Китай в позднем неолите
В позднем неолите (около 3500— 2500 годы) центром наиболее динамичного развития также оставалась Нижняя Янцзы. Поскольку письменность в «пост-шуаньдунское» время продолжает развиваться и распространяться, возникает вопрос о существовании и развитии ранних форм государственности — по всей видимости, здесь продолжали существовать социумы, достигшие достаточно высокого уровня развития. На месте Великой равнины уже практически не оставалось бывшего Пролива, но возникло огромное болото, постепенно заселяемое из Шаньдуна и с юга Древнего Приморья (но не с северной части Нижней Янцзы). При этом население Шаньдуна и юга Древнего Приморья воспринимало социальный опыт, складывавшийся именно на Нижней Янцзы. Оттуда заимствовалась высокая культура, но не перенимались сельскохозяйственные практики.
На Нижней Янцзы в «ханчжоу-ваньском» аграрном очаге выявлена культура Хэмуду-4 (3500—3000 годы до н. э.), в северной части «сучжоуского» аграрного очага — культура Сун-цзе (3400—2500 годы до н. э.), в южной — культуры Лянчжу-1 и 2 (3300—2400 годы до н. э.). Западнее, в районе современного города Нанкин, сложилась близкая культура Бэйиньяньин (около 4000—3000 годы до н. э.). Здесь уже устоялась своя система сакральной символики, отражавшая сложные верования и сложную систему миропонимания. На памятниках Сунцзе встречается изображение одного из важнейших сакральных символов — «восьмиконечной звезды», который распространен в различных зонах и является одним из ранних свидетельств «верхушечных» межэтнических связей. В восточной части Нижней Янцзы в декоре встречается еще один сакральный символ, объединяющий культуры аустрических народов — сочетание «круга и двух треугольников по его сторонам». Севернее, на керамике культуры юго-западного Шаньдуна Дадуньцзы-2 (3400—2600 годы до н. э.), встречаются «восьмиугольная звезда» и «цветок с четырьмя лепестками», которые свидетельствуют о некотором сходстве в сакральной сфере между зонами Нижней и Средней Янцзы, юга Древнего Приморья и Шаньдуна. В западной части Шаньдуна на памятниках Давэнькоу-2 (3500-2800 годы до н. э.) впервые встречаются сложные «социальные символы» и их сочетания, которые могут быть инсигниями — знаками власти, что свидетельствует об ускорении процессов социальной дифференциации. Эти символы порой связывают с письменностями, что едва ли справедливо, поскольку это иной тип знаковых систем. Продолжалось интенсивное развитие и юга Древнего Приморья, где в северной части выделяется культура Дахэцунь 1—2 (3300—3000 годы до н. э.), а памятники южной его части, по-видимому, могут быть отделены от Дахэцунь и объединены в самостоятельную культуру Чжуншаньчжай (3300—2800 годы до н. э.). Позднее в южной и восточной частях Древнего Приморья возникает культура Циньванчжай (3000—2400 годы до н. э.). Разнообразие форм развития в этом районе во многом было обусловлено интенсивным формированием соседней Великой равнины. Со временем Циньванчжая связывают появление здесь первого поселения, обнесенного стенами, — Сишань (к северу от современного города Чжэнчжоу). Постепенно началось и заселение расположенной восточнее Великой равнины. На Средней Хуанхэ в это время в средне-вэйхэском («сианьском») аграрном очаге выделяют культуры Шицзя (3200-2900 годы до н. э.) и Баньпо-2 (2800—2500 годы до н. э.). Для них характерно, как и в предыдущий период, наличие пухлогорлых «бутылей» с росписями. На северо-востоке этой зоны, в долине Фэньхэ, была выделена культура Таосы-1 (2800— 2300 годы до н. э.).
На востоке Средней Хуанхэ западнее ущелья Саньмэнься (на «стыке» между югом Древнего Приморья и долиной Вэйхэ) выделяют культуры Мяодигоу-1 (3300-2800 годы до н. э.) и Сиванцунь (2900—2500 годы до н. э.). Здесь и в «суншаньском» аграрном очаге, видимо, происходил синтез культур и народов, говоривших на языке сино-тибетской группы, который привел к формированию хуася. Для первой из них характерно разнообразие росписей, среди которых обнаруживается «цветок с четырьмя лепестками» (принесенный сюда вероятнее всего выходцами из Шаньдуна, приблизившимися по югу Великой равнины к «суншаньскому» аграрному очагу), а также разные виды его трансформации («распавшийся» цветок), встречающиеся и в соседних культурах. Это свидетельствует об интенсификации верхушечных внутрирегиональных взаимоотношений: как этнокультурных сакральных связей между жителями соседних историко-культурных зон, так и контактов между населением различных аграрных очагов в пределах одной зоны. Материал культуры Цинлунцюань-2 (2700—2550 годы до н. э.) на верхней Ханынуй свидетельствует о сохранении связей со Средней Хуанхэ. В западной части ряд памятников может быть отнесен к «пост-Даси» (около 3300—3100 годы до н. э.), а в центральной части Средней Янцзы распространяется культура Цюйцзялин (3100—2200 годы до н. э.) с обилием чаш и горшков на низком, полом поддоне, небольшим числом триподов на основе круглодонных горшков с низкими, плоскими ножками; среди орнаментов также встречается видоизмененный «цветок». За пределами региона на Верхней Хуанхэ, в обширном и плодородном очаге долины Лунси, в этот период существует культура Шилинся (3400—2500 годы до н. э.), которая дала целый ряд сложных форм и орнаментов, присущих этому очагу и в дальнейшем.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 456-457.