Египет: V и VI династии (около 2700—2400 гг. до н. э.)
Греческие историки Геродот и Диодор рассказывают позднее предание о том, как фараоны династии угнетали народ, заставляя его в поте лица строить огромные царские гробницы — пирамиды. Диодор даже сообщает о том, что народ восстал и выбросил тела этих царей из их пирамид. В египетской сказке, текст которой написан на папирусе Весткар, относящейся к XVII веку до н. э., рассказывается о том, что первые три фараона V династии чудесным образом родились от таинственного брака жены жреца бога солнца Ра и самого Ра и таким образом получили неоспоримое право на царский престол в качестве прямых потомков верховного бога солнца. Весьма возможно, что в этих поздних сказаниях сохранилось воспоминание о той тяжёлой эксплуатации, которой подвергались массы свободных и рабов в эпоху строительства пирамид и которая привела к народному восстанию. Возможно, что жрецы бога Ра использовали это народное восстание в своих интересах, возведя на царский престол своего ставленника, который в награду за это объявил культ Ра государственной религией. Позднее была создана легенда, обосновывавшая право фараонов новой, V династии на царский престол. Как эта легенда, так и подлинные надписи этого времени указывают на то, что уже в эпоху IV династии началось усиление культа бога солнца Ра, который при первых царях V династии превращается в верховного государственного бога всего Египта. В состав имён фараонов IV—V династий входит имя бога Ра. Эти цари носят новый титул «сына Ра» (или «сына солнца»), который отныне становится одним из основных титулов египетского фараона. На особенное усиление культа Ра при царях V династии указывают развалины замечательных храмов, построенных этими фараонами неподалеку от столицы Египта, Мемфиса.
Надписи и скульптурные изображения времени V династии говорят о дальнейшем расширении завоевательной политики Египта. Фараоны V династии считают, что они призваны править не только над египтянами, но и над ливийцами, нубийцами и народами Азии. Царя с этого времени начинают изображать в виде сфинкса, т. е. льва с головой человека, попирающего своими лапами иноплеменных врагов Египта. Фараон V династии Сахура продолжал воинственную политику своих предшественников, целью которой было окончательное завоевание Синайского полуострова. На скалах в Вади-Магхара сохранились рельефы, изображающие Сахура перед священным символом бога Упу- ата, «открывающего путь» в завоёванные области Синая. Помещённая тут же надпись называет царя «покорителем иноземных стран, сокрушителем всех иноземных стран Менту». Фараон Сахура вёл, кроме того, большую войну с ливийцами, о которой мы осведомлены благодаря сохранившимся рельефам его могильного храма. На этих рельефах изображены захваченные в плен ливийские пожди, а также богиня истории, которая «записывает» число пленников, захваченных в Ливии, и богиня запада Аментит, передающая царю власть над техену (ливийцами). Тут же изображены ливийские пленники, а также стада быков, коз, баранов и ослов. Весьма возможно, что в царствование Сахура был предпринят большой военный поход в Азию.
В Палестине и в соседних областях Сирии египтяне столкнулись не только с кочевыми, но и с оседлыми племенами, которые оказывали продвижению египтян упорное сопротивление. На стене гробницы Инти, номарха Гераклеополя (около Фаюма), изображена осада египетскими войсками азиатской крепости. У стен крепости идёт рукопашный бой между египетскими воинами, вооружёнными секирами, и азиатскими воинами, вооружёнными боевыми палицами. Внизу изображены пленные азиатские воины, которых ведут египетские воины. При одном из последних фараонов V династии, Исеси, была послана экспедиция на Синайский полуостров за малахитом. Эту экспедицию сопровождали военные отряды и военные корабли. При этом же фараоне особая экспедиция была направлена в Хаммаматские каменоломни для добычи камня. Во главе этой экспедиции стоял высокий чиновпнк, носивший титул «казначея бога». Последний фараон V династии Унис стремился к укреплению египетского влияния на южных границах страны. В районе первых порогов была обнаружена надпись с именем этого фараона, который назван «владыка стран». Весьма возможно, что Унис совершал военные походы в Палестину или в прилегающие области. Во время недавних раскопок около его пирамиды были обнаружены рельефы с изображениями боёв с бедуинами, лодок с пленными азиатскими воинами, добычи камня и золота, а также измождённых голодающих египтян. Эти изображения прекрасно характеризуют захватническую военную политику египетских фараонов, которая столь тяжким бременем ложилась на плечи трудовых масс.
Эту военную политику грабежа и порабощения соседних народов продолжали фараоны VI династии. Пепи I вёл войны на Синайском полуострове, на что указывает сцена его триумфа и победная надпись в Вади-Магхара, повествующая о военной экспедиции на Синай. Пепи I проник в Нубию вплоть до 2-го порога. Северная Нубия была в эту эпоху уже полностью покорена, так что фараон Меренра мог лично прибыть сюда и принять выражение верности от вождей племён маджаев, вават и иертет. Целый ряд крупных торговых и военных экспедиций н различные области Нубии совершал правитель Элефантины и начальник юга Хирхуф, автобиографическая надпись которого сохранилась до нашего времени. Судя по этой надписи, Хирхуф тщательно обследовал различные малоизвестные пути и районы Нубии, привозил из Нубии многочисленные товары и нередко усмирял мятежные и воинственные нубийские племена. Военные походы в Нубию совершались также и в царствование фараона Пени II. О крупных военных действиях против нубийских племён сообщает в своей надписи правитель Элефантины и начальник чужеземных стран Пепинахт. Пепинахт дважды совершал военные походы в Нубию, результатом которых было опустошение стран Вават и Иертет, привод пленных и скота. Большой интерес представляет и надпись крупного чиновника, «начальника юга» Себни, в которой описывается военно-карательная экспедиция, отправленная в недавно завоёванный южный край, в богатую золотоносную Нубию.
Особенно подробно описывается крупный военный поход в автобиографической надписи вельможи Уны, жившего при фараонах VI династии. Этот военный поход был снаряжён против кочевых племён пустыни, живших, видимо, на территории Синайского полуострова. Племена пустыни носят образное название «хериуша», что означает «стоящие на песке». В надписи Уны говорится о победах египетских войск, которые дали возможность египтянам проникнуть несколько далее, вплоть до плодородных областей Палестины, и захватить в результате войны большое количество пленников. Описание этого военного похода, сохранившееся в надписи Уны, представляет большой исторический интерес. В надписи описывается очень примитивная организация военного дела, сбор военного ополчения во всей стране и грабительский характер войны, имевшей своей целью опустошение вражеской страны, разрушение её крепостей, уничтожение смоковниц и виноградников, а также захват пленных, обращавшихся в рабство. Эти факты истории древнего Египта прекрасно иллюстрируют слова Энгельса, который образно определил грабительский характер войны в эпоху распада родового строя и образования древнейшего классового общества: «Война, которую раньше вели только для того, чтобы отомстить за нападения, или для того, чтобы расширить территорию, ставшую недостаточной, ведется теперь только ради грабежа, становится постоянным промыслом. Недаром высятся грозные стены вокруг новых укрепленных городов: в их рвах зияет могила родового строя, а их башни упираются уже в цивилизацию» *.
Примечания
* Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, Госполитиздат, 1952, стр. 170.
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 199-201.