Танская империя (РИЭ, 2020)

Империя Тан (VII—IX века). Создание и устройство империи. Опираясь на военные способности своего сына Ли Ши-миня, император Гао-цзу сумел к середине 620-х годов победить в кровопролитной гражданской войне, устраняя одного за другим вождей мятежников, пытавшихся либо провозгласить императором кого-то из младших родственников Ян-ди, либо создать свои собственные государства. Также Гао-цзу смог освободиться от угрозы со стороны тюрок, помогавших всем противоборствующим сторонам.

Новый император был представителем пограничной знати, которая впитала в себя и китайские, и кочевые традиции. Хорошо знакомый с тактикой ведения войны в степи, Гао-цзу при помощи своих тяжеловооруженных воинов-профессионалов мог успешно противостоять кочевникам и нейтрализовать угрозу со стороны каганата. Он привлек на свою сторону многих бывших противников, раздавал голодающим крестьянам зерно из государственных хранилищ, отправил по домам 10 тысяч девушек из гарема прежнего императора.

Но в 626 году обострилась борьба между сыновьями императора, в которой победил более популярный в армии Ли Ши-минь, убивший своего старшего брата. Явившись вооруженным во дворец в нарушение церемониала, он заставил Гао-цзу передать ему власть и стал императором под храмовым именем Тай-цзун (626—649). Впрочем, его отцу продолжали оказываться должные почести. Тай-цзун был не только умелым воином и дипломатом, но обладал и незаурядными административными способностями. Система управления, основы которой были заложены при этом императоре, оказалась чрезвычайно устойчивой и воспроизводилась последующими китайскими державами лишь с небольшими изменениями. Территория, разделенная на 10 провинций, в каждую из которых входили области и уезды, управлялась назначаемыми из центра чиновниками, которых никогда не направляли в места, откуда они были родом. Начальник уезда (в лучшие годы их насчитывалось в империи до 1,5 тысяч) назначался сроком на три года и обладал штатом наемного вспомогательного персонала (стражников и писцов) и добровольных помощников из числа местной элиты. Чиновников всех уровней контролировала специальная Палата цензоров, члены которой расследовали злоупотребления и обладали правом подавать доклады непосредственно императору. В столице шестью высшими учреждениями управляли два цзайсяна («канцлера» или «советника-исполнителя» при императоре) — «левый» и «правый». Левый цзай-сян управлял ведомствами налогов, чинов и обрядов (контролировало соблюдение норм поведения и взаимоотношения с «варварскими» странами); правый — военным ведомством, а также ведомствами наказаний (юстиции) и общественных работ. Ведомство чинов, руководствуясь древними принципами Конфуция и легистов, контролировало подготовку и назначение чиновников. Именно в эпоху Тан окончательно утвердился единый конкурсный принцип, опиравшийся на систему экзаменов. Для их сдачи требовалось знать конфуцианские каноны и сочинения древних авторов, демонстрировать эрудицию, литературный вкус и способность к стихосложению. Те, кто лучше других справился с ответом (таких обычно бывало не более 5 %), получали право держать экзамены на следующую степень. Обладатели высшей степени цзиныни («продвинувшегося мужа») получали назначения на должности от уездного начальника и выше. Успешно сдавшие экзамены на уровне уездов и провинций допускались к экзаменам в столице. Экзамены могли сдавать все, не принадлежавшие к «подлому люду», иначе говоря — все налогоплательщики. Выходцы из аристократических семей и дети чиновников имели лучшую подготовку и больше досуга для занятий, но и способный сын бедного крестьянина располагал некоторыми шансами на успех — ему мог помочь клан родичей, вся деревня или богатый покровитель, рассчитывавший на последующую выгоду от протекции будущему чиновнику. В итоге формировался особый тип ученого-чиновника, добродетельного и трудолюбивого, готового воплощать в жизнь конфуцианские заповеди, лежавшие в основе существования государства. Дети чиновников сдавали экзамены на общих основаниях и должны были начинать карьерный рост с самого низа. Лишь для высших рангов действовало «право тени» — после смерти такого чиновника его дети и внуки получали некоторые преимущества при определении на должность (с понижением на два уровня по отношению к предку).

Порядок занятия должностей, штаты учреждений (как центральных, так и местных), характер и объем повинностей всех подданных подверглись тщательной регламентации в созданном в середине VII века своде законов. По всей вероятности, подобные кодексы существовали и в эпоху Хань, но они не сохранились, поэтому примером для будущих законодателей неизменно выступали танские законы.

Значение созданной в эту эпоху государственной системы управления трудно переоценить. Четкое штатное расписание, продуманное разделение функций, контроль за исполнением решений, единый набор культурных ценностей делали китайскую чиновничью машину самой эффективной в мире того времени. Наличие значительного слоя людей, обязанных своим статусом образованию (лауреаты конкурсов, учащиеся, преподаватели и чиновники разных рангов), благоприятствовало бурному развитию культуры. Антология лишь самых известных поэтов эпохи Тан насчитывает свыше 2 тысяч имен. Вместе с тем, помимо обычных для любой системы управления сбоев и нарушений (протекционизм, кумовство, элементы коррупции), китайская система обладала и иными недостатками. Число кандидатов на должности росло, сдать экзамены было все сложнее, а перспективы занять хорошее место в бюрократическом аппарате делались все туманнее. В результате росла группа провалившихся соискателей, из рядов которых часто выходили зачинщики мятежей и восстаний. Немаловажным было и то, что конфуцианская бюрократия ориентировалась на служение скорее идеалу империи, чем лично императору. А императору требовались абсолютно преданные слуги, чью роль успешно играли лишь евнухи: инородцы или выходцы из бедных семей, презираемые аристократами и чиновниками и уповавшие лишь на милость императора. Им доверяли не только гарем и дворцовое хозяйство, но и задачи из области управления финансами и другие дела государственной важности. При всех издержках бюрократия эпохи Тан оказалась весьма эффективной. Она смогла усовершенствовать надельную систему, распространив ее почти повсеместно, и добиться необычайной детализации учета подданных. Крестьяне заносились в реестры, на основании которых от имени государства на период трудоспособности им выделялись наделы. Предусматривался периодический передел надельных полей, под которые не подпадали земли, выделенные «для вечного пользования», занятые под выращивание шелковицы, жужубов (китайских фиников) и вязов (чьи семечки шли на откорм поросят). Со своего надела крестьяне вносили налог зерном, а также шелком или пеньковой тканью, реже — серебром. Трудовая повинность ограничивалась 20 днями в год. Крестьяне были организованы в «пятидворки» и «двадцатипятидворки», связанные круговой порукой, сотня крестьянских дворов составляла базовое административное объединение ли, во главе которого стоял старейшина, ответственный за составление реестров, сбор налогов, соблюдение порядка и состояние нравов. 

Надельная система распространялась не только на крестьян. Свои индивидуальные наделы полагались также буддийским монахам и даосам, знати. В некоторых районах половинный надел получали и горожане. Наряду с наделами («общественными полями») в стране существовали казенные земли — пастбища, леса, поймы рек и земли, отданные под наделы военных поселенцев и чиновников. Последним в зависимости от ранга полагались соответствующие «должностные поля», обрабатываемые податными крестьянами, отдающими владельцу часть урожая, которую чиновник не мог самовольно увеличивать (т. е. фактически владел не землей, а правом сбора с нее налога). Родственникам императора также передавалось определенное количество податных дворов из «казенных земель». Вскоре появились и императорские имения, вокруг размещенных в разных частях страны дворцов правителей. Владения, исключенные из надельной системы, существовали у знати, чиновников, монастырей, представителей «богатых и влиятельных домов» (у последних они имели большей частью незаконный характер). Численность населения быстро росла: если в 630—640-х годах было зарегистрировано около 3 миллионов дворов, то в середине VIII века их насчитывалось уже 8,2 миллионов. Поначалу надельная система обеспечивала казну регулярным поступлением налогов, а трудовая повинность давала необходимую рабочую силу: строились дороги, каналы, дамбы, дворцы, храмы, целые большие города. Но со временем надельная система все дальше отходила от изначального замысла, что стало заметно в VIII веке. Волости были поделены на «просторные», т. е. нормальные, и «тесные», где остро стояла проблема малоземелья и крестьянам полагался вдвое меньший надел. Хотя основной налог оставался относительно легким, крестьянам приходилось отдавать все больше зерна на создание запасов на случай массового голода, обеспечение чиновников, содержание солдат, помощь монахам и нужды строительства. Осуществлялись также принудительные закупки по низким ценам для обеспечения двора и армии. Все большее число надельных земель законным (а чаще — незаконным) путем переходили в категорию «вечнонаследуемых». Несмотря на запреты, де-факто осуществлялась купля-продажа земли, что приводило к ее концентрации в руках богатых землевладельцев и к появлению большого слоя разорившихся крестьян-арендаторов и батраков. Многие из них уходили на новые земли либо в города, становились нищими или разбойниками. Как и ранее, китайские города в первую очередь служили резиденциями властей. Ремесло и торговля подлежали детальному контролю и регулированию. Казенные ремесленники отбывали трудовую повинность в мастерских по очереди, с интервалом в несколько месяцев. В мастерских работали также государственные рабы и преступники. В провинциях в распоряжении местных властей находились и специальные податные дворы, занимавшиеся добычей соли и полезных ископаемых, изготовлением железа и меди, строительством кораблей. Частное ремесло было представлено семейными мастерскими, одновременно служившими и лавками, они располагались на рыночных площадях и составляли контролируемые властями объединения («ряды» — «хан»). Еще большей регламентации подвергалась торговля. Для продажи и перевозки грузов требовалось разрешение властей, которые имели право устанавливать цены на товары и определять таможенные пошлины при перевозе из одной провинции в другую. К налогам, которые платили торговые дома, добавлялись частые принудительные займы и реквизиции. Только монастыри, не подлежавшие государственному контролю, беспрепятственно наращивали свою хозяйственную активность, превращаясь в центры ремесла, торговли и ростовщичества. 

Однако в этот период интенсифицировалась внешняя торговля, что было связано с активизацией внешней политики. Империя Тан стремилась выйти за рамки привычных границ Поднебесной. В 630 году под ударами китайских войск пал Восточный тюркский каганат, и часть тюркских племен была расселена Тай-цзуном в пограничных районах на положении союзников. Активное использование конницы позволило императору захватывать оазисы, расположенные вдоль Великого Шелкового пути. Помимо Великого Шелкового пути, интенсивно функционировал и морской путь через Гуанчжоу, где имелся отделенный от остального города иноземный купеческий квартал, населенный в основном арабами. Но выезд за море китайских купцов всячески ограничивали. В Китае находили прибежище представители разных религий, прибывавшие с запада: мусульмане, зороастрийцы, манихеи, несториане. Тай-цзун в 635 году принял несторианского монаха, вероятно прибывшего из Византии (земли Дацинь, как китайцы назвали Римскую империю со времен Хань) и изложившего императору суть христианского учения, после чего, согласно сообщению христианской стелы, найденной в окрестностях Чанъани, император дозволил свободно исповедовать христианство в своих владениях.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 489-492.