Гуптов государство. Экономическое развитие и социальная структура
Сельское хозяйство Кушано-гуптский период был отмечен дальнейшим прогрессом в развитии сельского хозяйства, особенно земледелия. Расчищались новые земельные участки, осушались болота, роль земледельческого хозяйства постоянно возрастала. Государство старалось заинтересовать земледельцев в освоении необработанных земель, лесных массивов. В «Милинда-панхе» и «Законах Ману» изложена более древняя формула о том, что тот, кто очистит лес и сделает земельный участок пригодным для обработки, становится его собственником.
В богатых влагой областях выращивали рис. Это прежде всего Бенгалия, Бихар, Ассам, Орисса, прибрежные районы Южной Индии. В этот период известны были многие сорта риса. В словаре «Амаракоша» перечисляются разные виды земель, пригодные для выращивания риса, пшеницы, ячменя, сезама. Амарасинха — автор этого словаря — знал о бобовых, чечевице, а также об огурцах, бетеле, луке, чесноке, тыкве. Широко практиковались посадки сахарного тростника.
Юг славился перцем и специями. В античных источниках южные области назывались даже страной перца. Земледельцы получали по два-три урожая в год; многие злаки уже экспортировались. В «Перипле Эритрейского моря» (II век н. э.) говорится о вывозе риса и пшеницы. В более поздних трактатах специально подчеркивалось, что с тех, кто обрабатывал пустоши н проводил в связи с этим большие работы по орошению, царь не должен требовать налоги до тех пор, пока они не получат выгоду, в 2 раза большую по сравнению с затратами. Интересно, что. в надписях эпохи Гуптов часто упоминается о покупке пустошей, что было, очевидно, выгодно и к тому же стимулировалось государством.
В этот период в Индии появляются и новые сельскохозяйственные культуры, проникшие сюда из других стран. Дальнейшее развитие получила техника земледельческих работ. Плуг становится основным орудием земледельцев. В «Брихаспати-смрити» говорится о железном лемехе для плуга определенного веса, а Амарасинха в своем словаре приводит подробное описание плуга. Широкое распространение получили железные земледельческие орудия, появляются новые виды орудий. В Таксиле в слое I века н. э. были обнаружены топоры нового, более совершенного типа. Возможно, в этом сказалось зарубежное влияние, так как подобные образцы в это время были распространены в странах, на которые оказали влияние культурные традиции Рима. Кроме топоров таксильский материал представлен новыми формами серпа и мотыги.
В индийских источниках сохранились описания и земледельческих работ. Хорошим земледельцем считался тот, кто обрабатывал почву по два и три раза до посадки. После сбора урожая в особых помещениях зерно отделяли от соломы. Затем в специальной ступе толкли его, с помощью корзины отделяли от шелухи, сушили и засыпали в амбары.
В рассматриваемый период получает особое развитие садоводство, появляются новые сорта фруктов и овощей (например, персики, груши). Древние индийцы знали манго, апельсины, виноград, бананы. Широкое распространение получила кокосовая пальма, особенно в прибрежных районах. Судя по надписям II века н. э., в этот период появляются целые плантации таких пальм. В источниках даются советы по охране фруктовых деревьев, их обработке специальными маслами и удобрениями. В шастрах приводятся подробные сведения о качестве почв, о заболеваниях растений, о том, на каком расстоянии друг от друга должны сажаться фруктовые деревья, и т. д.
Судя по данным эпиграфики, развивается и ирригация. Рудрадаман укрепил плотину на озере Сударшана, которая была построена еще при Маурьях. Строятся специальные водоемы для хранения воды. В одной из надписей II в. н. э. говорится о строительстве огромного резервуара в деревне недалеко от Уджаяни. В надписи из Хатхигумпхи царь Калинги Кхаравела гордо заявляет о строительстве каналов и водоемов в своей стране.
Во многих источниках гуптского периода подчеркивается важность земледелия; драматург Калидаса рассматривал земледелие и скотоводство как важнейшие источники богатства.
Наряду с разведением скота определенное значение в этот период придавалось также рыболовству, охране лесов. Существовали специальные чиновники — надзиратели за лесами.
Земельная собственность. Рост частного землевладения
В первые века нашей эры продолжается дальнейший процесс развития частного землевладения. В шастрах большое внимание уделяется Правам частного собственника и мерам по их защите. За захват чужой земли был установлен весьма высокий штраф. В течение многих десятилетий за собственником земли сохранялось его право на землю независимо от того, обрабатывал ли он ее сам или сдавал в аренду временным владельцам. В эпоху Гуптов появляются специальные грамоты, регистрирующие покупку и продажу земли. В надписях Гуптов встречается много упоминаний о продаже земли, в то время как в эпиграфике периода Кшатрапов и Кушан таких случаев зарегистрировано очень мало.
Государство по-прежнему старалось держать под своим контролем земельный фонд, а община — затормозить развитие частного землевладения, но процесс сосредоточения земли в частных руках неуклонно развивался.
Интересные данные содержат, например, надписи из Насика, относящиеся к Западным Кшатрапам. В одной из них говорится о том, что зять правителя Нахапаны, по имени Ушавадатта, должен был предварительно купить у частного лица участок земли, который он затем подарил буддийской общине. Возможно, что это являлось уже отражением нового процесса, связанного с развитием частного землевладения в ущерб царскому. Ушавадатта, очевидно, не имел в своем распоряжении свободной земли и вынужден был в данном случае купить участок у частного собственника.
В первые века нашей эры увеличивается число пожалований частным лицам, а главное, постепенно меняется их характер. В предшествующий период пожалование касалось лишь права пользования землей без каких-либо прав над крестьянами. Если многие пожалования раньше были временными — на срок исполнения служебных обязанностей, то теперь они все чаще приобретают наследственный характер. Это укрепляло права частных владельцев и делало их довольно независимыми от центральной власти. Некоторые виды пожалований все чаще становились вечными, и в грамотах, где фиксировались такие дарения, указывалось, что земля передается навсегда, «пока светят солнце, луна и звезды».
Представляя во временное владение земельные участки, царь постепенно стал давать и определенные льготы владельцу, так называемые иммунитетные права.
Затем к владельцам переходят некоторые права по управлению этими участками и сидящими на них людьми. Они начинают осуществлять судебные функции; царь освобождает их от необходимости принимать на своих землях царских чиновников, что обычно считалось обязательным. Одно из древнейших свидетельств таких прав содержится в сатаваханской эпиграфике II века н. э. (это яркий показатель процесса феодализации не только на Севере, но и в Декане). Сатаваханский царь Гаутамипутра Шатакарни дарует землю буддийским монахам и вместе с этим освобождает общину от присутствия на ее земле царских войск, от вмешательства государственных чиновников. Особое развитие эта практика получила после V века н. э., когда цари стали передавать уже почти все фискальные, административные и судебные функции частным владельцам. Передавалось даже право на рудники, традиционно считавшееся царской монополией.
Передача государством некоторых своих публичных функций частным лицам оформлялась специальными грамотами, текст которых фиксировался на медных пластинках, получаемых новым владельцем. Такая практика все больше превращала временных землевладельцев в наследственных феодалов и приводила к тому, что крестьяне постепенно попадали под их власть. Конечно, этот процесс протекал постепенно, и государство еще долго сохраняло многие из своих функций по управлению сельскими областями.
Для общественных отношений в первые века нашей эры характерно также широкое развитие аренды. Арендаторы, часто лишенные средств и орудий производства, попадали в зависимость от земельных собственников.
В древнеиндийских источниках первых веков нашей эры увеличивается число свидетельств о «дарении деревень», что означало передачу царем права па сбор налогов с этих деревень. Земля при этом не передавалась, но менялось лицо, которому крестьянин платил налоги. Постепенно свободные общинники стали зависимы от частного лица, стремившегося увеличить свои права на землю. Эти «дарения» еще не были феодальными, но определенная тенденция в сторону феодальных отношений уже безусловно имелась. Такие «дарения» давались чиновникам, как и в предшествующий период, вместо денежного жалованья.
Изменение положения непосредственных производителей. Феодальный уклад
Существенные изменения происходили в положении непосредственных производителей — рабов, свободных общинников и наемных работников. В поздних шастрах подробно регламентированы правила о рабах, дается их классификация. Появляется явная тенденция ограничить превращение временных рабов в пожизненные, фиксируются обязанности хозяев, за нарушение которых на рабовладельца мог накладываться даже штраф. Поздние шастры придают особое значение вопросу о варновой принадлежности рабов. Источники гуптской эпохи особо подчеркивают принцип варновой принадлежности. Прежде всего защищались брахманы и затем все «дваждырожденные». У Катьяяны прямо говорится, что рабство не распространяется на брахманов. Согласно Яджнавалкье, в рабство можно было обращать человека более пизкой варны, т. е. допускалось, что брахман может обратить в рабов кшатриев и вайшьев.
В этот период особенно остро встал вопрос об отпуске рабов на волю, и не случайно поздние шастры уделяют этому большое внимание. Условия освобождения рабов, особенно временных, были значительно облегчены. «Нарада-смрити» подробно описывают обряд освобождения. Хозяин разбивал сосуд с водой, окропляя голову раба, и объявлял его свободным. Раб, который попадал в рабство из-за нужды (за пищу), должен быть освобожден в случае отказа его от питания. Если человек становился рабом за долги, то после выплаты суммы долга с процентами ему должны были вернуть свободу.
Значительно меняется и положение свободных земледельцев. Если вначале передавалась просто земля, то затем вместе с землей даруются и люди, сидящие на этой земле. В одном из древнейших свидетельств такого рода, Паллавской надписи III века н. э., говорится, что издольщики остаются прикрепленными к земле и после передачи ее брахманам. Постепенно эта практика стала распространяться и на ранее свободных земледельцев-общинников, в результате чего они становились зависимыми крестьянами. В грамоте Вакатаков V века н. э. приводится случай, когда даруются четыре двора, предназначенные для обрабатывающих землю (для каршаков), т. е. земледельцы передаются новому владельцу. К середине первого тысячелетия нашей эры в Индии сложился феодальный уклад, который, постепенно развиваясь, способствовал созданию общества феодального типа. В VI — VII века н. э. феодальные отношения стали ведущими и господствующими в общей многоукладной структуре индийского общества.
Ремесло и ремесленные организации
Более высокого уровня развития в первые века нашей эры достигло ремесленное производство. Своим искусством славились индийские металлисты и литейщики. До сих пор остается загадкой, каким образом им удалось в V веке сделать железную колонну (высотой более 7 метров и весом более 6 т), которая, несмотря па влажный климат, не подверглась коррозии и ржавчине. В «Милиндапанхе» упоминаются в качестве особых ремесел работы по золоту, железу, свинцу, олову. Ремесленники этих специальностей работали отдельно друг от друга. Особую группу составляли царские металлисты и оружейники. Контроль государства над этой прослойкой ремесленников был, очевидно, особенно строгим: царь считался собственником всех полезных ископаемых и право добычи металлов принадлежало ему. Кроме того, производство оружия составляло предмет особого внимания центральной власти.
Большим разнообразием отличались изделия из железа. Для рассматриваемого периода можно проследить некоторое влияние греко-римских и среднеазиатских традиций в изготовлении оружия (например, оружие в Таксиле и других северо-западных областях изготовлялось по сакскому образцу), но в целом металлисты следовали местным традициям. Железные и стальные изделия были очень высокого качества и широко экспортировались. В «Перипле Эритрейского моря» упоминается о вывозе индийского железа и стали в порты Африки. В этом сочинении говорится и о вывозе меди. Высоким искусством отличались металлурги. Изделия ювелиров ценились далеко за пределами Индии. В Таксиле находились, очевидно, иноземные ювелиры или ремесленники, знакомые с эллинистическими традициями, так как многие из обнаруженных здесь ювелирных изделий имеют сходство с предметами из Египта, Сирии. В восточной же Индии внешнее влияние было менее значительным.
Дальнейшее развитие получило ткачество, особенно изготовление изделий из хлопчатобумажных тканей, которые наряду с шелковыми вывозились на Запад, где ценились очень дорого. В индийских источниках первых веков нашей эры упоминаются различные виды хлопчатобумажных тканей разной расцветки. Античные авторы отмечали, что индийский хлопок очень светлый, более чистый, чем в других странах. Особенно известны были бенаресские ткани и тонкие хлопчатобумажные ткани из Бенгала. О них упоминает «Перипл Эритрейского моря». На северо-западе изготовляли и шерстяные ткани. Продолжало развиваться производство изделий из слоновой кости, стекла. Последнее шло на приготовление посуды и украшений.
В кушано-гуптскую эпоху происходило дальнейшее развитие ремесленных организаций — шрени. Ремесленные объединения играли важную роль в экономической жизни, и государство старалось поставить их деятельность под свой контроль. Однако шастры требовали от царя уважать законы шрени и защищать их собственность. Самостоятельность шрени в этот период была столь значительной, что они, судя по надписям, могли сами заключать договоры с частными лицами и даже вступать в соглашения с центральной властью. Шрени получали под проценты деньги от индивидуальных заказчиков. Некоторые из шрени были весьма богатыми и могли дарить буддийским монахам очень дорогие подарки, даже целые постройки. Шрени имели собственные печати и символы. Несколько таких печатей с надписями было обнаружено археологами при раскопках поселений первых веков нашей эры.
Торговля
В рассматриваемый период особого развития достигли внутренняя и внешняя торговля. Были освоены многие необжитые районы, совершенствовался транспорт, улучшались торговые пути. Связи между отдельными областями стали более тесными. Хозяйственная специализация отдельных областей и зон делала необходимым постоянный обмен товарами. Очень интенсивно развивалось денежное обращение. При Гуптах государство особое внимание уделяло строительству дорог и коммуникаций. Однако связи между отдельными районами в ту эпоху были все же очень ограничены. Дороги не всегда были пригодны для длительных путешествий, торговцы сталкивались с различными трудностями.
В это время кроме сухопутной получила развитие и речная торговля. Особенно оживленными были перевозки по Гангу и Инду.
Государство следило за поступлением и продажей товаров, строго контролировало продажу некоторых из них; существовала монополия царя на торговлю определенными товарами. В «Законах Ману» говорится о том, что царь может конфисковать все имущество купца, вывозящего товары, торговля которыми является монополией царя. Конкуренция существовала как между индивидуальными торговцами, так и между торговыми объединениями.
В городах имелись специальные торговые кварталы и магазины. В «Милинда-панхе» описывается процветающий город Сагала (Шакала) — столица государства Менандра, где находились специальные лавки по продаже бенаресских тканей, ювелирных изделий, парфюмерии и т. д.
Долина Ганга являлась главной зоной торговли, отсюда торговые пути шли в различные части страны. Основными торговыми центрами были Бхарукачха (греки называли его Баригазы) на западе, Патала (в греческих текстах — Паталене) в дельте Инда, Пушкалавати на северо-западе и Тамралипти (современный Тамлюк) на востоке. В «Перипле Эритрейского моря» упоминаются дороги, идущие из Пушкалавати на Юг. В долине Ганга славились своими товарами Варанаси, Каушамби, Паталипутра, на западе — Уджаяни.
В «Перипле» упоминается о плавании судов вдоль побережья Бенгальского залива на юг; «Милинда-панха» говорит о судовладельцах, посещавших Синд, Бенгалию и Корамандельское побережье. С севера привозили шерстяные ткани, с юга — драгоценные камни и специи, с востока — металлы и шелка, с запада — ткани и лошадей. Синд и Арахосия славились своими лошадьми.
Кушано-гуптский период был отмечен бурным развитием внешней торговли. Этому способствовали тесные контакты кушанских, а затем и гуптских правителей с зарубежными странами. Получает развитие морская торговля. Древние индийцы были искусными мореплавателями и умели использовать муссоны, очевидно, задолго до того, как в середине I в. н. э. их открыл греческий мореход Гиппал (правда, некоторые данные говорят о том, что греки знали о муссонах и до Гиппала). Индийцы торговали с Аравией, Средиземноморьем, их суда доходили до Африки. Это было продолжением и развитием тех контактов, которые издревле установились между. Индией и Средиземноморьем, а также Египтом. Очень активными были связи со странами Юго-Восточной Азии и Шри Ланкой. На сатаваханских монетах изображены суда, что указывает на развитие морской торговли.
Автор «Перипла Эритрейского моря» видел большие индийские суда, называемые «сангара», на Малабарском побережье. Интересно, что в одном из ранних индийских текстов большие суда названы близким термином «сангада». В первые века нашей эры египетские торговцы направляли свои суда в Индию, а индийские купцы, по сообщению «Перипла Эритрейского моря», постоянно проживали на острове Диоскуриада (Сокотра).
Интересной страницей в истории морских путешествий древности явилось путешествие китайского пилигрима Фа Сяна из Индии в Китай. Вначале он из Тамралипти добрался до Шри Ланки, оттуда через океан на Яву и затем в Китай.
Большую роль в восточной торговле этого периода играл Рим, который не только вывозил многие товары из Индии, но и создавал здесь свои торговые фактории. Особую известность получила римская фактория в Арикамеду (около современного Поттуччери), где археологами были обнаружены римские монеты, амфоры, римское стекло и т. д. Рим имел особую заинтересованность в южноиндийских товарах, и не случайно большая часть монет найдена именно в Южной Индии. Мы знаем о нескольких индийских посольствах ко двору римских императоров Августа, Траяна. Известно также о даре, направленном Августу Пандпо- ном, очевидно правителем южноиндийского государства Пандья.
Популярностью на Западе пользовались индийские специи (особенно перец), парфюмерия, редкие породы дерева, ткани, а также диковинные птицы и животные.
Когда король вестготов Аларих в начале V в. осадил Рим, он потребовал в качестве выкупа огромное количество перца и получил его. Античные авторы рассказывают об индийских львах, присланных в Рим для показа. При императоре Клавдии демонстрировались индийские тигры. У римской публики особым успехом пользовались индийские попугаи.
Индия вывозила также изделия из слоновой кости, шелк, драгоценные камни, раковины, мускус, железо и сталь. В «Перипле» говорится о вывозе индийских рабынь, обученных музыке и танцам. В Помпеях была обнаружена статуэтка из слоновой кости, изображающая индийскую богиню Лакшми. Многочисленные изделия из слоновой кости кушанского времени были найдены в Беграме (Афганистан).
Индия импортировала некоторые товары, о чем рассказывают античные сочинения, материалы археологии и особенно «Перипл Эритрейского моря». Эти товары поступали с Запада преимущественно через морской порт Баригазы. Индия ввозила вино, папирус, ладан, некоторые металлы, злаки (сезам), масла, мед. В рассматриваемый период большое значение приобрел Великий шелковый путь, связывавший районы Дальнего Востока с Западом и проходивший также и через Индию.
В торговле, как и в ремесле, существовали объединения, которые тоже назывались шрени.
Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 121-128.