Китай в среднем неолите
На первом этапе среднего неолита (около 5500—4500 годы до н. э.) оформились устойчивые культуры земледельцев, освоивших основные аграрные очаги. В зоне умеренного климата завершилась доместикация проса и бобовых. В зонах Янцзы и южнее основой экономики являлось выращивание риса, севернее — проса. Керамика стала разнообразнее и качественнее. В каждой из зон сложились особые формы триподов и орнаментации посуды, типы домов, устойчивые погребальные обряды. Зафиксировано ткачество, изготовление циновок.
Формировались новые связи, наиболее интенсивные между культурами Средней Хуанхэ и Древнего Приморья, а также по сторонам Древнего пролива (зоны Шаньдуна с Приморьем и Нижней Янцзы).
На втором этапе среднего неолита (около 4500—3500 годы до н. э.) показательно наличие расписной керамики, имевшей локальные отличия в культурах всех основных очагов (ранее значительную их часть рассматривали как единую культуру Яншао). В некоторых культурах известны каналы и другие гидротехнические сооружения.
Заметно более разнообразными стали типы керамических изделий, в каждой зоне существовали свои характерные формы; одной из важнейших отличительных черт периода стало появление расписной керамики. Стоит отметить, что во многих аграрных очагах всех зон между границами первого и второго этапов среднего неолита есть значительные временные разрывы — в ряде случаев явно отсутствовала преемственность между культурами, то есть сменялись народы или их группы.
Интереснейший материал дал памятник Шуандунь, часто включаемый в культуру Хоуцзячжай-1, на севере зоны Нижняя Янцзы (около 4465 — около 3985 годы до н. э.). Там было обнаружено около 560 ритуальных сосудов (чаш на низких полых и на высоких поддонах) с нанесенными на них древнейшими из известных в настоящее время иероглифическими надписями. Первые исследования показали, что надписи не могут быть отнесены ни к хозяйственным пометам, ни к тамгам, ни к социальным или сакральным символам. Это именно письменность, отдельные иероглифы и тексты, состоящие из их сочетаний (от двух до восьми); есть повторяющиеся и неповторяющиеся фразы. Похожие иероглифы были обнаружены также на соседних и синхронных памятниках: на близком — Хоуцзячжай — и на географически более отдаленных — Цзяху и Диншаньди. За прошедшие после обнаружения шуандуньской письменности в 1986 году (широкую известность открытие получило в 2008 году) десятилетия стали известны и другие «вышедшие» из нее письменности, которые существовали в V—II тысячелетиях до н. э. Во 2-й половине III тысячелетия до н. э. комплекс до-шанских письменностей региона включал сложную письменность поздней Лянчжу (государство Мо к югу от озера Тайху), а во II тысячелетии до н. э. — письменность культур Мацяо, Учэн и др. Разрыв между культурами Хэмуду (на юге Нижней Янцзы) первого (5100-4600 годы до н. э.), второго (4400— 3900 годы до н. э.) и третьего (3700-3400 годы до н. э.) периодов невелик. Рядом, в районе озера Тайху, возникает культура Мацзябан (4400—3400 годы до н. э.) с триподами на базе круглодонного горшка; она дала самые древние в регионе кувшины-триподы с полыми ножками, впоследствии широко распространившиеся повсеместно. Влияние этой культуры заметно в западной части Нижней Янцзы — в синхронной культуре Сюэцзяган-1 и 2 (4000-3300 годы до н. э.).
В северной и северо-западной частях Шаньдуна разрыв между культурой среднего неолита Бэйсинь (4000—3600 годы до н. э.) и предшествующей культурой Хоули (5500—4700 годы до н. э.) достаточно велик. На смену Бэйсиню пришла культура Давэнькоу-1 (3700—3500 годы до н. э.) с разнообразием сложных керамических форм, в том числе кувшинов-триподов на полых ножках. А на юго-западе Шаньдуна существовала еще одна культура — Дадуньцзы-1 (3900—3700 годы до н. э.), датировка которой, пожалуй, нуждается в уточнении. Для нее характерны искусные изделия ритуального характера, например чаши на тонкой ножке с подставкой-триподом и другие специализированные парадные формы, обычно соответствующие высокому уровню технологий и социального развития. Здесь ранее всего встречается в своем классическом (не «распавшемся») виде сакральный символ — «цветок с четырьмя лепестками», который стал важнейшим элементом росписи на ритуальных сосудах этой культуры на Средней Хуанхэ и в Древнем Приморье, но не на Нижней Янцзы. Это говорит о заимствовании сакрально-значимого элемента орнамента, а значит, и определенного набора идей мировидения, и, в конченом счете, веры.
В это время Древний Пролив заносится все более интенсивно, что повлияло на характер связей между соседними зонами: на смену мореходным контактам приходят сухопутные. Жившее по берегам Пролива население, возможно, прото-аустронезийское, начинает мигрировать по морю.
В «сианьском» аграрном очаге на Средней Хуанхэ между культурой Лаогуаньтай (5200—4800 годы до н. э.) и культурой Баньпо-1 (4100—3400 годы до н. э.), ранее относимой к Яншао, — разрыв в целых 600 лет. Долгое время этот очаг, считавшийся предполагаемой прародиной хуася (древних китайцев), оставался изученным лучше других на территории КНР. Это обусловило его восприятие в 1950—1980-е годы в качестве одного из самых развитых в регионе, однако современный материал не позволяет говорить об этом. На памятниках Баньпо-1 встречаются единичные расписные сосуды: миски с культовыми изображениями (рыбы, личины и др.); массовыми являются корчаги, амфоры и кувшины, а также пухлогорлые бутыли, которые встречаются и в соседних очагах. Здесь (на памятниках Цзянчжай и Баньпо) были обнаружены хозяйственные пометы и тамги, которые ранее, до массовых находок на Нижней Янцзы и Шаньдуне, пытались связать с возникновением письменности. В западной части долины реки Вэйхэ («западновэйхэский» аграрный очаг) на памятнике Бэйшоулин между ранним периодом (5500—4900 годы до н. э.) и поздним периодом (4200—3400 годы до н. э.) — также разрыв в семь столетий.
В южной части Древнего Приморья ситуация более сложная и пока не очень ясная, поэтому культура «до-Дахэцунь» выделяется условно. Возможно, она была синхронна Баньпо-1 (4100—3500 годы до н. э.); между ней и предшествующим Пэйлиганом (5500—4900 годы до н. э.) — также значительный разрыв. К «до-Дахэцунь» примыкает материал культуры Саньлицяо (4000—3300 годы до н. э.), памятники которой расположены на южных притоках Хуанхэ после ее поворота на восток и сразу после выхода из ущелья Саньмэнься. Три этих культуры объединяет наличие специфического сосуда — «амфоры» или «фляги» с пухлым горлом, а также ряда специфических орнаментов: «рыбы», «четырехугольника с вогнутыми сторонами» (оба встречаются и в надписях из Шуандуня) и др.
На севере Древнего Приморья культура Хоуган-1 (3800—3400 годы до н. э.) отделена от культуры Цышань (5400— 5100 до н. э.) многими столетиями. Стоит отметить ряд важнейших культур, выделяемых в различных частях Средней Янцзы. В юго-западной части («лисяньский» аграрный очаг) на смену культуре Цаоши-1 (5500—5000 годы до н. э.) после небольшого перерыва пришла культура Тан-цзяган (4800—4300 годы до н. э.), которая интересна наличием расписных чаш на низких, широких поддонах. На одной из них впервые появляется, и уже в очень сложном исполнении, важнейший сакральный символ различных зон бассейна Янцзы и Шаньдуна — «восьмиконечная звезда».
В западной части зоны за памятниками, объединенными названием «до-Даси» (около 5500—4500 годы до н. э.), следует собственно культура Даси 1-2 (4400-3300 годы до н. э.). Здесь был найден трипод с плоскими ножками на основе круглодонного горшка; более массовой формой в погребениях являются чаши на низких и средних поддонах и парадные кубки. Местный сакральный символ — перевитые парные линии, а также горизонтальные V-образные «шевроны». Отсутствие разрыва отражает то, что поселения крестьян-рисоводов носили долговременный характер (многослойны, порой «многокультурны»). В отличие от них, крестьяне-просоводы сравнительно часто меняли места поселений, что затрудняет изучение их истории.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 454-456.