Пенджаб во время религиозной войны сикхов против моголов

В Пенджабе начавшаяся при Аурангзебе освободительная борьба против моголов носила форму религиозной войны. Восстание возглавила секта сикхов, по имени которой и движение получило название сикхского.

Сикхизм возник в начале XVI века в северо-западной Индии как ересь индуизма и был непосредственным продолжением и развитием религиозно-реформаторского движения бхакти, отражавшего в завуалированной форме социальный протест городских слоев против гнета феодалов в средневековой Индии.

Основателем секты и ее первым духовным вождем — гуру — был Нанак (1469—1539), происходивший из купеческой среды и сам занимавшийся торговлей. Первоначальный сикхизм отражал чаяния и настроения городских слоев и притом не плебейства, а более зажиточных торговцев, ремесленников и ростовщиков, хотя в составе секты в то время находились и крестьяне. Они тоже страдали от феодального произвола, их жизнь и имущество не были в безопасности. Отсюда оппозиционные настроения, зародившиеся среди крестьян и горожан, отсюда и их критическое отношение к существовавшим феодальным порядкам и выражение протеста против них. Подобно другим вероучителям бхакти, ранние сикхи отвергали кастовые различия и все привилегии, связанные с сословно-кастовым строем, порицали злоупотребления индусского и мусульманского духовенства, проповедовали равенство всех людей перед богом, но вместе с тем они учили об иллюзорности существующего мира, призывали к ненасилию и обрекали своих последователей на пассивное примирение с существующими порядками. Эта половинчатость и нерешительность протеста сикхизма была отражением слабости его идеологов — зажиточной городской торгово-ростовщической прослойки. Зачастую, выступая в качестве ростовщиков и откупщиков налога, зажиточные горожане становились пособниками и соучастниками феодальной эксплуатации. Политическая пассивность сикхизма того времени вполне устраивала Моголов, и потому Бабур, основатель могольской империи, а затем и Акбар даже поощряли деятельность секты. Гуру сикхов получали от Акбара значительные земельные пожалования.

При ближайших преемниках Нанака секта приобрела строгую организацию. Сикхи разделились по месту своего жительства на 22 территориальных округа, во главе которых были поставлены представители гуру, так называемые масанды. Через них все сикхи были обязаны вносить особый сбор в общий фонд секты. Гуру обладали неограниченной властью над членами секты. Они присваивали себе часть доходов, взимаемых со своих единоверцев, и, кроме того, распоряжались земельными пожалованиями, полученными от могольских властей. Привилегированное положение гуру внутри секты и поддержка их моголами постепенно превратили их в богатых и влиятельных духовных феодалов. Их местопребыванием стал город Амритсар с его великолепным «Золотым храмом» — сикхской святыней.

Гуру Амар Дас (1552—1574) превратил свою власть в наследственную и положил начало династии сикхских духовных феодалов. При одном из его ближайших преемников Арджуне (1584—1606) был провозглашен принцип божественности гуру, увеличивший их власть над членами секты. Сикхская феодальная знать настолько усилилась, что гуру стали претендовать и на светскую власть. Так гуру Хар Говинд (1606—1645) принял титул «истинного государя» (сача падишах), в знак чего перепоясался двумя мечами, что стало символом обладания всей полнотой духовной и светской власти.

Могольские власти теперь уже с враждебностью отмечали рост могущества гуру сикхов, которые независимо правили в своем теократическом княжестве. Доносчик Чанду сообщал императору Джахангиру о «мятежных» действиях Хар Говинда: «Его предшественники сидели на подушках, он же восседает на троне. Он носит оружие, называет себя справедливым государем, принимает подношения, подобно падишаху, содержит войско из тысячи молодых храбрецов и никого не признает» 1.

Притязания гуру на светскую власть привели сикхов к столкновению с Моголами, которое приняло характер настоящей войны. Однако военные силы секты были еще невелики 2. Это дало возможность Аурангзебу, подкупившему часть сикхской верхушки, нанести серьезные поражения сектантам. В 1675 г. гуру сикхов Тег Бахадур был захвачен Моголами в плен и казнен в Дели. Однако в лице его сына и преемника Говинда сикхи нашли талантливого руководителя в своей дальнейшей борьбе.

В 1675 г. пятнадцатилетний Говинд был провозглашен гуру преобладающим числом сектантов. В юношеские годы он отдавал много времени охоте и военным упражнениям, но одновременно хорошо изучил персидский язык (впоследствии он слагал стихи не только на панджаби, но и на фарси) и религиозное учение сикхов. С конца 80-х годов гуру Говинд начал собирать войско и готовиться к борьбе с Моголами. Для этой цели сикхи создали себе, кроме Анандпура — резиденции гуру, еще несколько крепостей, ставших их опорными базами. Окрестных мелких индусских раджей, чьи княжества располагались в предгорьях Гималаев, Говинд пытался привлечь на свою сторону, но эти раджи оказались ненадежными союзниками. Впоследствии они помогали моголам.

Тяжелая борьба с моголами, которая предстояла Говинду, заставила его реорганизовать секту и внести существенные изменения в сикхизм. Эти изменения были вызваны, с одной стороны, давлением масс, с нетерпением стремившихся поскорее ввести «праведные порядки» на земле, и, с другой — желанием сикхской верхушки использовать возросшую активность рядовых сикхов.

Дело в том, что в конце XVII века в составе секты произошли значительные изменения. Верхушка секты — гуру и его масанды — превратились во влиятельных феодалов. Однако гораздо важнее было то, что в связи с усилением налогового гнета и религиозных гонений в ряды сикхов влились тысячи обездоленных крестьян и ремесленников. Об этом достаточно ярко говорят свидетельства современников, принадлежавших к враждебному сикхам лагерю. Так, Хафи-хан, придворный историограф Аурангзеба, утверждал, что в секту сикхов входили джаты, т. е. крестьяне основной земледельческой касты Пенджаба, и люди низших каст 3. «Его (Говинда. — Ред.) последователи, — указывал раджа Бхим Чанд, — носильщики, цирюльники, рыбаки и подобные им нестоящие люди» 4. Могольские военачальники отзывались о сикхах как о «разношерстном сброде, никогда не видавшем оружия» 5 и горько упрекали своих солдат за то, что они «не могут справиться со скопищем крестьян» 6.

Крестьянские массы и городская беднота, преобладавшие в секте к концу XVII века, представляли значительную народную антифеодальную силу в движении сикхов. Рядовые члены секты были заинтересованы в сохранении традиции равенства раннего сикхизма и решительно выступали против привилегированного положения сикхской феодальной верхушки. Именно под их влиянием Говинд, над которым нависла смертельная опасность со стороны Моголов, пошел на далеко идущие изменения в организации секты и на более решительные меры борьбы. 

На большой сходке сектантов под Анандпуром в 1699 году Говинд провозгласил, что высшая духовная и светская власть, сосредоточенная до этого времени в руках «живых богов» — сикхских наследственных гуру, перешла в руки хальсы, или общины сикхов. В знак полного разрыва с ортодоксальным индуизмом члены хальсы должны были совершать особый обряд крещения: их окропляли водой, взболтанной обоюдоострым кинжалом. Для сикхов устанавливался ряд внешних различий, резко выделявший их из среды индусов и мусульман: они должны были отпустить длинные волосы и бороду, носить штаны особого покроя, иметь при себе три металлических предмета: кинжал, гребень, браслет на руке; каждому сикху присваивалась приставка «Сингх» (т. е. «Лев»), ранее бывшая привилегией военной касты раджпутов.

Внутри хальсы были введены строгие демократические порядки. Должности масандов были упразднены. Все сикхи считались, независимо от касты и племени, равными друг другу; участниками общего дела — борьбы с могольскими феодалами. Однако это равенство носило ограниченный характер, так как распространялось лишь на сикхов.

Говинд подверг суровой критике учение о ненасилии, которое проповедовали его предшественники, и призывал сикхов к решительной борьбе с Могольской империей. «Мы разрушим угнетательское царство Моголов, — говорил он в одном из своих обращений к хальсе, — тогда я отдам всю страну, от Пешавара до Лахора моим сикхам» 7.

Преобразования Говинд Сингха позволили ему вовлечь в борьбу с Моголами широкие народные массы. Но в процессе войны движение приобрело более ярко выраженный антифеодальный характер. Сикхи выступали уже не только против Моголов, своих главных врагов, но и против феодалов вообще — и мусульманских, и индусских. Сикхизм стал идеологией антифеодального крестьянского движения. Положение прежней сикхской верхушки было подорвано, и она не смогла сохранить руководство движением в своих руках. Восстание в Пенджабе возглавили талантливые вожди, выходцы из крестьянских и ремесленных масс. Торгово-ростовщические элементы, входившие в хальсу, не принимали активного участия в борьбе с Моголами.

Сикхи во главе с Говиндом неоднократно отбивали соединенные силы Моголов и индусских раджей. В 1708 г. Говинд пал под ножом убийцы, вероятно подосланного Моголами. Однако борьба продолжалась с неслыханным ожесточением. В лице Банды, возглавившего сикхскую армию после смерти Говинд Сингха, хальса имела одаренного полководца и организатора.

Банда принял титул «истинного государя» и объявил, что «пришел покарать моголов и восстановить справедливость» 8. Как свидетельствует мусульманский хронист, «70 или 80 тысяч людей, подобно белым муравьям или саранче, собрались со всех сторон» 9 и присоединились к Банде. Среди них было «много озлобленных индусов из низших каст» 10. Сосредоточив в своих руках значительные военные силы, Банда возобновил войну с моголами. В 1710 г. сикхи нанесли серьезное поражение могольским войскам и заняли всю территорию Сирхинда. Сикхи изгнали могольских чиновников и местных феодалов Сирхинда. Повстанцам был открыт путь на Дели. Однако Банда предпочел двинуться в Пенджаб, где его войска штурмом овладели Сахаранпуром. Вскоре Банда с основными силами повстанческой армии подступил к Лахору. Сикхам не удалось взять окруженной крепкими стенами столицы Пенджаба, но они опустошили ее окрестности и нанесли несколько поражений войскам Сеид Аслам-хана, субадара Лахора.

Восстание сикхов приобрело настолько опасный характер, что на подавление его в конце 1710 г. выступил сам император Бахадур-шах I (1707—1712), сопровождаемый своим вазирем Муним-ханом и субадарами Аллахабада, Дели и Ауда. Решающее сражение произошло 5 декабря 1710 г. под Садхаурой. Войска Банды, насчитывавшие до 30—40 тыс. конницы и множество пехоты, дрались с большим мужеством, но после ожесточенной и кровопролитной борьбы потерпели поражение. В 1711 г. могольские войска заняли Сирхинд. После нескольких крупных сражений моголам удалось оттеснить остатки армии Банды в предгорья Гималаев.

В 1712 году император Бахадур-шах умер. В Дели началась жестокая борьба за власть между его сыновьями, и это отвлекло внимание моголов от сикхов. Военные действия против повстанцев временно прекратились. Банда вновь появился в Пенджабе, занял Садхауру и восстановил разрушенные моголами укрепления одной из сикхских крепостей — Лохгарха. Однако передышка длилась очень недолго. После воцарения Фаррук Оияра (1713—1719) делийское правительство возобновило военные действия против хальсы. Руководил ими субадар Пенджаба Абд-ус Самад-хан (1713—1726). Осенью 1713 г. могольские войска взяли Садхауру и Лохгарх. В течение 1714 г. сикхи уклонялись от решительного сражения с войсками Абд-ус Самад-хана и вели против них партизанскую войну. Банда даже подступил к Лахору и сжег его пригороды. Преследуемый войсками противника, вождь сикхов в апреле 1715 г. отступил с 10-тысячным войском к Гурдаспуру (расположен в 60 км к северо-востоку от Амритсара) и был здесь окружен соединенными силами Моголов.

Осада Гурдаспура продолжалась девять месяцев (апрель—декабрь 1715 г.). Сикхи, не имея артиллерии, мастерили самодельные пушки, выжигая стволы деревьев и стягивая их железными обручами 11. Гарнизон Гурдаспура постоянно предпринимал смелые вылазки, мешая осадным работам врага. Моголам пришлось построить вокруг сикхской твердыни высокую стену со рвом, чтобы полностью отрезать Банду от связи с остальным Пенджабом. Только голод заставил сикхов сдаться. По приказу Абд-ус Самад-хана большинство сикхов было перебито, а их отрубленные головы, набитые сеном, посланы Фаррук Сияру. Банда и сикхские военачальники были отправлены в Дели и там преданы мучительной казни.

Одной из важных причин поражения крестьянского восстания 1710—1715 годов был религиозный фанатизм сикхов, помешавший им вовлечь в борьбу наряду с крестьянами-индусами крестьян-мусульман. Сыграла роль и нерешительность Банды в благоприятную минуту нанести удар по столице Могольской державы. Однако восстание сикхов было подавлено только временно. Уже в 30-х годах XVIII века в Пенджабе начался новый подъем крестьянского антифеодального движения, которое приобрело широкий размах к концу первой половины века. Объективные условия складывались в пользу сикхов. Вторжение иранского шаха Надира (1738—1739) и афганского падишаха Ахмед-шаха Дуррани, совершившего девять походов в северную Индию, не только нанесли удар власти Моголов, но и крайне ослабили положение делийских субадаров в самом Пенджабе, облегчив тем самым победу сикхам. Сикхские отряды-мисалы под руководством талантливых военных вождей вели героическую борьбу как с афганскими войсками, занявшими Пенджаб, так и с местными феодалами. Ряды повстанцев пополнялись крестьянами и городской беднотой, доведенными до крайности грабежами местных феодалов и бесчинствами завоевателей. В процессе войны с чужеземными захватчиками сикхи постепенно занимали важнейшие районы Пенджаба, освобождая их от афганских сборщиков налогов и местных феодалов. Сикхские сардары устанавливали власть над захваченными землями и превращали их в свои феодальные владения. В 1765 году гуруматта (совет сикхских военных вождей) провозгласил независимость Пенджаба под властью сикхской хальсы.

Примечания

1. М. A. Macauliffe, The Sikh religion, its gurus, sacred writings and author), vol. IV, Oxford, 1909, p. 10; J. D. Cunningham, A history of the Sikhs, Oxford, 1918, p. 56.

2. Так, Хар Говинд имел охрану из 300 человек, полсотни мушкетов и несколько артиллерийских орудий.

3. [Khafi Khan] «The Muntakhab-ul-lubab of Khafi Khan. Ed. by Maulcvi Kabir ad-din Ahmad», vol. II, Calcutta, 1874, (persian text), p. 765.

4. M. A. Macauliffe, The Sikh religion..., vol. IV, ,p. 9.

5. Ibid., p. 30.

6. Ibid., p. 40.

7. М. A. Macauliffe, The Sikh religion, its gurus, sacred writings and authors), vol. V, Oxford, 1909, pp. 13—14.

8. [Khafi Khan] «The Muntakhab-ul-lubab...», ,p. 651.

9. Ibid.

10. Ibid., p. 652.

11. W. Irvine, The army of the Indian Moghuls. It's organisation and administration, London, 1903, p. 128.

Цитируется по изд.: Новая история Индии. Отв. ред. К.А. Антонова, Н.М. Гольдберг, А.М. Осипов. М., 1961, с. 64-71.

Рубрика: