Ранние государства на территории Индонезии
После распада империи Ашоки во II веке до н. э. началось переселение из Индии на архипелаг представителей варн брахманов и кшатриев. Поэтому процесс формирования государственности в наиболее развитых районах Нусантары сопровождался заимствованием индийского социального и культурного опыта — «индианизацией». Была заимствована индийская письменность. Самые ранние надписи (IV—X веков) выполнены с помощью алфавита, основывавшегося на южноиндийском письме палава (брахми), около X века сформировалось яванское письмо кави.
Самые ранние государственные образования появились в I—II веках н. э. на побережье Малаккского полуострова, в западной части Явы, Суматры — в районах, где происходили наиболее интенсивные контакты с внешним миром. Кратчайший путь из Индии в Юго-Восточную Азию лежал через Малаккский полуостров и перешеек Кра — там существовала система волоков, позволявшая попасть из Андаманского моря в Сиамский залив. Вокруг самого Малаккского полуострова пролегал маршрут каботажного плавания. Эти морские пути были известны далеко за пределами региона. Например, в одном из первых античных источников, содержащем упоминание о Нусантаре — «Географии» Клавдия Птолемея (около 140 года) на западе Малаккского полуострова указаны 10 хорошо локализуемых топонимов, явно отражающих реальный маршрут каботажного плаванья. Он перечисляет также города внутри полуострова, известного в античном мире как «остров Хриса» («Золотой»), и на перешейке Кра. Птолемей упоминает и две группы островов, лежащих к югу от экватора: Барусы и Сабадейба (предположительно Суматра), а также Яву, которую называет Ябадиу, интерпретируя это название как «Остров ячменя» (данная этимология отвергается современными учеными). В Римской империи эти места, как и Юго-Восточная Азия в целом, считали богатыми золотом и серебром, оттуда поступали лучшие черепаховые панцири. Расположение на этих путях обусловило возникновение первых государственных образований малайцев, лежавших к югу от монских княжеств. Несколько позже, в II—III веках малайские княжества возникли на восточном побережье Суматры, в долинах рек Муси и Джамби. С III по VI век государства на перешейке Кра и севере восточного побережья Малаккского полуострова находились в сфере влияния кхмерского государства Бапном (см. Фунань). Начиная с III века сведения о малайских княжествах на Малаккском полуострове и Суматре регулярно появляются в китайских источниках, важнейший из которых — «Наньчжоу и у чжи» («Описание удивительного южных провинций», III век н. э.) Бань Чжэна. В нем упоминаются несколько стран на Малаккском полуострове, Суматре и Калимантане: Гэин, Дубо, Дяньсюнь (Дянью), Цзючжи, Пулэй. Наиболее известно суматранское государство Гэин, расположенное в низовьях р. Муси (Южн. Суматра). Сюда купцы из Кушанского царства привозили коней, являвшихся символом власти и ценившихся чрезвычайно дорого. На рубеже VI—VII веков на Малаккском полуострове, кроме известных в более ранний период Дяньсюня, Тамбралинга и Ланкасука, появляются княжества Кедах (китайское Гэло), Паньпань и Читу (Рактамриттика). Во внутренних районах Нусантары первые государственные образования возникли позднее — в IV—V веках. На Яве центры ранней государственности зафиксированы в западной части острова. Там китайские источники размещали государство Етяо (Сытяо). В V веке возникли политические центры и на острове Калимантан: на восточном побережье в районе Кутая (Кутея), и на западном — в районе реки Понтианак. Позднее, по непонятным пока ученым причинам, социальное развитие на Калимантане приостановилось, в то время как на Яве оно продолжалось очень интенсивно. Китайские источники упоминают не менее пяти яванских государственных образований этого времени в разных частях острова. Из памятников эпиграфики мы узнаем о существовании на территории Западной Явы государства Тарума, возникшего не позднее 1-й четверти V века, когда его политический центр располагался около города Богора, где нашли пять надписей на санскрите. В VII веке Тарума, возможно, поставила в зависимость от себя некоторые из княжеств Западной и Центральной Явы, которых к тому времени насчитывалось несколько десятков. Тарума оставалась важнейшим центром власти на Западной Яве до 670-х годов.
M. Ю. Ульянов.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 86-87.