Маурийская империя при Ашоке (ИИ, 1979)
Пиядаси-Ашока
При Ашоке государство Маурьев достигло особого могущества. Империя территориально расширилась и стала одной из крупнейших на древнем Востоке. Слава о ней разнеслась далеко за пределы Индии. Об Ашоке и его деятельности создавались легенды, в которых особенно прославлялась его заслуга в распространении буддизма. Эти буддийские сказания имели хождение во многих странах Азии.
В многочисленных дошедших до нас эдиктах царя Ашоки имеются важные сведения об истории этого периода, о системе управления империей, о политике Маурьев, В эдиктах маурийский царь называется Пиядаси Девапампия, т. е. «царь Пиядаси, милый богам», и лишь в двух эдиктах царь выступает под именем Ашока. Некоторые более поздние источники говорят о том, что Пиядаси было собственным именем сына Биндусары до захвата им престола, а став царем, он величался и как Ашока (дословно — «лишенный печали»).
Показательно, что в греческих версиях его эдиктов, найденных в Кандагаре, маурийский царь выступает под именем Пиядаси.
Цейлонские хроники рассказывают, что царевич Пиядаси был направлен царем Биндусарой в качестве правителя в Западную Индию (провинцию Аванти) с центром в Уджаяни (Удджайн). Согласно же североиндийским источникам, царевич находился в Северо-Западной Индии, в Такшашиле (Таксиле), куда Биндусара послал его для подавления восстания местных жителей против царских чиновников. Источники повествуют об упорной борьбе Пиядаси с братьями за власть. Цейлонские хроники сообщают, что это соперничество продолжалось и после того, как Ашока захватил магадхский престол. В результате официальная коронация Ашоки состоялась только через четыре года после захвата им власти.
Воина с Калингой
Единственным значительным политическим событием, о котором нам рассказывают эдикты царя, была война с Калингой — сильным государством на побережье Бенгальского залива (современная Орисса). В своем эдикте Ашока сообщает, что во время войны было взято в плен 150 тыс. и убито более 100 тыс. человек. Присоединение Калинги, важной в стратегическом и торговом отношении области, способствовало усилению империи.
Калинга оказала Ашоке упорное сопротивление. Эта область, входившая в империю Нандов, затем добилась независимости. В специальном эдикте, посвященном завоеванию Калинги, Ашока признавал, что суровые меры наказания применялись и к простому пароду, и к знати, которая тоже не хотела смириться с властью Маурьев. Ашоке даже пришлось принимать особые меры, чтобы разрядить обстановку в завоеванной области. Хотя Калинге была предоставлена большая самостоятельность, император лично проверял деятельность местных чиновников, следя за тем, чтобы «не было беспричинного заключения в тюрьму городских жителей и беспричинного причинения страдания».
Многие исследователи считают, что калингская война заставила Ашоку отказаться от традиционной активной политики по созданию объединенного государства. По их мнению, император стал мечтателем, не стремящимся к расширению и укреплению своего влияния и своей власти. Однако эти взгляды не соответствуют данным источников. Ашока не отказался от активной внешней политики, а лишь несколько изменил методы действий. Не забывая о своем могуществе и применяя в необходимых случаях силу, маурийский император в основном прибегал к идеологическим и дипломатическим приемам. С помощью специальных чиновников и миссий он стремился укрепить свое влияние в незавоеванных областях, обещая населению этих территорий любовь и заботу императора, свое отцовское расположение и всяческую поддержку.
В одном из своих эдиктов Ашока, давая наставления чиновникам, говорил: «Люди из незавоеванных стран должны твердо усвоить, что царь нам как отец. Как он себе сочувствует, так и нам, как дети ему дороги, так и мы».
Ашока поддерживал тесные дипломатические отношения со многими странами. В его эдиктах упоминается селевкидский царь Антиох (Антиох II Теос — внук Селевка), правитель Египта Птолемей (Птолемей II Филадельф), царь Македонии Антигон Гонат, царь Кирены Маг и царь Эпира Александр. В различные страны были посланы маурийские послы (дута), которые рассказывали о могущественном и добродетельном царе Ашоке.
Очень тесными были связи с Цейлоном (современная Шри Ланка), куда Ашока направил специальную миссию во главе со своим сыном Махиндой (Махендрой) для распространения буддизма.
Царь Цейлона Тисса в ответ на это в честь Ашоки принял его титул «милый богам» (Деванампия) и направил свое посольство в Паталипутру.
Вопросы хронологии
Большие споры среди исследователей вызывает датировка правления Ашоки, хотя надписи его содержат важные сведения по этому вопросу. В так называемых больших наскальных эдиктах, которые были выбиты через 12 лет после коронации Ашоки, одновременно упоминаются пять эллинистических правителей. Очевидно, в год издания эдикта все пять царей были живы. Этим годом может быть или 256 г., или 255 г. до н. э. Значит, начало правления Ашоки должно относиться примерно к 268 г. до н. э.
Интересное исследование провели ученые по анализу астрономических данных, содержащихся в легендах об Ашоке. В буддийских сказаниях говорится о затмении Солнца — событии, которое будто бы совпадало по времени с поездкой Ашоки по святым буддийским местам. Ученые выяснили, что в 249 г. до н. э., в период правления Ашоки, произошло солнечное затмение, а в одном из эдиктов царя, составленном в 20-м году правления, сообщается о посещении им места рождения Будды. Все это, вместе взятое, дает основание предполагать, что начало правления приходится на 268 г. до н. э. Эта дата подтверждается и некоторыми другими материалами: если Биндусара правил 25 лет, как сообщают об этом пураны, содержащие списки царских династий, то Ашока вступил па престол в 263 г. до н. э. Буддийская традиция сохранила сообщение о коронации Ашоки через 218 лет после смерти Будды, которая, по мнению большего числа иссле-дователей, могла произойти в 486 г. до н. э. Если следовать этой традиции, получается та же дата начала правления Ашоки — 268 г. до н. э.
Некоторые ученые придерживаются иных датировок, нередко ссылаясь на свидетельства цейлонских хроник о том, что Ашока короновался лишь через четыре года после захвата власти. Исходя из этого за дату воцарения Ашоки принимается 265 г. до н. э. В целом же вопросы маурийской хронологии еще ждут своего окончательного решения.
Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 62-65.