Виджаянагар (ИИ, 1979)
В период возвышения Бахманидского государства южнее его сложилось несколько независимых княжеств — Мадурайский султанат, княжество Редди и другие. Вскоре двум братьям, наместникам Мухаммад-шаха Туглака в Кампили,— Харихаре и Букке из рода Сангама удалось тоже выкроить себе небольшое владение. Они построили на берегу Тунгабхадры сильную крепость Виджаянагар и стали постепенно расширять свои владения. К 1346 году было подчинено государство Хойсалов, на следующий год — государство Кадамбов из Банаваси, к 1360 году — княжество Шамбувараев в Северпом Тамилнаде, в 70-х годах — Мадурайский султанат. Княжество Редди потеряло часть своих владений, но окончательно было уничтожено позднее, в 1420 году Таким образом, территория Виджаянагара к 70-м годам XIV века охватывала практически весь юг Индии. В дальнейшем Виджаянагар столкнулся с Бахманидским султанатом, а после его распада — с деканскими княжествами. Однако, несмотря на непрерывные войны в течение почти 200 лет, границы Виджаянагара фактически не менялись.
В 1486 году в результате феодальных смут и победоносного продвижения на территорию Виджаянагара войск Бахманидов и правителя Ориссы власть династии Сангама была свергнута одним из военачальников Виджаянагара, который и короновался под именем Нарасимха Салува. Ему удалось вернуть большую часть отторгнутых у Виджаянагара земель, но в правление его сыновей история повторилась: полководец Вира Нарасимха сверг правителя в 1505 году, основав династию Тулува.
В правление его брата Кришнадеварайи (1509—1529 годы) империя Виджаянагар достигла своего расцвета. Кришнадеварайя упорядочил административное деление страны и фискальное дело, а также установил новую, более высокую оценку доходности земель, отдаваемых в пожалования. Наладив дружественные отношения с португальцами, Кришнадеварайя стал получать с их помощью коней из Персии и Аравии, в то время как в деканские султанаты португальские власти ограничивали их ввоз. Это способствовало военным победам Виджаянагара, поскольку конница была в то время основной боевой силой индийских армий. Мусульманские династии Индии прежде легко получали лошадей из дружественных им стран, где также исповедовался ислам,— Аравии и Персии. Однако установление португальского господства в Индийском океане и Персидском заливе все изменило: теперь именно португальцы решали, в какие индийские государства пропустить морской транспорт с лошадьми.
Несмотря на наличие ряда вассальных княжеств, империя Виджаянагар была более централизованной, чем прежние государства юга Индии. Хотя главой государства считался махараджа, вся полнота власти нередко концентрировалась в руках его министра махапрадханы. При махарадже созывался широкий государственный совет, куда кроме придворных входили крупнейшие феодалы и представители купеческих общин. Наместники провинций подчинялись непосредственно махапрадхане. Их сменяли обычно каждые два-три года, чтобы предотвратить сепаратистские выступления. Они были обязаны собирать и отсылать в казну земельный налог с государственных земель, дань с феодальных владельцев-амаранаяков и вассальных князей. Им предоставлялось также право собирать небольшую подать в свою пользу. Провинции делились на округа, возглавляемые правительственными чиновниками.
Государственные земли раздавались в условное военное пожалование — амарам. От владельцев икта амаранаяки отличались тем, что сами устанавливали размер податей с крестьян и имели право отчуждать свою землю. Дань, которую амаранаяки платили в казну, не была связана с размером собираемых с крестьян податей. Она зависела от влияния того или иного феодала при дворе. Как правило, амаранаяки отдавали в казну около '/з доходов с имения за вычетом установленных расходов на содержание воинского контингента. Однако амаранаяки «экономили» на своих затратах и содержали значительно меньше пехотинцев и всадников. Теоретически земли амаранаяков не передавались по наследству, но фактически эти владения нередко оставались у того же рода на протяжении почти всей истории Виджаянагара. Командиры небольших отрядов, входивших в армии амаранаяков, также получали участки земли или от амаранаяка, или от государя. Эти участки всегда переходили по наследству.
Крупными частными феодальными владельцами были храмы. Они обычно становились экономическими и культурными центрами обширной округи. К храмам стекались паломники, здесь возникали ярмарки, вокруг храмов селились ремесленники и купцы, сами храмы совершали торговые и ростовщические операции. Часть ремесленников находилась на службе храма, получая за работу натурой, а также участок храмовой земли, который фактически передавался по наследству вместе с обязанностями перед храмом. Храмы входили в общую иерархию господствующего класса, платили дань вышестоящим феодалам и имели своих вассалов, обязанных защищать храм в случае нападения чужеземных войск или грабителей.
Значительная часть деревень находилась во владении брахманских сабх. Нередко это были очень мелкие владения: одна деревня могла принадлежать сотне брахманов. Однако это все же были коллективы брахманов-феодалов, поскольку земли обрабатывали неполноправные держатели или члены каст «неприкасаемых», находившиеся у брахманов на положении полукрепостных-полу-рабов.
Крупные общины, характерные для предыдущего периода, распались. Теперь община распоряжалась, как правило, только землями одной деревни. Пахотные земли были поделены, а необработанные находились в коллективном владении общины, и налог с них не собирался. В Тамилнаде, где было много орошаемых земель, стал часто практиковаться долевой передел поливной земли по жребию, поскольку в засушливые годы выше лежащие поля не получали достаточной влаги.
Амаранаяки стремились увеличить подати, и общая сумма их, по-видимому, росла. В середине XIV века почти все платежи были переведены в денежную форму, и платить их крестьянину стало труднее. Судя по надписям, ряд общин вынужден был продать часть деревенских земель или просто переселиться в новые места. Общинники вообще в это время стали терять свои права. Амаранаяки назначали старост и писцов. Реальное владельческое право общинника (каниятчи) все больше выражалось лишь в том, что он мог вернуть себе землю даже после длительного перерыва в пользовании ею. Значительная часть общинников стала превращаться в неполноправных арендаторов (пайякари), обрабатывавших землю из доли урожая. Пайякари нередко находились в неоплатном долгу у землевладельца и при отчуждении земли переходили как крепостные к новому владельцу. Конечно, все эти процессы вызывали протесты крестьян. Чаще протест выражался в том, что крестьяне бежали из деревень, но имеются упоминания и о подавлении серьезных восстаний в 1379, 1506 и 1551 годы.
Власть феодалов все больше расширялась не только в деревне, но и в городе. Городские дела теперь решались назначенными из центра наместниками (вместо многокастовых собраний прежнего периода), а сбор портовых и рыночных пошлин стали сдавать на откуп крупным феодалам и ростовщикам. Господствующие феодальные слои Виджаянагара богатели. Столица поражала путешественников своими размерами, семью огромными стенами укреплений, численностью населения, богатством городских рынков и кварталов ювелиров, районом увеселений. Однако крестьяне, по словам португальца хрониста Нуниша, должны были платить 9/10 урожая амаранаякам, которые в свою очередь отдавали от 1/3 до 1/2 своего дохода правителю. По-видимому, у Нуниша речь идет о пайякари.
После смерти Кришнадеварайи опять разгорелись феодальные распри между правителем Ачьютой (1530—1542 годы), братом Кришнадеварайи, и его вельможей Рама Райей. Фактически это вылилось в междоусобную борьбу двух феодальных группировок. После смерти Ачьюты Рама Райя возвел па трон Садашиву, племянника Ачьюты, но правил фактически сам. Виджаянагар заключал союз то с одним, то с другим из деканских княжеств, время от времени вторгаясь в земли своих врагов и грабя их. Это привело к объединению деканских султанатов против Виджаянагара, и в битве при Таликота в 1565 году армия Рама Райи была разбита. Столица Виджаянагара была разрушена.
После битвы при Таликота начался быстрый распад Виджаянагара. Правителем Виджаянагара провозгласил себя брат Рама Райи — Тирумала, основав последнюю виджаянагарскую династию Аравиду. Самым видным правителем из этой династии был Венката II (1586—1614 годы), которому удалось восстановить империю почти в прежних границах. Однако после его смерти началась длительная борьба между различными претендентами на престол, в которую вмешивались и соседние государства. Недавно отвоеванные территории вновь откололись. В начале XVII в. он превратился по существу в небольшое княжество с центром в Пе- нуконде. Многие бывшие вассалы империи стали независимыми: Мадура, Танджур, Джинджи, Икери (или Беднур). Появилось новое княжество — Майсур.
После долгих усобиц на престоле утвердился Рама II (1614— 1630 годы), который всю жизнь враждовал с Мадурай и подавлял восстание своих вассалов. При Шриранге II (1642—1670 годы) территория Виджаянагара была поделена между Биджапуром и Голкондой, а бывший правитель империи в качестве нахлебника проживал то у одного, то у другого из своих бывших вассалов.
Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 203-206.