Китай: государственный строй в XIX веке
Накануне первой «опиумной» войны, которая началась в 1840 году, Китай представлял собой клонившееся к упадку позднефеодальное общество. Основу экономики составляло соединение мелкого крестьянского хозяйства с кустарной промышленностью. В некоторых районах страны началось довольно широкое развитие товарно-денежных отношений. Шел процесс концентрации земельной собственности и обезземеливания крестьянства. Жестокая эксплуатация крестьян и городской бедноты феодалами, ростовщиками и торговцами дополнялась национальным гнетом.
С 40-х годов XVII века Китаем правила маньчжурская династия Цин. Маньчжуры занимали главные посты в вооруженных силах и гражданской администрации. Власть верхушки немногочисленных маньчжурских племен над многомиллионным китайским народом держалась на союзе завоевателей с китайскими феодалами. Непрекращающиеся крестьянские восстания были характерной чертой времени правления маньчжуров. Они проходили под лозунгами восстановления китайской Минской династии.
Утвердившись на троне китайских императоров-богдыханов, маньчжуры не внесли больших изменений в структуру государственных органов Китая. Свои учреждения, Цинская династия строила по образу Минской. Китайский император формально являлся неограниченным монархом, замещавшим трон наследственно и по принципу первородства. Считалось, что богдыхан является Сыном неба. Его особа была провозглашена священной: при выездах императора из Пекина все окна и двери домов, выходивших па улицы, по которым он должен был ехать, наглухо закрывались, чтобы жители столицы не могли увидеть «божественного лика». Настоящее имя императора запрещено было произносить вслух и писать. Народ знал своего правителя лишь по девизу правления, который он избирал, вступая на престол.
Высшими государственными учреждениями империи Цинов были Императорский секретариат (нэйге) и Военный совет (цзюньцзичу). Первоначально важнейшими военными и гражданскими делами ведал Императорский секретариат, созданный в 1671 году из равного числа маньчжурских и китайских сановников. После 1732 года, когда для более оперативного руководства военными действиями в завоевательных походах богдыханов был учрежден Военный совет, решение всех важных государственных дел перешло к этому новому органу. В отличие от Императорского секретариата, где число членов устанавливалось законом, состав Военного совета определялся самим императором. В него назначались, как правило, маньчжуры и значительно реже монголы и китайцы, доказавшие свою преданность цинскому двору. Члены Военного совета занимались подготовкой важнейших указов и постановлений по всем отраслям государственного управления, рассмотрением наиболее важных докладов и других сообщений от центральных и местных учреждений; ими выносились и приговоры по делам об особо важных политических преступлениях. Императорский секретариат в XIX веке ведал обнародованием императорских указов и хранением государственных документов.
Высшая исполнительная власть осуществлялась императором через шесть центральных министерств (приказов): чинов, налогов, церемоний, военного, уголовных наказаний и общественных работ. Имелись также другие центральные учреждения и ведомства. Так, контроль за деятельностью столичных и местных чиновников осуществляла палата цензоров, а разбором кассационных дел занимался Верховный суд. Внешние связи со странами, лежащими к востоку и югу от Китая, входили в компетенцию министерства церемоний. Связи с государствами, находившимися к северу и западу, осуществляла палата по делам окраин, учрежденная вместо Монгольского управления. Палата цензоров была весьма древним учреждением, история которого начиналась еще за два века до нашей эры. Это учреждение называлось «глазами и ушами» центральной власти. Цензоры в соответствии с законами Поднебесной империи контролировали не только служебную деятельность чиновников, но и их поведение в общественной и частной жизни, они также должны были наблюдать за «народной нравственностью». Формально им предоставлялось право обращаться с увещеванием к самому императору в случае нарушения последним законов и обычаев. Они могли обжаловать действия провинциальных властей. Китай Делился на 15, а в последние годы империи (с 1906 года) — на 20 специальных цензорских округов. Цензоры часто использовали свое служебное положение в корыстных целях, что, впрочем, характерно было для подавляющего большинства китайских чиновников.
Китай времен Цинской династии характеризовался наличием сильной власти на местах, которую представляли наместники и губернаторы. Страна была разделена на провинции, а последние в свою очередь — на области, округа, уезды. Во главе каждой провинции стояли военный и гражданский губернаторы (чаще они были маньчжурами), которые подчинялись наместнику, сосредоточившему в своих руках военную и гражданскую власть. Наместники управляли двумя-тремя провинциями, наместник столичной провинции — одной. Другими важными чиновниками в провинциях были казначеи, ведавшие также гражданской администрацией, соляные контролеры и зерновые интенданты. Области, округа и уезды возглавлялись начальниками, управляющими соответствующими административными единицами при помощи чиновников и старост сто-дворок и десяти-дворок. На всех уровнях судебная власть была соединена с администрацией, по обычно для осуществления судебных разбирательств выделялись специальные чиновники. Эти чиновники отличались особой продажностью в насквозь коррумпированном государственном аппарате Цинской династии.
Формально доступ на государственную службу в Китае был открыт всем, сдавшим специальные экзамены на ученую степень, которых было три (сюцай, цзюйжэнь и цзиньши). Степень сюцая была низшей, и экзамены на эту степень проводились в уезде и областном центре. Степень цзюйжэня присваивалась после экзаменов, проводившихся в провинциальном городе при губернаторе, но под председательством экзаменатора из столицы. Наконец, степень цзиныни присваивалась во время экзаменов, проводившихся в столице. Экзамены на ученые степени существовали свыше тысячи лет, и за это время их характер не изменился — кандидаты должны были показать знание древних классиков, умение излагать мысли мертвым языком древней литературы и определенные каллиграфические способности. Такой экзамен могли пройти лишь состоятельные люди, обладавшие средствами и временем для изучения древних премудростей, далеких от практической жизни. Экзамены на степени представляли собой на деле надежную систему классового отбора чиновников государственного аппарата.
Сдача экзаменов была не единственным способом поступления на государственную службу. Степень, необходимая для того чтобы стать чиновником, могла быть пожалована или даже куплена. Приобретение права поступления на государственную службу за деньги получило особенное развитие с середины XIX века. Чиновничество делилось на девять классов, каждому из которых присваивались определенные знаки, прикреплявшиеся к головным уборам и нашивавшиеся на одежду. Так, например, чиновники первого класса носили на головном уборе рубиновый шарик, чиновники же девятого — лишь посеребренный; на груди и на спине чиновников первого класса вышивался белый журавль, у чиновников девятого класса — белохвостая сорока и т. п. Кроме взяточничества отличительной чертой китайского чиновничества было хищение государственных средств.
В обеспечении господства эксплуататорских классов в Китае на протяжении тысячелетий огромную роль играло этико-политическое учение Конфуция (конфуцианство). Главная цель конфуцианства — обеспечение интересов правящей верхушки китайского общества во главе с императором путем установления стабильных порядков в семье и государстве. Главная идея, пронизывающая конфуцианское учение об отношениях как внутри китайского общества, так и между китайскими и некитайскими обществами, заключалась в обязательном, беспрекословном повиновении и подчинении младших старшим, нижестоящих вышестоящим, некитайцев китайцам. Подчинение и повиновение в обществе конфуцианство обеспечило прежде всего жесткой системой этических норм, регламентировавших поведение человека в течение всей его жизни, а потом уже нормами права, наказаниями. Конфуцианство было антидемократической идеологией, исключавшей равенство в отношениях между людьми и какую-либо свободу в поведении человека.
Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 274-277.