Хеттское Царство: население
Племена, населявшие в глубокой древности плоскогорье Малой Азии, принято называть протохеттами. Весьма возможно, что протохетты и близкие к ним по языку палайцы родственны другим древнейшим племенам Передней Азии, которых современные исследователи называют «азианическими». Изучение древнейших надписей, найденных на территории Малой Азии, показывает большую дробность диалектов и племенных языков, которые предшествовали образованию единой хеттской народности. И. В. Сталин указывает: «Что касается дальнейшего развития от языков родовых к языкам племенным, от языков племенных к языкам народностей и от языков народностей к языкам национальным, — то везде па всех этапах развития язык, как средство общения людей в обществе, был общим и единым для общества, равно обслуживающим членов общества независимо от социального положения» *. Наиболее распространённым среди древнейшего населения Малой Азии языком накануне образования Хеттского государства в третьем тысячелетии до н. э. был протохеттский язык.
Наряду с более древними племенами в областях Малой Азии и Северной Сирин во втором тысячелетии до н. э. появляются и другие племена, отличающиеся по языку от племён нротохоттов и получившие название неситов (от названия страны и города Неса или Неша, расположенных к югу от реки Галиса). Как показали последние исследования, в частности работы Б. Грозного, неситский язык довольно близок к языкам народов так называемой индоевропейской группы. Целый ряд слов в этом позднехеттском (неситском) языке может быть сопоставлен с аналогичными словами греческого, латинского, древнеиндийского и древнеславянских языков. Таковы хеттские местоимения quis, quit и латинские quis, quid (кто, что), хеттское ug и греческое ἒγὦ (я), хеттское существительное kimmant, очень близкое к греческому χειμών и русскому «зима» и т. д. Больше того, удалось установить сходство в склонениях существительных и в глагольных формах, в частности в причастиях.
Основываясь на этих языковых сближениях, буржуазные историки пытались утверждать, что Хеттское государство было основано племенами завоевателей, которые из Европы переселились в Малую Азию. Фашистские «историки», довели до крайности эту теорию миграции (переселения), использовали её для обоснования расовой «теории», стремясь доказать, что основателями Хеттского государства были «предки расово чистых арийцев». На самом же деле Хеттское государство было основано не «расово чистой группой», а группой смешанных между собой племён, говоривших на различных языках: протохеттском, палайском, лувийском и неситском. Образование Хеттского государства, народа и языка нельзя рассматривать как результат одного лишь завоевания. И. В. Сталин указывает: «Скрещивание языков нельзя рассматривать, как единичный акт решающего удара, дающий свои результаты в течение нескольких лет. Скрещивание языков есть длительный процесс, продолжающийся сотни лет» **. Длительное общение протохеттских племён с неситскими привело к победе языка неситов, который стал языком хеттско-неситской народности в пределах Хеттского государства. Несмотря на то что в состав хеттского союза племён, а позднее государства вошли различные обособленные племена, во втором тысячелетии до п. э. образовалась хеттская народность, название которой (хатти, хета) сохранилось в ассирийском, древнеегипетском и древнееврейском языках. Хеттские племена в культурно-историческом отношении были наиболее тесно связаны с племенами Эгейского моря и с древнейшим туземным населением северной части Передней Азии (хурритами). На это указывают памятники искусства, архитектуры, материальной культуры, найденные в Северной Месопотамии и в Северной Сирии, в частности на восточном побережье Средиземного моря, в развалинах древносирийского города Угарит (современная Рас-Шамра), где хеттские племена особенно тесно соприкасались с эгейцами и хурритами.
Реакционные турецкие писатели, пытавшиеся подвести историческую основу под политику установления турецкого господства в Передней и Средней Азии, выдвинули псевдонаучную «солнечную теорию». Согласно этой лживой «теории», турки являются исконным древнейшим населением Малой Азии, и турецкий язык якобы родственен хеттскому и шумерийскому языкам. Однако турецкий язык, как известно, входит в совершенно иную, тюркскую, семью языков и не имеет никакого отношения ни к шумерийскому, ни к хеттскому языку. При этом древнейшие образцы тюркской письменности относятся лишь к VIII веку н. э., т. е. почти на 1500 лет позднее времени исчезновения хеттской культуры, что лучше всего доказывает всю нелепость и тенденциозность реакционной «солнечной теории».
Примечания
* И. В. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, стр. 12.
* И. В. Сталин, Марксизм и вопросы языкознания, стр. 29.
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 328-330.