Китай: «Шестнадцать царств пяти варварских народов»
Начавшийся с ослаблением Цзинь период получил название «эпохи шестнадцати царств пяти варварских народов». Пятью варварскими народами были: сяньби (большинство ученых считает их предками монголов), распавшиеся в III веке на две группы во главе с родами муюнов и тоба (тобгачей); цян и ди (предки средневековых тибетцев и тангутов); южные хунну (сюнну), которые переселились после разгрома своей кочевой державы в государство Вэй и подразделялись на пять родоплеменных образований, называемых историками «аймаками» и контролируемых центральным правительством; зависимое от хунну племя цзе (кулы — буквально «рабы»). На протяжении веков императоры то вели с кочевниками войны, то откупались от варваров, то разрешали им селиться на своих территориях. Договоры скреплялись браками вождей кочевых народов с китайскими принцессами, а дети кочевой знати воспитывались при дворе императора, играя роль заложников. В том числе при императорском дворе воспитывался Лю Юань, наследственный вождь одного из аймаков южных хунну и внук китайской царевны. Один из боровшихся за власть родственников императора, Сыма Ни, решился объединить всех хунну под началом Лю Юаня (поскольку соперники Сыма Ина привлекли на свою сторону племена сяньби). Хунну и цзе в короткий срок собрали 50-тысячное войско и провозгласили Лю Юаня великим шаньюем, возродив традиционный титул хуннских правителей. Старейшины Лю Юаня предлагали ему не воевать с сяньбийцами, которые были им ближе, чем китайцы, и требовали добиваться независимости от империи Цзинь. Но Лю Юань, отогнав ненадолго племена сяньби от китайских границ, в 304 году провозгласил себя правителем (Хань-ваном) нового государства, дав ему китайское имя Хань (известно как Северная Хань) и подчеркивая тем самым свое китайское происхождение по женской линии. Ближайшими сподвижниками Лю Юаня стали два талантливых полководца — Лю Яо и Ши Лэ. Первый происходил из рода шаньюев, второй, низкородный выходец из племени цзе, ранее зависимого от хунну, был продан в рабство, но, бежав, собрал шайку разбойников, с которой присоединился к Лю Юаню.
Враги Сыма Ина в 305 году захватили одну из столиц империи, Чанъань, с помощью сяньбийцев, учинивших там резню. В следующем году Сыма Ина заставили покончить жизнь самоубийством, а император Цзинь был отравлен. После этого вождь хунну начал войну, подчеркивая, что сражается не с Китаем, а с его дурными правителями. Несмотря на то, что войскам Лю Юаня не удалось с ходу овладеть столицами, он обосновался на севере в городе Пиньяне (ныне в провинции Шаньси), но умер, так и не дожив до победы. В 311 году войскам его сына Лю Цуна при помощи военных отрядов цзе удалось взять Лоян и разрушить его, а император Поднебесной впервые в истории попал в руки к варварам. Затем хуннами и цзе была занята и вторая столица — Чанъань. Разорение страны приняло ужасающие размеры, голод приводил к случаям людоедства, толпы беженцев уходили на юг, где постепенно формировался новый очаг власти. Китайцы использовали против сюнну северных кочевников — тобгачей (одно из четырех племенных подразделений, на которые разбились сяньби), что дало возможность отвоевать Чанъань. Но в отместку Лю Цун казнил пленного императора. После этого в 321 году род Сыма короновал в отбитой у противника Чанъани своего представителя под именем императора Мин-ди (храмовое имя — Су-цзу). Он в течение четырех лет оборонял Чанъань, надеясь на помощь с Юга. Но правитель Юга Сыма Жуй, хоть и пытался организовать наступление на Севере, помочь императору не смог. Мин-ди сдался и был доставлен ко двору Лю Цуна, где позднее был казнен. После его смерти Сыма Жуй на Юге счел законным провозгласить создание нового государства Восточная Цзинь со столицей в Цзянкане (современный Нанкин), став его императором.
В то же время при хуннском императоре Лю Цуне, умершем в 318 году, и его наследнике Лю Цане выдвинулся Цзинь Чжун, скорее всего, китаец по происхождению. Выдав замуж за императора сразу двух своих дочерей, а затем еще одну — за Лю Цаня, Цзинь Чжун мог оказывать значительное влияние на принятие политических решений. После смерти Лю Цуна Цзинь Чжун, опираясь на своих родственников, которые командовали дворцовой стражей и конницей, и получив поддержку китайских придворных, организовал заговор. Молодой император был убит, а все его родственники казнены на рыночной площади. Трупы двух предыдущих хуннских вождей вырыли из могил и обезглавили, а храм предков фамилии Лю сожгли. Цзинь Чжун, принявший титул вана, отправил государственную печать на Юг ее законным владельцам — императорам Цзинь.
Узнав о случившемся, родственник основателя Северной Хань, Лю Яо, воевавший на западе, объявил себя императором, а предводитель народа цзе Ши Лэ двинулся с 50-тысячным войском на Пиньян. Население бежало из столицы. Попытка Цзинь Чжуна вести сепаратные переговоры с Ши Лэ провалилась, и вскоре он был убит своими сообщниками. Ши Лэ занял покинутую столицу, казнил заговорщиков, сжег оскверненный дворец и восстановил могилы Лю Юаня и Лю Цуна. Лю Яо основал государство Чжао (Ранняя Чжао), а столицу перенес в Чанъань. Ши Лэ получил от него титул вана — правителя восточных областей империи Чжао. Однако воспользовавшись в качестве предлога тем, что Лю Яо казнил его посла, Ши Лэ в 319 году провозгласил независимость своей области и создал собственное государство — Позднюю Чжао.
В Ранней Чжао была создана двойная структура управления: отдельно для кочевников и китайцев. Аристократ Лю Яо был тесно связан с традициями кочевой знати. Несмотря на императорский титул, он обязан был прислушиваться к своим знатным советникам — принцам крови, каждый из которых получил под командование часть войска. Считаясь с обычаями хунну, Лю Яо разрушил в Чанъани храм китайских императорских предков, а вместо него насыпал курган, посвященный Небу и Земле, подражая в этом древнему шаньюю Модэ. В Поздней Чжао неграмотный правитель цзе Ши Лэ высоко ценил китайскую культуру и традиции, с уважением относился к чиновничьей иерархии, охотно брал на службу китайцев.
В отличие от Лю Яо правитель цзе Ши Лэ опирался не на племенную знать, а лишь на преданность своих воинов, будь то цзе, хунну или китайцы. Разразившаяся в 323—329 годы война между Лю Яо и Ши Лэ оказалась крайне кровопролитной. Победить старого и опытного вождя хунну Лю Яо удалось только после того, как в 328 году войско цзе возглавил сам Ши Лэ, и то благодаря удачному стечению обстоятельств. Во время нападения цзе Лю Яо пьянствовал в походном шатре и, вскочив на коня, не смог на нем удержаться: упал, попал в плен и был убит. В следующем году Ши Лэ вступил в Чанъань, а его названный брат Ши Ху разбил войска сыновей Лю Яо. Все знатные хунну были казнены. В 330 году Ши Лэ провозгласил себя императором Поздней Чжао, объединившей всю северную часть Китая. Своей новой столицей Ши Лэ сделал город Е, где и умер в 333 году.
Большинство «варварских» государств не могли решить проблему престолонаследия. Ни завещания монархов, ни племенные традиции не предотвращали череды убийств и переворотов. После смерти Ши Лэ перевороты следовали один за другим, пока названный брат покойного императора Ши Ху не захватил власть, уничтожив всех претендентов. С большой пышностью были отстроены императорский дворец и весь столичный город Е. Сам Ши Ху любил китайское искусство и эффективно использовал китайцев на службе. Но в целом варвары презирали китайцев и с трудом принимали их культуру. Мощным каналом для этого стал буддизм, благодаря индийцам и согдийцам получивший в Поздней Чжао широкое распространение. Индийский монах Будда Жанга был приближен ко двору Ши Ху, добился от него привилегий для строящихся монастырей и разрешения на свободную пропаганду буддизма среди подданных северной империи.
В предыдущих войнах погибло очень много хунну и цзе, призванные в войска Ши Ху китайцы воевали значительно хуже варваров, а сама ослабевшая армия Поздней Чжао все чаще использовалась для пресечения растущего недовольства подданных. Множество тягловых крестьян сгонялось на грандиозные строительные работы в столице Е, отрываясь от сельскохозяйственного труда в родных деревнях. Особую ненависть населения Ши Ху вызвал тем, что превратил громадные территории в охотничьи угодья для себя и своих военачальников, карая «браконьерство» китайцев смертной казнью. Для обеспечения собственной безопасности он воспользовался правом императора набирать в гарем и для придворной службы самых красивых девушек (пышность двора определялась числом наложниц и «фрейлин») и создал из них гвардию лучниц, что шокировало его китайских подданных и было расценено как оскорбление естественного порядка вещей. Поэтому засуху, поразившую Северный Китай, китайцы рассматривали как проявление справедливого гнева Неба. Когда в 345 году Ши Ху решил построить еще один грандиозный дворец в Лояне, мобилизовав сотни тысяч крестьян, а затем распорядился увеличить гвардию лучниц в три раза (с 10 до 30 тысяч), восстания разгорелись с новой силой. Некоторые китайские военачальники захватывали власть на местах, объявляя о независимости или о присоединении к южной китайской империи. Только при помощи «западных варваров» (цянов и ди) мятежи удалось подавить.
Когда в 349 году Ши Ху умер, началась кровопролитная борьба за престол. В 350 году власть сумел захватить приемный сын императора Ши Минь — китаец по рождению, усыновленный и воспитанный Ши Ху. Став правителем, Ши Минь неожиданно для элиты «варваров» вернул себе китайское имя Жань Минь и призвал китайцев расправиться с хунну. Убивали всех, кто внешне походил на варваров (у хунну и цзе монголоидные признаки были выражены слабо), поэтому, по словам хроники, было перебито и множество «китайцев с возвышенными носами». Поздняя Чжао прекратила свое существование, и Жань Мин направил в Южный Китай просьбу правительству Восточной Цзинь прислать войска для совместного наказания «взбунтовавшихся варваров». Ему удалось быстро собрать огромную армию (источники говорят о 300 тысячах воинов), пользовавшуюся поддержкой населения. Оставшиеся в живых хунну и цзе не могли организовать сопротивления. Но им на помощь пришли племена цян, ди и муюны. Они разгромили в кровопролитных сражениях армию Жань Миня и заняли столицу Е. Восток погибшего государства цзе и хунну достался муюнам, часть земель и город Лоян на некоторое время отвоевали южные китайцы. Запад же Поздней Чжао получил народ ди, чей правитель выбрал Чанъань своей столицей, основав государство Ранняя Цинь.
Ранняя Цинь достигла больших успехов во время правления Фу Цзя-ня (357—385), объединив под своей властью почти весь Северный Китай и значительную часть народов Великой степи. Этот государь, убивший своего старшего брата, чтобы править единолично, и жестоко подавивший восстание собственной знати, демонстрировал при этом великодушие по отношению к иноплеменным подданным. Фу Цзянь строил дороги и восстанавливал разрушенные города, будучи буддистом, тем не менее, поощрял конфуцианскую ученость и китайский принцип отбора на службу в соответствии со способностями. Впрочем, он же объявил даосов невежественными колдунами и в 375 году запретил их религиозную практику, прежде широко распространенную среди «западных варваров». Собрав огромное войско, Фу Цзянь приступил к захвату южной империи Восточная Цзинь, но в битве на реке Фэй-шуй (383) потерпел поражение. Хотя ему самому удалось бежать, бросив атрибуты власти, с могуществом Ранней Цинь было покончено. Северный Китай почти на полвека лет стал ареной соперничества нескольких варварских племен.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 478-480.