Саисский Египет: развитие культуры
Со времени Нового Царства Египет вышел на широкую арену международной политики. Египетские торговцы все чаще стали ездить в Палестину, Сирию и Финикию. Египтяне проникли глубоко в Нубию и установили торговые связи с далёкой южной страной Пунт. Египетские фараоны завоевали обширные области Передней Азии и укрепили свою власть вплоть до 4-го порога. Общаясь с рядом соседних народов, египтяне оказывали на них значительное культурное влияние и в свою очередь многое у них заимствовали. Так всё больше и больше устанавливались культурные взаимодействия между Египтом, Эгейским миром, Передней Азией и Нубией. В эпоху позднего времени, когда политическое влияние Египта стало ослабевать, когда Египет потерял своя иноземные владения и даже стал подвергаться нашествиям и завоеваниям, торговые связи Египта с соседними странами продолжали сохраняться. Ливийские, эфиопские и ассирийские завоеватели не могли не подпасть под некоторое влияние высокой и древней египетской цивилизации. В особенности это влияние испытали культурно отсталые ливийцы и эфиопы, которые, завоевав Египет, почти полностью, как некогда гиксосы, покорились египетской культуре. Ливийские и эфиопские цари, завоевавшие Египет и основавшие там свои династии, носили пышные титулы фараонов, поклонялись египетским богам, писали свои надписи по-египетски, во всём подражая своим древнеегипетским предшественникам. Так, Тахарка называет себя «Тором, владыкой двух диадем... золотым соколом, защищающим Обе Страны, царём Верхнего и Нижнего Египта, благим богом». Нубия и ранее находилась под культурным влиянием Египта, а в эпоху завоевания Египта эфиопами это влияние значительно усиливается. Многочисленные развалины египетских храмов, сохранившиеся на территории Нубии, свидетельствуют о том, в какой сильной степени влияние египетской культуры проникало в Нубию. Поздний мероитский алфавит (Мероэ — позднейшее Нубийское царство, III век до н. э. — III век н. э.) возник на основе египетской демотической письменности.
Египетская культура проникла и в области Передней Азии, главным образом в Палестину, Финикию и Сирию, и даже на далёкий Кипр. На территории Палестины и Финикии было найдено множество египетских памятников, а также местных изделий, сделанных под сильным влиянием египетского искусства. В Финикию проникли культы египетских богов, в частности Гора, Тота, Пта, Хатхор и главным образом Озириса, о котором рассказывали, что гроб с его телом или его голова были прибиты волнами моряк Библу. Произведения древнееврейской светской и религиозной литературы, собранные в библии, пропитаны древнеегипетскими влияниями. Египетский монотеизм времени XVIII—XIX династий не мог не оказать влияния на возникновение библейского единобожия и культ единого бога Нхве. Гимн Атону напоминает один из псалмов Давида. Египетская любовная лирика близка к библейской «Песне песней». Египетские «поучения» и «пророчества» нашли своё отражение в аналогичных произведениях библейской литературы.
Сильное влияние оказывала древняя культура Египта на юную формирующуюся культуру греческих племён. В Греции преклонялись перед седой мудростью египетских жрецов, перед тайнами, богатствами и роскошью величественных египетских храмов. В «Илиаде» говорится, что «в египетских Фивах (жилища там полны сокровищ) — в городе там сто ворот, столь широких, что могут из каждых двадцать мужей с лошадьми, с колесницами выехать рядом». Архаические статуи греческого бога Аполлона чрезвычайно близко напоминают египетские статуи, в частности саисского периода, по фронтальной композиции тела и по типичному для этой эпохи изображению улыбки. Греческая вазопись сохранила египетские сюжеты и мотивы. Греческие наёмники, торговцы и колонисты, поселившиеся в Египте, были связующим звеном между античным миром и угасающей египетской цивилизацией.
Саисские фараоны, открывшие грекам широкий доступ в Египет, открыли ворота Египта и греческой культуре. Греки строили в Египте военные лагери, колонии, города и храмы, посвящённые греческим богам. Греческие художники и ремесленники наводнили Египет произведениями своего искусства и изделиями своего ремесла, которое особенно процветало в Навкратисе. Художественный реализм в искусстве получает свою завершённую форму в Египте в VI веке до н. э. В египетских рельефах этого времени художник старательнее изображает человеческое тело в профиль, свободнее размещает в плоскости фигуры и предметы. Портретная скульптура этого времени достигает в Египте высокого художественного совершенства. Голова Монтуемхата (XXV—XXVI династии) и голова жреца, сделанная из зелёного шифера, являются шедеврами скульптурного портрета.
Некоторые иноземные влияния проникали в Египет из Финикии и Палестины. Так, очевидно, из Ханаана проник в Египет обычай сжигать жертвы на алтарях. Финикийские и еврейские колонисты строили в Египте храмы своим богам, что должно было оказать некоторое влияние на изменение религиозных воззрений древних египтян. Начиная с ливийского периода в Египте усиливается культ древней ливийской богини Нейт, которую особенно почитали ливийские цари и их преемники, фараоны XXVI династии, обосновавшиеся в Саисе, где издавна поклонялись богине Нейт. Культ бородатого карлико-образного бога Беса, возможно, заимствованный из Нубии и Пунта, получил в Египте в позднее время очень широкое распространение и сохранился вплоть до христианского времени. Всё это указывает на глубокие культурные взаимодействия менаду Египтом и соседними странами Африки, Передней Азии и Эгейского моря.
Постепенное ослабление Египетского государства, происходившее именно в эту эпоху глубоких культурных взаимоотношений Египта с соседними странами, породило мысль о том, что причинами упадка Египта являются проникновение в Египет иноземцев, растворение египетской культуры в этой бурной волне иноземных влияний, забвение древних традиций и исконной египетской религии. В это время, главным образом в саисскую эпоху, начинается реакция против иноземных влияний и резкое стремление во всём возродить египетскую старину, восстановив древние формы государства, языка, письменности, искусства и религии времени первого расцвета Египта при царях Древнего Царства. Египетские жрецы пытаются отгородить египетский народ и в первую очередь самих себя от иноземцев при помощи целого ряда религиозных и бытовых запретов. Геродот пишет о том, что «ни египтянин, ни египтянка не поцеловали бы эллина в губы и не стали бы употреблять ножа, вилки, котла, принадлежащих эллину, не стали бы даже есть непорочного быка, если он зарезан ножом эллина». Предписания строгой обрядовости, пищевые запреты и предписания культовой чистоты проводили резкую грань менаду египтянами и иноземцами. Стремление искусственно воскресить давно забытую старину, своеобразная архаизация чувствуются в памятниках письменности и литературы, в произведениях искусства и предметах религиозного культа. Искусственно сохраняется и даже несколько усложняется громоздкая древняя система гиероглифической письменности, несмотря на широкое распространение алфавитных знаков и упрощение скорописи, так называемой демотики, удобной для быстрых записей деловых документов. В религиозных текстах встречаются цитаты из текстов пирамид Древнего Царства, которые тщательно копируются и переписываются. Широков распространение получает культ древних всеегипетских богов Изиды и Озириса. Жрец Иба, состоявший в свите царевны Нейтикерт (XXVI династия) описывает свои труды по сооружению храма в честь Озириса. Крупный вельможа Пофнефдинейт, занимавший ряд высоких должностей при Яхмосе II, подробно сообщает о своей деятельности, связанной с восстановлением и расширением храма Озириса в Абидосе. С гордостью говорит он о том, что он «восстановил дом священных свитков после его запустения, записал жертвы в честь Озириса и установил порядок во всех записях». Но особенно широкое распространение получил в Египте в позднее время культ самых разнообразных животных, в частности культ священных быков (Аписов) и священных кошек, посвящённых богине Бастет, почитавшейся в Бубастисе, на что указывают сохранившиеся кладбища священных животных и их многочисленные статуэтки и изображения, во множестве переполняющие египтологические музеи. Наряду с этим широкое распространение получает магия, развитие которой шло бок о бок с появлением новых культов смешанных богов, одновременно олицетворяющих различные явления всей природы (синкретизм и пантеизм). Стремление воскресить далёкое прошлое, подражание старине проникает в искусство и в литературу. Сюжеты литературных произведений связываются с образами древних царей, как, например, Рамзеса II, о котором рассказывают, что он послал статую бога Хонсу для излечения дочери азиатского царя. В литературных произведениях воскрешается стиль и фразеология египетской литературы классического времени расцвета в эпоху Среднего Царства. В изобразительном искусстве появляется стремление подражать, иногда почти рабски копировать художественные произведения времени Древнего Царства.
Всё это приводит к резкому разрыву между искусственно возрождаемой дровней культурой и теми формами культурного творчества, которые ещё свидетельствовали о жизнеспособности древнеегипетского народа. Так демотическая письменность отрывается от архаизирующей религиозной и официальной гиероглифики, народный язык — от омертвевшего литературного «языка» классической древности, народные формы религии — от сложных богословских построений жречества, свежее реалистическое искусство — от точного повторения художественных произведений глубокой старины.
Но все последние попытки сохранить самостоятельность и независимость Египетского государства и египетской культуры оказались тщетными. Египетское государство рухнуло под ударами персидских завоевателей. Однако египетская культура пережила своих создателей и оказала могущественное влияние на развитие культуры соседних народов и главным образом греков.
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 508-514.