Версаль

Версаль. Фонтан Латоны.

Версаль (Versailles) (Вокзалы Монпарнасский — Gare Montparnasse, Сен-Лазар — Gare Saint-Lazare). Находится в 22 км от Парижа. В 1624 году рядом с деревушкой Версаль по распоряжению Людовика XIII был выстроен небольшой охотничий замок. В 1632-1638 годы загородная усадьба была перестроена архитектором Филибером ле Руа. Новый п-образный в плане дворец из кирпича и камня при последующем развитии сохранял значение ядра композиции. Наряду с постройкой дворца Филибер ле Руа и известный парковый архитектор Андре Ленотр начали работы по планировке и устройству большого парка, используя близлежащий лесной массив. В 1668 году, уже при Людовике XIV, развернулись грандиозные по размаху работы по созданию великолепной парадной королевской резиденции. Работами сначала руководил архитектор Лево, а затем Жюль Ардуэн-Мансар. Каждый из архитекторов расширял территорию дворцового комплекса пристройкой ряда корпусов, которые постепенно образовали вместе с первоначальным дворцом оригинальную ступенчатую композицию с тремя дворами: Мраморным, Королевским и Передним. Просторный Передний двор, расположенный между обрамляющими его двумя длинными министерскими зданиями, начинается от нарядной чугунной ограды, отделяющей дворцовый комплекс от городской площади. Далее — Королевский двор. Вход в него открывает конная статуя Людовика XVII, воздвигнутая в 1834 году. В глубине, обрамленный крыльями корпусов, пристроенных к первоначальному дворцу, находится Мраморный двор, вымощенный мраморными плитами.

Зодчие, построившие Версальский дворец, нашли удачное архитектурное решение, использовав «большой ордер». Его колонны и пилястры возвышаются на цокольном этаже со стороны парка. Цокольный этаж решен в виде непрерывной аркады. Вдоль паркового фасада тянется знаменитая Зеркальная галерея, являющаяся кульминацией анфилады дворцовых залов. Зеркальная галерея представляет собой зал длиной 75 метров и шириной 10 метров. Холодный голубоватый цвет мраморной отделки подчеркивает строгую величественность зала. Арочным высоким окнам, выходящим в парк, соответствуют такие же по форме и размерам зеркала, что создает ощущение безграничной ширины зала. Из окон Зеркальной галереи открывается панорама дворцового парка, органическим компонентом которого является дворец.

Великолепный Версальский сад, раскинувшийся на площади около 100 гектаров, является образцом классического регулярного, или французского парка. Этот парк, созданный крупнейшим мастером садовой архитектуры XVII века Ленотром, стал предметом многочисленных подражаний. Французский парк характерен симметричным расположением всех его элементов: газонов, аллей, фонтанов, бассейнов и скульптур.

У дворцового фасада, выходящего в парк, раскинулся "водяной партер" с широкими газонами и зеркалами фигурных бассейнов, обрамленных низкими гранитными стенками с декоративными вазами и статуями. Среди статуй аллегорические изображения рек Франции: Роны, Луары, Гаронны (скульпторы Тюби и Куазевокс). В северной части (с правой стороны) партер замыкается бассейном с фонтаном Нептуна, на юге (с левой стороны) — оранжереей и Швейцарским прудом. По главной оси, за партером, находится еще одна зеленая терраса, куда ведет широкая лестница. Здесь находится большой фонтан матери мифологического бога Аполлона Латоны. За фонтаном далеко вглубь парка уходит широкая аллея с рядами беломраморных статуй по обеим ее сторонам. Аллея замыкается бассейном Аполлона. Как бы продолжением аллеи является Большой канал, имеющий крестообразную форму. За террасой раскинулся парковый массив вековых, буйно разросшихся деревьев. У южного (правого) ответвления Большого канала находятся ансамбли Большого и Малого Трианонов. Дворец Большого Трианона построен Ардуэном Мансаром и Робером де Коттом в конце XVII века. Фасады дворца облицованы цветным мрамором. Дворец предназначался для королевского отдыха. Сейчас здесь апартаменты президента Республики. Дворец Малого Трианона построен в 1763-1768 гг. по проекту архитектора Габриэля. Все четыре фасада небольшого по размерам двухэтажного здания построены по одной композиционной схеме с акцентом посередине — четырехопорным портиком коринфского ордера, фланкируемым слегка выступающими ризалитами с окнами. Простота и классическая ясность пропорций позволяют отнести это произведение Габриэля к числу лучших памятников французского зодчества. Малый Трианон окружен парком в английском стиле со свободной пейзажной планировкой. В парковый пейзаж вкраплены мостики через ручьи и павильоны. Людовик XVI подарил Малый Трианон своей Марии-Антуанетте, которая приказала построить в глубине парка так называемую «Мельничную деревушку», созданную в народном крестьянском стиле.

Город Версаль создавался одновременно со строительством дворцового комплекса. Вдоль трех дорог, которые соединили Версаль с Парижем и королевскими замками в Сен-Клу и Со, были выстроены дома для придворной знати. Ныне эти дороги превратились в красивые широкие проспекты, сходящиеся к площади д’Арси, от которой начинается территория дворцового комплекса.

С Версалем связаны события начального периода Французской революции. Здесь Учредительным собранием 26 августа 1789 года была принята «Декларация прав человека и гражданина». С 1837 года Версаль перестал быть королевской резиденцией, а дворцовый комплекс был превращен в Национальный музей. С Версальским дворцом связаны также многие события мировой истории. В частности, 28 июля 1919 года здесь был подписан Версальский мирный договор, ознаменовавший окончание Первой мировой войны.

Сейчас дворцы и парки Версаля в любое время года привлекают множество туристов. В парке регулярно проводятся театрализованные представления «Звук и свет», рассказывающие об истории Версаля. Устраиваются праздники «Большой воды». Во время этих праздников приводят в действие все 607 парковых фонтанов. Иллюминированные в вечернее время, они оставляют в памяти неизгладимое впечатление.

Цитируется по изд.: Финкель И. По Франции и Монако (путеводитель). М., 1988, с. 112-116.

Рубрика: