Гупты: Классический стиль

Период Гуптов — одна из наиболее важных эпох в развитии индийской культуры. Их щедрое покровительство искусству и литературе способствовало совершенствованию классического стиля, которому суждено было стать образцом для дальнейшего творчества. Санскрит уже стал языком правящих классов, и при царствовании Гуптов наступил расцвет санскритской литературы. Классический санскритский стиль достиг своей вершины в поэзии и драмах Калидасы, «Шекспира Индии».

О самом Калидасе известно очень мало, и судить о нем можно лишь по его произведениям, которые рисуют благородного и счастливого человека, большого любителя красот природы и мирской роскоши, в то же время обладавшего глубоким пониманием горестей и состояний женской и детской души. Он сочинил три пьесы и четыре поэмы, и все они стали неотъемлемой частью индийской литературной традиции.

Наиболее известное и яркое сочинение Калидасы — пьеса «Шакунтала», один из шедевров мировой литературы. Она названа по имени героини, лесной нимфы — сироты Шакунталы, покорившей сердце царя Душьянты во время охоты в лесу. Ее красота околдовывает царя, они обручаются и вступают в брак по обряду гандхарвов . Царь живет с нею какое-то время, но когда государственные дела отзывают его в столицу царства, то по проклятию мудреца он вскоре забывает все, что произошло. Поэтому когда Шакунтала, которая ждет от него ребенка, появляется во дворце, царь отказывается признать ее и своего будущего наследника. Только намного позже, после великих горестей и испытаний, память возвращается к нему, он узнает мальчика и объявляет его своим сыном и законным наследником.

Другое из самых популярных произведений Калидасы — поэма «Мегхадута», или «Облако-вестник», общепризнанная жемчужина санскритской поэзии. Мифический персонаж, демон-якша, разлучен с любимой женой проклятием своего господина. Обезумев от горя и тоски, он умоляет облако стать его посланцем к возлюбленной и заверить ее в своей вечной любви.

Твой гибкий стан — лиан в изгибах, твой взгляд —
у серны боязливой, Твой бледный лик — в лучах луны, а пышность кос —
в хвосте павлина, В волнах реки я узнаю твои нахмуренные брови,
Везде тебя, о пылкая, ищу, но воссоздать не в силах!

Калидаса во многом — символ литературных достижений этого периода. И поэзия, и драма были в большом почете, и в этой возвышенной атмосфере творили многие талантливые сочинители. Среди самых самобытных из них можно назвать драматурга Шудраку, автора трагической и очень реалистичной пьесы о бедном брахмане, безнадежно влюбленном в куртизанку. Большинство пьес этого периода тяготело к жанру романтической комедии, ибо считалось, что главная цель театра — развлечение. Печальных или тревожных сюжетов, как правило, избегали, и поэтому пьеса Шудраки была признана первой настоящей индийской трагедией. Осуществлялась также серьезная переработка традиционных легенд и сказаний. В течение этого периода была заново составлена и переписана «Махабхарата» в том виде, в котором она дошла до наших дней. Все мифы, повествующие о Вишну и Шиве, были собраны воедино, войдя в состав восемнадцати поэм на санскрите, известных как пураны; сегодня они почитаются в народе библией индуизма.

Царство Гуптов знаменовало новую эру в индийской архитектуре. До сих пор индуистские храмы строились главным образом из дерева, теперь они стали воздвигаться из тесаного камня. Храм стал обиталищем бога, куда его приверженцы шли, чтобы молиться и приносить дары; такому типу храмов суждено было сохраниться в дальнейшем. Из всех видов искусства наивысшего развития достигла скульптура. Техническое мастерство оттачивалось и в сочетании с духовной устремленностью создавало совершенно новое видение. Человеческое тело, которое раньше изображалось приземленным и натуралистичным, теперь ваялось в абстрактной манере, которой была присуща безмятежность, спокойствие и внутренняя гармония. Двумя главными центрами скульптуры эпохи Гуптов были Матхура и Сарнатх рядом с Бенаресом (Варанаси). Обе эти школы выработали единый изысканный стиль, отличавшийся утонченной простотой, ясностью и умиротворением. Он отразился в прекрасных статуях Будды, созданных в этих городах, которые сегодня признаны шедеврами индийской скульптуры.

ИСКУССТВО И НАУКА

Стиль эпохи Гуптов также можно увидеть в великолепных скульптурах, украшающих пещерные храмы Аджанты и Эллоры в Махараштре. Пещеры в Аджанте дают возможность получить представление об индийской живописи, и, возможно, они — самый прекрасный образец индийского искусства. Скрытые в утесах труднодоступной долины к северо-западу от Бомбея, пещеры были преданы забвению почти на 1200 лет. Они были заново открыты только в 1817 году, когда на них случайно наткнулась группа британских чиновников во время охоты на тигров. Многие пещеры — истинные шедевры архитектуры Гуптов: захватывающее дух разнообразие колонн, залов и храмов высечено из цельного камня. Их украшает множество изящных фигур тончайшей резьбы — явный отголосок мастерства Сарнатха и Матхуры. Но настенная живопись затмевает все остальное: с тех пор индийское искусство не достигало такой свободы и виртуозности. Эти фрески воплощают дух эпохи Гуптов, они наполнены жизнью тех дней — дворцовые эпизоды, любовные сцены, праздники, процессии со слонами, танцовщицы и даже женщина, наносящая на губы помаду. В них оживает неподвластный времени мир утонченного изящества, населенный красивыми, благородными людьми, живущими в гармонии с щедрой природой. В этом мире даже золотые монеты из казны Гуптов были столь великолепны, что казались произведениями искусства.

Науки в эту эпоху процветали и вызывали огромный интерес, особенно астрономия, астрология и главным образом математика, которая сильно шагнула вперед. При Гуптах индийская математика была самой развитой по сравнению с другими странами мира: ученые Индии уже ввели нулевой символ и десятичную систему — этому достижению было суждено оказать глубокое влияние на дальнейшее развитие науки. Арабы принесли эти знания из Индии в Европу. Ведущими астрономами были Арьябхата и Варахамихира, чьи труды обнаруживали широкие познания в греческой науке. Общепризнано, что Арьябхата был самым блестящим и самобытным мыслителем; он первым заявил, что Земля является сферой, вращающейся вокруг своей оси и движущейся по орбите вокруг Солнца. Арьябхата был наиболее выдающимся из всех индийских астрономов, и в основном благодаря его усилиям астрономия отделилась от математики как самостоятельная дисциплина. Творческий и пытливый ум вдохновил его на несколько других открытий, многие из которых стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Например, он разработал удивительно точный метод определения длины года, состоявшего, по его расчетам, из 365 дней. Также мы обязаны Арьябхате первым научным объяснением лунного затмения, которое, как он считал, вызывается тенью от Земли, падающей на Луну.

В этой плодотворной атмосфере процветали университеты и другие учебные заведения. Наиболее известным центром знаний был буддийский монастырь в Наланде, около Патны в Бихаре. Самый большой монастырь на субконтиненте, Наланда был и одним из самых знаменитых университетов в Азии, и слава о нем доходила до самого Китая. Современные раскопки обнаружили фундаменты огромного храмового и монастырского комплекса, которые когда-то служили обителью для 10 000 монахов и древних студентов. Хотя сами руины не оправдали надежд археологов, но были найдены развалины храмов, которые возводились на постаментах со множеством ступеней, ведущих ко входу. Это все, что осталось, чтобы воссоздать образ, запечатленный в памяти одного из паломников, — храмовый город с его уходящими ввысь башнями, скрытыми в утреннем тумане.

Цитируется по изд.: С. Таммита-Дельгода. Индия. История страны. М., 2007, с. 113-118.