Силла: поглощение Когурё и Пэкче
Объединение Корейского полуостровами под властью Силла (VII —середина X века)
Мирные отношения Когурё с северными династиями связи с южными династиями Китая часто прерывались ожесточенными войнами.
Против Когурё неоднократно выступал суйский Китай. В 612 г. император Ян Гуан (Ян-ди) двинул армию против Когурё; оборону возглавил полководец Ыльчи Мун Док. Китайские войска были разгромлены на реке Сальсу (современное название— Чхончхонган). В 613 и 614 годы император Ян Гуан вновь совершил два нападения на Когурё, кончившихся поражением Китая. В 645 г. танский император Ли Ши-минь (Тай-цзун) совершил еще одно вторжение, окончившееся победой Когурё.
В ходе политической борьбы на Корейском полуострове складывались непрочные военные союзы, которые Китай постарался использовать в своих интересах. В 663 году Танская империя в союзе с королем
[38]
Силла Мурёлем объединенными силами подчинили королевство Пэкче. Над покоренным государством Танская империя установила военный контроль (в то время в Пэкче было девять провинций с населением в 760 тыс.) и назначила в различные провинциальные управления своих ставленников. Пэкче как государство прекратило свое существование.
В 668 году в союзе с Танской империей король Силла Мунму покорил государство Когурё. На территории Когурё (с населением в 690 тыс.) был учрежден китайский протекторат Аньдун. В столице Когурё был оставлен военный губернатор с 20-тысячным войском.
На исконную корейскую территорию завоеванных королевств Когурё и Пэкче претендовало Силла, но Китай отверг его требования.
Тогда в Когурё, Пэкче и Силла вспыхнуло мощное антитанское движение. Симпатии народа были на стороне Силла, которое оставалось единственным королевством, олицетворявшим независимость корейских государств. Уже в 670 г. король Мунму начал освобождение исконных земель Пэкче и Когурё. Неоднократные попытки Китая одержать победу над Силла не имели успеха. В 676 г. власть Танской империи на Корейском полуострове была уничтожена.
Возникло единое независимое государство — объединенное Силла. Правители разделили всю территорию на девять провинций (по три в каждом из бывших королевств). В каждую из них назначались полномочные военные и административные представители короля. Силланское централизованное государство опиралось на феодальное чиновничество и буддийское духовенство. Укрепляя центральную власть, короли Силла преобразовывали и расширяли государственный аппарат. В 759 году были учреждены палаты: чинов, военная, внешних сношений, податная, судебная, церемоний, школ и общественных работ, ремесленных дел, ревизий.
Силла признало себя вассалом Китая, с которым установились дипломатические отношения. Конфуцианство было провозглашено основной государственной этико-политической системой в Силла.
[39]
Аграрные отношения в Силла
В основе аграрных отношений государства Силла лежала надельная система землепользования. Государство являлось номинальным и юридическим собственником земли, передавая крестьянам определенные подушные наделы. Фактически крестьяне находились на положении государственных крепостных. Они выплачивали поземельный натуральный налог зерном, подворный налог — изделиями домашнего хозяйства, несли отработочные повинности. Указ 757 г. объявлял о введении «кормовых наделов», которые феодальная аристократия и чиновничество получали от короля (во временное пользование — служилое чиновничество, в наследственную собственность — приближенные короля). О централизации земельной собственности в руках государства свидетельствовали запрещения самовольных пожертвований буддийским храмам и обязательный возврат земельного надела государству после смерти лица, получившего надел. Раздача земель по системе «кормовых наделов» порождала тенденцию к захвату этих земель в частную собственность.
Со второй половины VIII в. растет крупное землевладение феодальной аристократии, возникают феодальные поместья с прикрепленными к ним крестьянами. Буддийские храмы расширяют свои владения не только за счет различных пожертвований, но и путем прямого захвата крестьянских земель. Рост феодальных поместий приводил к ослаблению центральной власти на местах.
[39]
Крестьянские восстания. Падение государства Силла (IX—х вв.)
Фактическое закрепощение крестьян государством как собственником земли, недовольство крестьян усилением налогового гнета в связи с постепенным сокращением фонда общегосударственных земель, стремление феодалов и буддийских храмов бесконтрольно эксплуатировать крестьян, проживавших на их землях, вызывали крестьянские волнения.
В 890 г. на юго-западе Корейского полуострова вспыхнуло крестьянское восстание под руководством Кён Хвона (Чин Хвона). Непосредственным поводом к восстанию послужили непомерные поборы властей и посылка королевских чиновников для сбора налогов и недоимок. Повстанцы носили красные штаны, поэтому их называли «красноштанниками». Кён Хвон был сыном крестьянина, обладал незаурядным талантом организатора. Он объединил разрозненные отряды крестьян и захватил владения государства Пэкче. В 900 г. он основал новое государство, назвав его Позднее Пэкче (Ху Пэкче).
В 897 г. вспыхнуло крестьянское восстание на северо-востоке Корейского полуострова. Но руководство этим восстанием захватили феодалы — во главе его встал Кун Е, сын наложницы короля. После ряда сражений с королевскими войсками ему удалось захватить бывшую территорию государства Когурё и основать государство Позднее Когу-рё (Ху Когурё), или Тхэбон. Во главе этого государства Кун Е поставил в 918 г. Ван Гона, происходившего из Когурё. Ван Гон пришел к власти на гребне крестьянского восстания, поэтому он сделал уступки крестьянам и издал закон об освобождении их от недоимок за прежние годы и от уплаты налогов в течение трех лет. Однако он боялся растущего крестьянского движения на юго-западе и северо-востоке страны; в борьбе против крестьянства он вступил в сговор с королем Силла. За свои «услуги» в 920 г. Ван Гон официально получает титул короля Когурё, или Корё (сокр. от Когурё).
Образование королевства Корё, ставшего полностью независимым от центральной королевской власти, было одним из проявлений децентралистских стремлений феодалов, стремившихся захватить государственные земли, выйти из-под контроля центральной власти.
Крестьянские волнения и феодальные междоусобицы привели в начале X в. к кризису государства Силла. Ван Гон самостоятельно отправил посольство в Китай; в 929 г. он установил дипломатические отношения с племенами мохэ и киданями. Занятую территорию Ван Гон заселил беженцами из государства Бохай, земли которого в результате борьбы с киданями постепенно сокращались.
Государство Корё охватывало территорию, ранее являвшуюся юго- восточной частью Бохая, и северную часть Корейского полуострова. Его соседями на западе оставались кидани, на северо-востоке — чжурчжэни (нюйчжэнь). Корё фактически стало главной политической силой на Корейском полуострове. Король Силла выразил покорность Ван Гону и передал ему королевские регалии. В 935 г. государство Силла перестало существовать. Вся страна была объединена под властью Корё (от названия этого государства и происходит название страны, ставшее известным в Европе).
[40]
Культура раннего средневековья
В период трех государств формировалась самобытная культура Кореи, оставившая глубокий след в истории страны и оказавшая влияние на развитие раннефеодальной культуры Японии. Развитие культуры было связано с процессом формирования феодального государства и оформлением его идеологии. Конфуцианская идеология насаждалась в общегосударствен-
[40]
ном масштабе. В 372 г. в государстве Когурё была основана высшая школа (тэхак), где изучались классические конфуцианские книги.
В 414 г. в Когурё была воздвигнута стела короля Ходэ (текст написан китайскими иероглифами), свидетельствующая о знакомстве с китайской письменностью. Классические конфуцианские сочинения также были известны в Когурё.
Буддизм проник в Когурё из государства Северная Цзинь в 372 г., в Пэкче — в 384 г., в Силла — в 528 г. Проникновение буддизма вызвало развитие храмовой архитектуры, строительство буддийских храмов и пагод. Повсюду устанавливались статуи Будды, выполненные из дерева или бронзы. Пятиметровая статуя Будды была установлена в 574 г. в государстве Силла в храме Хванён. Пятиярусная пагода Пхёнче (Чо-ним) была построена в государстве Пэкче (район Пуё).
О высоком художественном уровне изобразительного искусства свидетельствует фресковая живопись гробниц, особенно настенная живопись когурёских гробниц (Анак и др.). Она является ценным историческим материалом, знакомящим с жизнью и материальной культурой корейского народа того времени, рисует военные сцены, охоту, игры, танцы, оружие, музыкальные инструменты и т. д. В каменных могильниках Пэкче сохранились фрески, изображающие духов четырех стран света, цветок лотоса, парящие облака. Живопись Силла представлена росписью стен буддийских храмов. Известный художник Силла Сор Ге расписал стены буддийского храма Хванён. Он нарисовал старые сосны, настолько живописные и рельефные, что многие птицы ударялись о стены, пытаясь сесть на ветви, которые они принимали, как писали современники, за настоящие. Картины Сор Ге не сохранились.
Памятники силланского изобразительного искусства богато представлены в районе Кёнчжу. Прежде всего это пещерный храм Соккурам, «Пагода многих сокровищ» в храме Пульгук, колокол храма Пондок и многие другие памятники зодчества и скульптуры.
Развитие производительных сил в раннефеодальных государствах Когурё, Пэкче и Силла вызвало рост естественнонаучных знаний: астрономии, географии, медицины, математики, философии.
В 647 г. была построена астрономическая обсерватория Чхомсондэ в Кёнчжу (государство Силла). В 628 г. в Когурё создана географическая карта границ, а в Пэкче — этнографическая карта населения.
Одним из направлений корейской философии являлось учение о пяти первоэлементах природы, пронизанное идеалистическим конфуцианским учением о почитании родителей и — в масштабах государства — о верности государю. Субъективный идеализм буддийской философии рассматривал объективно существующий мир как нечто иллюзорное и призывал к достижению счастья путем религиозного самовоспитания, к отказу от всяких проявлений протеста.
Известное распространение получили материалистические идеи философии даосизма: мир не создан по воле небес, а является первоматерией и существует благодаря «дао» («путь»), выражающему закономерности существования материи (движение, изменения, внутренние противоположности) .
Объединение страны сказалось на дальнейшем развитии культуры, науки и идеологии. В 682 г. была учреждена высшая государственная школа для изучения китайской конфуцианской литературы и языка, а также для подготовки феодальной бюрократии; в 788 г. введена система конфуцианских экзаменов для чиновников при назначении их на должность. Буддизм являлся господствующей идеологией. Его рас-
[41]
пространению способствовали буддийские секты, основанные в VIII— IX вв.
В период существования объединенного государства Силла сформировался единый язык корейской народности, в основу которого лег силланский диалект. Изобретение специального алфавита иду, который давал возможность читать китайские иероглифы по-корейски, расширило круг грамотных людей, способствовало появлению литературных произведений. В конце IX в. поэт Ви Хон составил антологию корейских стихов «Чтение для всех возрастов» («Самдэмок хянга»), В повествовательных произведениях, таких, как «Рассказ учителя Пэк Кё-ля», «Любовь Хо Дона» и др., отображалась подлинная жизнь общества того времени.
[42]
История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 38-42.