Аль-Андалус

АЛЬ-АНДАЛУС — государство на Иберийском полуострове, возникшее в результате арабских завоеваний (711–714). Название происходит от наименования полуострова жителями Северной Африки: «биляд аль-вандалус» (страна вандалов). Разбив с берберами вестготов, арабы подчинили почти весь полуостров, за исключением горных районов севера и северо-запада, где впоследствии возникли христианские государства: Леон, Наварра, Кастилия и Арагон. Основная часть 6-миллионного населения, состоявшего из романизированных потомков иберов, лузитан, кельтов и др., приветствовала приход арабов. Аль-Андалус стала провинцией Арабского халифата с центром в Дамаске. Успех восстания берберов Магриба (740–741) привел к мятежу их соплеменников в Аль-Андалусе. Захвативший власть Абд ар-Рахман ад-Дахиль положил начало Кордовскому эмирату, независимому от Багдада, и основал династию кордовских Омейядов. Арабские и берберские племена, а также бывшие христиане не желали подчиняться централизованной власти. Наиболее опасным было движение Омара ибн Хафсуна, исламизированного потомка вестготских аристократов, решившего вновь принять христианство. Он создал на юго-востоке Аль-Андалуское христианское королевство (880–928). Это совпало с движением «христианского мученичества» в других районах страны, которое было реакцией на успехи исламизации и арабизации, к Х веке изменившие численное соотношение между приверженцами ислама и христианства в пользу первых. Со смутами покончил первый халиф — Абд ар-Рахман ан-Насир. При нем и его сыне Аль-Андалус достиг высшего экономического, политического и культурного расцвета, а Кордова стала одним из самых богатых, красивых и населенных городов Европы.

С первых десятилетий завоевания Аль-Андалуса исламизация и арабизация шли быстрыми темпами. Местные феодалы, приняв ислам, становились полноправными мусульманскими аристократами. Исламизация торговцев и ремесленников означала освобождение от подушной подати («джизьи»), а для рабов — личную свободу. Улучшилось положение крестьян. Евреи превратились в привилегированную общину и получили все права вплоть до права занимать высшие административные должности. В то же время завоеватели старались не смешиваться с коренным населением, сохраняли племенную структуру, «асабийю» (племенной патриотизм) и этническую солидарность. Браки арабов с местными женщинами положили начало поколению мусульман арабо-романского и арабо-вестготского происхождения. Родственники этих женщин часто не только принимали ислам, но и становились «мауля» (клиентами того или иного арабского племени), воспринимая язык, культуру, генеалогию и мифологию арабов. Потомки этих «мусалимов» уже считались «мувалладами» (урожденными мусульманами). Различия между ними и прочими мусульманами постепенно стирались. Аль-Андалус характеризовалось редким плюрализмом социокультурных и этноцивилизационных форм. Атмосферу веротерпимости и этноконфессионального многообразия поддерживали многочисленные выходцы почти из всех стран Европы и особенно Средиземноморья, попадавшие сюда разными путями. Большинство современных исследователей считают, что это общество представляло некий синтез «восточной» и «западной» структур: доарабские порядки и нравы сочетались с укоренением племенного фактора и соответствующих нравов и обычаев в быт местного населения, особенно его арабизированной и исламизированной части, а относительная свобода положения женщины — с наличием множества рабынь и наложниц; клановые и родовые связи, обычные у арабов и берберов, отсутствовали у мувалладов (урожденных мусульм.) и, тем более, у мосарабов (от «мустаараб» — арабизированный), особенно в городах.

С 1009 года начинается политический упадок Аль-Андалуса, разделившегося на ряд независимых эмиратов, конкурировавших и воевавших друг с другом; наступил период (1031–1091) «мулюк ат-таваиф» («удельных королей»). Упадок Аль-Андалуса усилил натиск Реконкисты. Магрибский эмир Юсуфу ибн Ташфину, к которому эмиры Аль-Андалус обратились за помощью, захватил почти все владения «мулюк ат-таваиф» и присоединил их к своему государству. Аль-Андалус потерял независимость. Под властью арабов остался лишь небольшой (1/20 всех земель Аль-Андалуса) Гранадский эмират. Слияние Арагона и Кастилии и возникновение единой Испании (1479) решили судьбу Гранады. Последний эмир Боабдиль сдал ее в январе 1492 года «католическим королям» Изабелле Кастильской и Фернандо Арагонскому. Аль-Андалус прекратил свое существование. Результатом знакомства европейской культуры с культурой Аль-Андалуса стало общепризнанное влияние андалуссийских арабов на архитектуру и быт жителей всего европейского Средиземноморья (более 4 тысяч арабских слов в испанском и португальском языках, черты значительного сходства материальной культуры, зодчества, хозяйственной и военной техники, нравов и обычаев, общность многих литературных традиций Аль-Андалуса и соседних с ним стран. Еще более глубокий след Аль-Андалус оставил в странах Магриба, с которыми был тесно связан все 80 лет своей истории. Культурное наследие Аль-Андалуса является неотъемлемой и важной частью национального духовного богатства стран Магриба.

Р. Г. Ланда.

Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 314-316.

Литература:

Крачковский И. Ю. Арабская культура в Испании. М.-Л., 1937; Леви-Провансаль Э. Арабская культура в Испании. М., 1967; Уотт У. М., Какия П. Мусульманская Испания. М., 1976; Средневековая андалусская проза. М., 1985; Al-Andalus. Culture et société (Revue de l’Occident Musulman et de la Méditerranée, Aix-en-Provence, 1985, № 40); Dozy R. Histoire des musulmans d’Espagne. Leyde, 1932, tt. I–II; González Palencia A. Historia de España musulmana. Barcelona. 1945; Guichard P. Al-Andalus, 711–1492. Une histoire de l’Andalousie arabe. P., 2000; Harvey L. P. Islamic Spain. 1250 to 1500. Chicago, 1990; Levy-Provençal E. Histoire de l’Espagne musulmane. P., 1999, 3 vol.