Кировоград
КИРОВОГРАД (Елизаветград). Территория современного Кировограда и области, начиная с XVI века, была окраиной владения Запорожской Сечи с малонаселенной территорией. Здесь проживали преимущественно великорусские раскольники и беглые крестьяне из многих регионов Российской Империи. В XVIII веке на западном берегу реки Ингул была построена крепость св. Елизаветы, в последующем которая стала городом Елизаветградом - центром одноименной провинции Новороссийской губернии. Изначально город играл важную роль как экономический и торговый центр. Он оказался на пересечении важных путей из Черноморского побережья вглубь России, а до образования Новороссии был единственно значительным городом на юге страны. Особо бурное развитие он получил в конце XVIII века. Многие исследователи называют это время «золотым веком» Елизаветграда.
Дореволюционный период развития города имел следующие характеристики:
- началом строительства крепости, которой суждено было перерасти в город Елизаветград, связано с именем генерала русской армии, серба по национальности И. Хорвата, которому было поручено осваивать эти земли путем переселения сербов, черногорцев, болгар и другого славянского населения и создавать из них гусарские полки с целью защиты южных окраин Российской Империи. В Царской грамоте Ивану Хорвату от 11 января 1752 года говорилось: «Построить здесь крепость «для защиты на всякий случай от нападения вражеского, которую именовать крепостью св. Елизаветы»;
- крепость, на месте которой возник город, была построена как военный форпост Российской Империи от агрессивных соседей: с одной стороны, Крымско-татарского ханства и Османской Империи, а с другой, - Польши. Крепость сыграла важную роль в борьбе России за выход к Черному морю. В годы русско-турецкой войны 1768-1774 гг. она являлась одной из основных баз российской армии. Свою роль как защитника южных рубежей России крепость выполняла полностью;
- город стал крупным военным форпостом на юге страны. Даже с победами России в русско-турецких войнах, ликвидации Запорожской Сечи и решением других военных задач того времени он по-прежнему оставался особо значимым оборонным центром;
- символично, что именно под крепостью св. Елизаветы в период русско-турецких войн в 1769 году крымско-татарская орда во главе с ханом Керым-Гиреем потерпела свое последнее поражение и больше никогда крымско-татарские орды не совершали набеги на юг России;
- в 1775 году крепость и поселение вокруг нее получают право города под названием Елизаветград. С победой России в русско-турецких войнах, присоединением Крыма военное значение города Елизаветграда существенно уменьшилось, и он стал развиваться как торгово-промышленный центр. Особо существенное развитие здесь получила торговля. Елизаветград стал крупнейшим торговым центром юга страны. Здесь проводились четыре крупнейшие ярмарки в год, а трижды в неделю осуществлялись другие торги. Быстро росла перерабатывающая промышленность, развивалась инфраструктура. Так, в 1793 году в Елизаветградском повятье (районе) проживало более 160 тысяч человек, что более чем в сто раз больше, чем с началом освоения региона. В самом городе на начало 1897 г. проживало около 61,5 тысяч человек. Из них: евреев 38%, что, вероятно, было связано с бурным развитием торгово-денежных отношений в этом регионе, великороссов (русских) 35%, малороссов (украинцев) 24%;
- образование города осуществлялось в контексте развития всего Новороссийского края, где Елизаветграду отводилась транспортно-логистическая связь Новороссии с Киевом, Санкт- Петербургом и другими городами Российской Империи;
- особое развитие в городе получили производство и переработка сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственного машиностроения. Именно здесь пересекались и концентрировались существенные потоки товарно-денежных отношений, торговых операций;
- особенностью города явилось интенсивное развитие в нем образования и культуры. Так, в 1882 году здесь открылся первый украинский профессиональный театр, а в последующем и другие учреждения культуры;
- в период революции и в первые годы послереволюционного развития власть в городе переходила от одной политической силы к другой. Гражданская война закончилась победой большевистских организаций и установлением советской власти.
Советский период развития Елизаветграда характеризовался:
- с 1923 года город — окружной центр УССР. С этого времени началась его интенсивная украинизация. Проводимая во всей стране индустриализация с неизбежностью концентрировала население в городах, которые постепенно становились центрами промышленного производства. Соответствующий процесс был характерен и для Елизаветграда, который в 1939 году был переименован в Кировоград и стал областным центром Украины;
- в довоенное время город развивался в контексте социально- экономических, социальных и культурных процессов, проходивших на всей территории Советского Союза, включая Украину. Промышленный потенциал города был увеличен почти в 15 раз;
- в Великую Отечественную войну фашистская Германия планировала Кировоград сделать одним из крупнейших сельскохозяйственных центров, при этом особое место отводилось производству животноводческой продукции. Предполагалось здесь создать предприятия, производящие высококачественные продукты питания. Обращает на себя внимание тот факт, что колхозы и совхозы не разрушались, а именно на их реформированной базе предпринимались попытки модернизации сельскохозяйственного производства;
- в послевоенное время Кировоград стал важным центром легкой и машиностроительной промышленности. В частности, предприятие, основанное еще англичанами Эльворти, превратилось в крупнейший завод сельскохозяйственных машин «Красная Звезда». Возникли крупные промышленные заводы, такие как гидравлических насосов «Гидросила», радиодеталей «Радий» и многие другие. Успешно продолжало развиваться сельскохозяйственное производство;
- особо эффективно развивалась экономика Кировограда в 1960-1980 годах. В это время здесь были открыты месторождения урановых руд, и стала эффективно осуществляться их добыча Восточным горно-обогатительным комбинатом. Кировоградская область все больше становилась важным промышленным и сельскохозяйственным центром всего Советского Союза;
- в городе интенсивно развивалась культура. В советский период своей истории Кировоград стал, образно говоря, столицей танцев. Широкую известность получили творческие коллективы «Ятрань», академический театр музыки, песни и танцев «Зоряне», ансамбль песни и танцев «Весна», народный ансамбль бального танца «Конвалия» и многие другие;
- к началу перестройки город населяло 250 тысяч человек, а в области проживало 1,3 миллиона человек, преимущественно люди украинской национальности. На референдуме 17 марта 1991 года две третьих населения города и области проголосовало за сохранение Союза ССР. В последующем кировоградцы на подавляющем большинстве референдумов, голосованиях и опросах в большинстве своем поддерживали политические силы, которые выступали за реинтеграцию с Россией и другими странами СНГ;
- традиционно в Кировограде и Кировоградской области до-минировала Украинская Православная Церковь Московского Патриархата.
В постсоветский период Кировоград в условиях украинской независимости характеризуется следующим:
- прежде всего, обращает на себя внимание резкое сокращение промышленного потенциала города. По расчетам специалистов промышленное производство сократилось более чем в два раза. Город фактически потерял славу центра сельскохозяйственного машиностроения. Ликвидировано, либо существенно сокращено производство фактически на всех городских предприятиях;
- существенное сокращение произошло в сельскохозяйственном производстве. За последние двадцать лет в Кировограде, по расчетам различных авторов, производство отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия сократилось на 45-60%. На рынке продовольствия в городе стала доминировать импортная продукция;
- начался процесс сокращения населения города. Это произошло за счет снижения общего уровня рождаемости, а также увеличивающейся миграции населения в другие регионы и, прежде всего, в Российскую Федерацию;
- за последние годы снизился культурный потенциал Кировограда и области. Факты свидетельствуют, что повышения уровня украинской культуры в городе, несмотря на предпринимаемые меры ее поддержки, не наблюдается. Русскоязычная культура и все, что связано с гуманитарной сферой, созданной в советский период, дискредитируется или ликвидируется вообще. Так, националистическими организациями был инициирован референдум о переименовании города Кировограда. Он показал, что в большинстве своем кировоградцы высказались против переименования города. В то же время, был разрушен памятник Кирову, искусственно разрушаются и другие артефакты, связанные с исторической памятью развития города в период Российской Империи и Советского Союза;
- несмотря на то, что за годы независимости Украины в городе интенсивно проводилась политика украинизации, государственный украинский язык стал обязательным в применении в образовании и воспитании, в системе государственной службы и в других официальных сферах коммуникации, до половины населения города продолжает использовать русский язык в межличностном общении;
- за годы украинской независимости наметился процесс увеличения различных религиозных конфессий. Раскололось каноническое Православие, образовались католические, протестантские, иудейские общины. Наиболее многочисленной общиной по-прежнему остаются сторонники украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
В целом, судьба Кировограда (Елизаветграда), его возникновение, становление и развитие — типичный пример судьбы городов не только Новороссии, но и всей современной Украины.
Использованы материалы изд.: Котолупов О.А. Города Новороссии (основание, становление, развитие). Симферополь, 2015, с. 39-43.