Франция: раннефеодальная монархия [IX—XII века]
После распада империи Карла Великого в состав западно-франкского государства входили Нейстрия, Аквитания, Бретань, Гасконь, Септимания, Испанская марка. На этой территории позднее сформировался французский народ, возникла одна из великих держав мира.
В конце IX в. феодализм стал господствующим общественно-экономическим укладом. Высшая знать захватила почти все общинные земли, закабалила крестьян. Внук Карла Великого Карл Лысый предписал: «Чтобы каждый свободный человек в нашем королевстве признал над собой сеньора, кого хочет, в нашем лице или в лице наших вассалов».
Кьерсейский капитулярий 877 года узаконил практику превращения бенефиция в феод, признав тем самым экономическую и политическую независимость крупных феодалов. С тех пор королевская власть уже не могла отнять пожалованные феодалам земли под условием службы. Феодалы могли иметь свой суд и администрацию, чеканить монету, не спрашивая короля, вести войны. Герцоги, графы, бароны имели собственных вассалов и постепенно укрепляли свою независимость.
Короли раздавали иммунитетные грамоты. Владелец ее приобретал административную и судебную власть над жителями данной местности. На этой территории без разрешения сеньора не мог появиться даже чиновник короля. Иммунитетные грамоты дали их обладателям возможность применять в неограниченных масштабах внеэкономическое принуждение к крестьянам. Герцоги, графы зачастую уклонялись от выполнения своих вассальных обязанностей перед королем. В лучшем случае они считались с королем, как с равным или пэром. Король — «первый между равными».
Духовные феодалы, епископы и аббаты, получали власть от папы римского. Акт вступления в должность сопровождался обрядом, который назывался инвеститурой.
Принадлежность к феодальному сословию определялась по рождению. По примеру короля крупная знать каролингской эпохи путем раздачи бенефиций умножала число прямых вассалов. Большие светские сеньории дробились на множество фьефов.
Каждый феодал в возрасте от 18 до 20 лет был обязан проходить обряд посвящения в рыцари. В присутствии родственников ему вручались меч и шпоры. Во время такой церемонии вассал давал клятву верности сеньору, который дарил ему «поцелуй мира». Этот обряд назывался оммажем. Рыцари составляли основу войска короля. За свой счет они приобретали коня, снаряжение. В мирное время регулярно устраивались состязания (турниры), на которых они демонстрировали свое умение пользоваться оружием. Перевязь, рыцарский пояс и золотые шпоры являлись знаками отличия рыцаря.
Раздача бенефиций и иммунитетных грамот ускорила оформление феодализма. Церковь укрепляла монастыри, феодалы строили замки. Это охраняло их от набегов восставших крестьян и от любителей легкой наживы из числа дворян. Владелец вотчины-сеньории имел военную силу для подавления выступлений крестьян и обороны в случае нападения других феодалов. Таким образом, оформились основы взаимоотношений сословий на принципах сюзеренитета-вассалитета. Вассал был обязан верно и добросовестно служить своему сеньору: принимать его как почетного гостя, служить в его ополчении, помогать выкупать сеньора из плена, участвовать в суде, подносить подарки, когда выходила замуж старшая дочь сеньора или посвящался в рыцари его старший сын. Вассал мог рассчитывать на покровительство своего сеньора. Поступки и правонарушения вассалов разбирал суд знати во главе с сеньором.
Во Франции действовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Такая формула не всегда помогала разбираться в чрезвычайно сложной иерархической структуре общества. Но она охраняла права магнатов от королевской власти. Чтобы принудить строптивого вассала выполнять его обязанности, сеньор нередко шел на него войной. Для разрешения сложных вопросов, применялось право сильного, по выражению К. Маркса, кулачное право. Междоусобные войны в период феодальной раздробленности, грабеж более слабых почти не прекращались.
Крестьяне занимали самую последнюю ступень в общественной пирамиде феодального общества. Община еще сохранялась, но попала в зависимость от феодалов. Во Франции долгое время основной формой эксплуатации крестьян-сервов была барщина, причем ее продолжительность постепенно увеличивалась. Кроме того, они облагались денежным налогом (тальей) в пользу помещика. Лично свободные крестьяне-вилланы за пользование землей платили помещику чинш. Крайняя нужда, а иногда чрезмерная набожность заставляли многих свободных крестьян передавать себя в распоряжение церкви, монастыря. Такие лица назывались облатами. В пользу церкви с крестьян взыскивались десятина со всех видов продукции. Имелись и другие формы феодальной зависимости крестьян. При смешанных браках лиц разных сословий дети наследовали низшее социальное положение родителей. Без согласия своего господина серв не мог жениться, переменить место жительства, передать другому часть своего имущества.
Помещику принадлежало гнусное право первой ночи, появились баналитеты. Настоятель аббат Клюци писал (VII век), что светские сеньоры «бесчисленными службами их (сервов) утесняют и тяжкое невыносимое бремя на них налагают, так что большинство вынуждено покидать собственную землю и убегать на чужбину» .
Однако положение крестьян было несколько лучше, чем положение рабов. Даже сервы имели небольшие участки земли. Их нельзя было убивать. Они обладали некоторой гражданской правоспособностью, могли создавать семью, имели гораздо большую, чем рабы, заинтересованность в результатах своего труда. Феодальный строй как более передовой закономерно сменил рабовладельческий и явился крупным шагом вперед в развитии человеческой цивилизации.
В IX—XII веках заметно повысилась производительность труда в деревне. Отделение ремесла от земледелия способствовало развитию городов, особенно на юге Франции. Оживилась торговля. Усилился приток крестьян в города. Всякий, кто прожил в городе год и один день, считался свободным.
Со временем, однако, положение городов, расположенных на землях крупных феодалов, стало ухудшаться. Горожан заставляли платить сеньору всевозможные налоги с имущества; взимали пошлину у городских ворот, у моста и даже при переходе из одного квартала в другой. Только в результате длительной борьбы некоторым городам удалось освободиться от сеньориальной администрации и суда. Так появились городские самоуправления. Коммуны имели свои суды. В борьбе с сеньорами горожане не раз находили поддержку со стороны короля, который был заинтересован в создании централизованной власти, в ограничении власти крупных феодалов.
От феодальной раздробленности, анархии, смут и бесконечных войн в первую очередь страдало крестьянство, задерживалось развитие торговли, рост городов. Почти каждое графство и герцогство взимали пошлины с провозимых товаров. Все это ущемляло интересы купцов. Феодальная светская и духовная знать (герцоги, графы, настоятели крупных монастырей) признавали власть короля весьма условно. В их владениях была своя администрация, суд, собственная монета. Раздробленность феодального государства — закономерное явление. Тем не менее в этот период отмечается известное усовершенствование орудий труда, обусловившее повышение производительности труда.
Все это создало предпосылки для усиления обмена, развития ремесла и формирования класса бюргеров. Опираясь на горожан, король мог вести более успешную борьбу за захват территории, занимаемой крупными феодалами, за централизацию власти. Он также пользовался поддержкой мелких и средних феодалов. Дворянство в своей основной массе страдало от феодальных магнатов и было заинтересовано в усилении королевской власти.
Цитируется по изд.: Федоров К.Г. Истрия государства и права зарубежных стран. Л., 1977, с. 65-68.