веков усилился процесс объединения племенных княжеств, закончившийся образованием древнечешского государства во главе с княжеским родом Пржемысловичей. В 10 веке при князе Болеславе I (935(929?)-967(972?)) и князе Болеславе II (967(972?)-999(?)) чешское государство значительно укрепилось (признание (в 950 году) чешскими князьями верховной власти германских королей имело формально-юридический характер). Около 973 года была учреждена Пражская епископия. В начале 11 века усилилась междоусобная борьба, сопровождавшаяся вторжением в 1003 году польского князя Болеслава I Храброго и экспансией немецких феодалов (см. Дранг нах Остен). В 1029 году (по другим источникам в 1019 году) в состав чешского государства вошла Моравия. В 1-й четверти 11 века (после продолжительной борьбы между венграми, чешскими Пржемысловичами и польскими Пястами) Словакия была включена в состав Венгерского королевства (находилась в его составе до образования в 1918 году единого Чехословацкого государства). Таким образом, в результате венгерского завоевания и образования отдельного чешского государства на территории Чехословакии стали складываться две народности: чешская, охватывающая и мораван, сохранивших вместе с тем свои этнические особенности, и словацкая.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 16. ЧЖАН ВЭНЬ - ТЯНЬ-ЯШТУХ. 1976.

Рубрика: