Моголов империя: города
Начавшийся процесс отделения ремесла от земледелия способствовал развитию города как центра ремесла и торговли. Такие города росли и крепли на перекрестках торговых путей, порой вокруг мест паломничества, при храмах и пр., где время от времени устраивались своего рода ярмарки. Историограф Хафи-хан сообщает, в частности, об упразднении падишахом Аурангзебом сборов с празднеств в честь мусульманских святых и празднеств, устраиваемых при храмах, на которые «стекаются лакхи (сотни тысяч. — Ред.) людей и производят куплю-продажу различных товаров» 1.
Наряду с такого рода торгово-ремесленными поселениями существовали также феодальные города-ставки; обычно эти многолюдные, застроенные великолепными дворцами, храмами и мечетями города были очень недолговечны: они быстро приходили в упадок или вовсе исчезали с лица земли, когда такой город покидали феодал, его двор и войско. Французу Бернье эти города представлялись «каким-то соединением нескольких деревень или военным лагерем, только более удобно расположенным и лучше устроенным» 2.
Многие города Индии второй половины XVII — середины XVIII века, в особенности те, которые выросли из сельских поселений, сохраняли сходство с деревней как в своем внешнем облике, так и в занятиях населения 3. Жители такого пункта, помимо городских промыслов, занимались садоводством и даже земледелием (в черте города или в его предместьях). Во многих индийских городах полуаграрного типа отсутствовало четкое разграничение хозяйственных функций между городом и деревней.
В городе, как и в деревне, господствовал феодал. Это было результатом того, что городские торгово-ремесленные слои не были настолько развитыми, чтобы играть самостоятельную политическую роль и выделиться в качестве класса-сословия в борьбе с феодалами. Феодалы и их многолюдные армии приобретали изделия городских ремесленников, покупали ткани (в том числе и грубые), предметы роскоши, зеркала, безделушки, лошадей, ввозимые купцами из Европы и Азии; продукты же земледелия, полученные от крестьян, феодалы сбывали в города через торговцев.
Феодалам, а также храмам, мечетям, Мадраса и другим религиозно-благотворительным учреждениям принадлежали в городах базары, караван-сараи, лавки, дома. Даже в таком развитом торгово-ремесленном городе, как Дакка, в центре индийского ткачества, тесно связанном с внешним рынком, феодалы выступали как собственники лавок 4. Как видно из надписи от 1067 г. х. (1656—1657 гг. н. э.) в Хайдарабаде, некая Салих-бегум дала мечети ее же имени в вакф дома и лавки; все, кто пользовались этими домами и лавками, должны были платить мечети арендную плату 5.
Государственная феодальная собственность на землю распространялась также и на городские земли. Купцы, ремесленники и прочие жители городов платили не только налоги с совершаемых ими сделок, но и своего рода арендную плату с земель, занятых их домами и лавками.
Хафи-хан упоминает специальный сбор, так называемый «пандари», который «платили ежемесячно в качестве арендной платы за землю и дома все ремесленники и мелкие торговцы, от мясника, гончара и торговца зеленью до торговца тканями, ювелира и менялы. За каждый клочок земли, занимаемой на базаре, палатку и лавку, в которых производят куплю-продажу, они, согласно существующему обычаю, платят кое-что государству [саркар], в результате чего много лакхов золота поступает в казну» 6.
Города вместе с той или иной областью или округом передавались падишахами феодалам в качестве джагира. В городе как административном центре области или округа феодал содержал свой двор, весьма значительные контингенты наемного войска, штат писцов, сборщиков налога и других чиновников. Доходы многих феодалов были результатом эксплуатации не только крестьян, но и торгово-ремесленного населения городов.
Городские торговцы и ремесленники были в полной зависимости от феодалов. Власть в городах принадлежала представителям правящего класса. Градоначальник-котвал был представителем феодальной знати и назначался могольским падишахом. Французский путешественник XVII в. Тевено, посетив город Бхагнагар, говорит о множестве чиновников и представителей духовенства (ученых), которые проживали там; наиболее значительный из этих чиновников — котвал был одновременно «главным сборщиком пошлин государства; кроме того, он — владелец монетного двора, верховный судья города как по гражданским, так и уголовным делам; он арендует у короля (могольского падишаха. — Ред.) все эти должности, за которые он платит большие деньги» 7.
В Индии не существовало торговых городов-республик.
Индийские города XVII—XVIII веков не имели самоуправления. Протест торгово-ремесленных слоев против феодального гнета выражался в выступлениях городского населения и различных религиозно-сектантских движениях.
Примечания
1. Хафи-хан, Мунтахаб ал-любаб, стр. 88.
2. Ф. Бернье, История последних политических переворотов в государстве Великого Могола, стр. 217.
3. Т. Mahalingam, Economic life in Vijayanagar empire, Madras, 1951, p. 41.
4. «Epigraphia Indo-Moslemica», Calcutta, 1933—1934, p. 30. — Надпись из Дакки от 1141 г. х. (1729 г. н. э.) о владельце лавок Муршид Кули-хане, навабе Бенгалии.
5. «Epigraphia Indo-Moslemica», Calcutta, 1935—1936, ,р. 28.
6. Хафи-хан, Мунтахаб ал-любаб, стр. 87—88.
7. «Indian travels of Thevenoit and Careri being the third part of the travels of M. de Thevenot into the Levant and the third part of a voyage round the world by d-r Francis Gemelli Careri», New Delhi, 1949, p. 35.
Цитируется по изд.: Новая история Индии. Отв. ред. К.А. Антонова, Н.М. Гольдберг, А.М. Осипов. М., 1961, с. 41-44.