Южная Осетия в 1931 году

В январе до Южной Осетии докатились отголоски внутрипартийной борьбы в среде большевиков. В Москве усилились разногласия между И. Сталиным и известным революционером Н. Бухариным. Если первый считал что кулачество должно быть искоренено, то второй придерживался возможности мирного сосуществования с этим классом. Как показала история, Сталин оказался победителем, а Бухарин и тысячи его сторонников были репрессированы. Чистка партийных рядов, которая началась в Москве с представителями, так называемого, правого уклона, коснулась и их сторонников в Цхинвале. За принадлежность к оппозиции в партии большевиков из партийных рядов были исключены руководители сельсоветов Ф. Парастаев, Я. Алборов, Д. Гагиев. Впрочем, поводом для изгнания из рядов коммунистов становились и более банальные причины. Так из партии были исключены ряд большевиков только за то, что не придерживались призыва бороться с проведением разорительных поминок и справляли поминки по своим родителям. В связи с подобным взысканием в прессе появляется впервые и имя будущей знаменитости Марты Плиевой. Тогда она была простой колхозницей, принявшей участие в организации поминок в селе Рук.

В январе в Южной Осетии были впервые распространены лотерейные билеты общесоюзной лотереи. В СССР разворачивается строительство авиации и, созданная для содействия этому организация ОСАВИАХИМ с помощью денежно-вещевых лотерей собирала средства на постройку самолетов и дирижаблей. Среди призов были кругосветное путешествие на океанском лайнере на четыре месяца, комбайн, трактор, предметы ширпотреба.

5 февраля прошел IX съезд Советов Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО). На нем впервые вступительное слово было произнесено на грузинском языке. Это сделал председатель форума Александр Абаев, очевидно в радость присутствующих на съезде представителей из Тбилиси. Здесь же выступил старый большевик Разден Козаев, который предложил дать городу Цхинвал имя Иосифа Сталина. Тут же поступили предложения для нового наименования: «Сталинагир», «Сталины хъаеу»... Общим голосованием выбрали имя «Сталинир», указывающее на осетинские корни руководителя Страны Советов. Это решение телеграммой было направлено в Москву на имя самого Сталина. И хотя официально новое название было утверждено только в 1934 году, уже с марта 1931 года все вывески были заменены с учетом нового названия столицы Южной Осетии, и во всех публикациях в газетах и журнале пишется «Сталинир» вместо «Цхинвал».

10 марта в Южной Осетии началась всеобщая регистрация жителей. Обязательному учету подлежали все, кто был старше 11 лет. Государство решило вести учет всех своих граждан.

В 1931 году известный осетинский композитор и собиратель фольклора Б.А. Галаев переезжает в Сталинир (Цхинвал), где основывает музыкальную школу, в которой был и преподавателем, и первым директором. Школа в первое время располагалась в помещении городской русской школы, которая стояла на пересечении улиц Комарова и Коцоева, а позже переместилась в северное крыло педагогического института.

Был организован также первый набор в аспирантуру института краеведения. Проводились экзамены на лимиты в Ленинградский финансово-экономический институт и пединститут, Украинский институт востоковедения. Был проведен набор на семь мест в военные училища. На учебу посылались преимущественно желающие из «числа членов партии, комсомольцы, колхозники, батраки и середняки».

В апреле под следствием оказался инженер А.Козлов, работавший по найму в Южной Осетии. В вину ему вменялось то, что не были выполнены в срок и с надлежащим качеством работы на лесопильном заводе в г. Цхинвал: крыша цеха и перекрытие складов для вывозимого за границу лесоматериала.

1 мая начались первые занятия в Цхинвальском медицинском техникуме. В автономной области появилась возможность подготовки среднего медицинского персонала.

В начале мая министерство дорожного строительства СССР выделило один миллион рублей на начало строительства перевальной дороги через Главный Кавказский хребет Ванел-Зарамаг. Длина тоннеля, спроектированного для соединения северного и южного участков дороги, первоначально должна была составить 5700 метров, ширина - 6,5 метров. Все еще продолжалась дискуссия по выбору приоритета перевальной дороги. По прежнему не отменялись планы по проведению и электрической железной дороги через кавказский хребет «Дарг-Кох - Цхинвал - Гори». В Москве от имени ЮОАО этот вопрос «пробивал» партийный и общественный деятель Лади Санакоев. Пока же выбор отдавался автомобильному сообщению. 15 мая начался трудовой призыв на строительство участка дороги Цхинвал - Дзау. Сотни активистов - парней и девушек - ежедневно трудились на земляных работах и укладке щебня на полотне дороги.

По традиции 8 июня в Южной Осетии отметили главный государственный праздник - 11 годовщину установления Советской власти. На площади Свободы состоялся митинг, на котором выступили руководители автономной области, передовики колхозного строительства, ветераны революционного движения. После этого празднества переместились в Летний парк, где свои стихи читали осетинские поэты, а также гость - украинский поэт В. Чередниченко.

В газете «Хурзагрин» от 28 июня общественный деятель Виктор Гассиев предлагает сменить название газеты «Хурзагрин» (Заря) на более созвучное новой эпохе - «Коммунист», «Большевик» или «Советская Юго-Осетия». Этот призыв стал первым звонком в процессе денационализации осетинского общества. В новом сообществе советских людей все должно было быть подчинено идеологии строителей коммунизма, а национальные символы должны были изживаться. Предложение коммуниста В. Гассиева было поддержано и, уже с 1 января следующего 1932 года газета стала называться «Коммунист».

В 1931 году обострилась борьба с кулачеством по всей Стране Советов. Началось выселение представителей зажиточного сословия и из Южной Осетии в Сибирь и на Дальний Восток. Местные активисты организовывали конфискацию имущества и высылку целых семей. Это не могло не вызывать ответной реакции. 5 июля был убит колхозный активист Васо Алборов из села Цнелис.

Весной 1931 года руководство Юго-Осетинской автономии вынесло решение организовать на базе Цхинвальского драматического кружка профессионального театра «Государственной драмы» и, выделило для этого денежные средства. Театральная труппа в Южной Осетии существовала давно. Первый спектакль был дан еще в 1904 году в помещении сельской школы в селении Дзау. Кроме того, осетинская театральная труппа работала и в Тифлисе. Поэтому кадров для национального театра было достаточно.

Для работы театральной труппы было отдано новое здание, которое строилось в столице автономии. Газета «Хурззерин» писала: «Заканчивается постройка в г. Цхинвал Дома крестьянина, на что по настоящее время Правительством отпущено 135.000 рублей. Постройка эта, при крайней бедности города архитектурными памятниками, без сомнения, сыграет огромную роль не только в смысле укрепления города, но и в политическом и культурно-воспитательном смысле».

Именно в помещении Дома культуры колхозника 29 июля 1931 года открылся первый сезон Юго-Осетинского Госдрамтеатра. В постановке художественного руководителя и директора театра Владимира Хетагурова шла пьеса С. Церетели «Лихорадка» в трех действиях. Роли в спектакле исполняли Иван Дзахов, Владимир Джиоев, Лидия Джиоева, Нина Чочиева.

В сентябре пожарная команда Цхинвала получила первый автомобиль. Штат дружины составлял 16 человек. Начальником пожарного управления был назначен Георгий Дзнеладзе.

В 1931 году специальная топонимическая комиссия начала публиковать результаты своей работы. В прессе печатались названия населенных пунктов, которым возвращались их исконные наименования.

В Южной Осетии разворачивалась борьба не только с разорительными поминками и пышными свадьбами, но и с религией. Известный религиозный деятель и просветитель Пора Джиоев был вынужден сложить с себя сан и заняться светской деятельностью - организацией музейного дела. В газетах подвергались критике люди, придерживающиеся и традиционных верований. Так в газете «Мах фаглтаер» осуждался коммунист, житель села Шихантур Саша Цховребов, который регулярно «ходит в дзуар, зажигает свечи, приносит подношения». Статья заканчивалась призывом: «Вырвем из наших рядов корни религии!».

Не остались без внимания и многочисленные врачеватели и прорицатели. Их не только осуждали, но и нередко вообще высылали из автономной области. Местная пресса порой давала «наводку» правоохранительным органам, описывая деятельность представителей нетрадиционной медицины, среди которых назывались, к примеру, имена жителя села Гром слепого Ванко Букулова и жительницы села Аунеу Резико Габараевой.

Цитируется по изд.: Кулумбегов Р. Публицистика. – Цхинвал, 2012, с. 309-312.