Империя Мин в 1628—1647 годы

Крестьянская война 1628—1647 годов

Глубокий кризис империи Мин, выражавшийся в массовом разорении крестьян, глубоком недовольстве части чиновников и лауреатов, ремесленников и торговцев, волнениях в армии, вел к тому, что по всей территории Поднебесной множились шайки разбойников. Правительство же столкнулось с отсутствием кадров, потенциально способных найти выход из кризисной ситуации: все «лучшие умы» и кандидаты на ведущие чиновничьи должности были устранены физически или ушли в подполье в ходе гонений на дуньлиньцев. Масштаб восстаний разрастался — в скором времени отряды повстанцев насчитывали уже по несколько тысяч человек и представляли значительную угрозу для императорских войск, все еще пытавшихся справиться с возникавшими беспорядками. Для проведения этих операций требовались средства, что вело к росту налогов, а рост налогов, в свою очередь, вел к пополнению отрядов мятежников. Лидеры восстания раздавали народу захваченное продовольствие и деньги, что способствовало массовому переходу на их сторону местного населения в занимаемых ими провинциях. В ряды повстанцев вливались и беглые солдаты, имевшие навыки ведения военных действий.

Вскоре в разных районах Поднебесной повстанцы начали осознавать необходимость координации действий. В 1628 году во главе десяти отрядов встал Гао Инсянь, ставший позднее первым признанным вождем восстания. В 1631 году лидеры различных отрядов решили объединиться и начать операции против правительственных войск на нескольких направлениях, взаимодействуя друг с другом. Они прорвались на восток Поднебесной и подступили к Пекину, где лишь элитные части императорской гвардии, вооруженные европейским огнестрельным оружием, и правительственные силы из четырех соседних провинций смогли заставить восставших повернуть назад. Неудача первого совместного выступления привела к разобщению отрядов, которые разбрелись по разным провинциям. Но в 1635 году руководители тринадцати отрядов вновь собрались вместе в Хэнане и договорились о совместных действиях. С Юга, где находились основные силы движения во главе с Гао Инсянем, восставшие отправились на Северо-Восток и заняли среднюю столицу Поднебесной — Фэнъян, где разграбили и сожгли императорский мавзолей, захватив его сокровища. Но из-за ссоры командиров отряды вновь разъединились, после чего правительственные войска перешли в контрнаступление. С частью главарей движения чиновникам Мин удалось временно договориться, взяв их на государственную службу.

Но в это время на страну обрушился целый поток различных бедствий: засухи, неурожаи, голод, эпидемии, нашествия саранчи и т. д. По-видимому, они были вызваны не только изменением климата, но и заброшенностью дамб, каналов и ирригационных сооружений из-за бездействия центральных и местных властей. Нападения маньчжуров с севера также представляли собой все большую опасность для Поднебесной. Все это доказывало восставшим, что правящий род потерял мандат Неба, и нужно бороться против него, дабы создать новую, здоровую и жизнеспособную империю, как сделал когда-то основатель Мин крестьянский император Чжу Юаньчжан. Лидеры восставших видели себя если не будущими императорами, то, как минимум, основателями своих собственных государств. Их воины за 10 лет сражений уже разучились жить мирно. В 1639 году спад народного движения сменился новым подъемом; во главе него встали бывшие сподвижники Гао Инсяня Ли Цзычэн и Чжан Сяньчжун. Но сил для нанесения империи сокрушительного удара повстанцам еще не хватало, прежде всего из-за бесконечной борьбы за лидерство в их рядах. Планы создания собственных государств казались тогда вождям восставших более реалистичными, чем захват Пекина, и Чжан Сяньчжун реализовал такой план. Сначала в Сянъяне в провинции Хубэй он создал состоявшую из множества чиновников и основанную на системе экзаменов традиционную государственную структуру, а затем перебрался в богатую и относительно спокойную провинцию Сычуань. В 1644 году Чжан Сяньчжун захватил ее столицу Чэнду, получил поддержку значительной части местного населения и провозгласил себя ваном Великого Западного государства (Дасиго). Новая власть попыталась найти поддержку у местных чиновников и создать хорошо функционирующую систему управления. Бедняки были довольны, так как Чжан Сяньчжун щедро раздавал деньги и распределял конфискованные у крупных землевладельцев наделы между крестьянами.

Ли Цзычэн оказался более амбициозным, чем Чжан Сяньчжун. Титул князя он принял еще в 1636 году, при том что вел самый простой образ жизни. Так же, как и остальные крестьянские вожди, он с особым рвением уничтожал оказывавших ему сопротивление удельных князей, богатства которых раздавал своим солдатам и местному населению. Собрав под своим руководством почти миллионную армию (600-тысячная конница и 400-тысячная пехота), Ли Цзычэн в 1644 году нанес сокрушительное поражение правительственным войскам в Шэньси, захватил столицу этой провинции Сиань, после чего провозгласил себя императором Да Шунь. Воссоздав традиционные китайские структуры власти, введя систему экзаменов и приступив к чеканке собственной монеты, крестьянский император объявил Сиань своей западной столицей. Вскоре огромное войско Ли Цзычэна начало наступление на Пекин. Население находившихся на пути следования победоносной армии областей, включая офицеров и чиновников, дружно переходило на сторону нового императора. Правительственные силы, выступившие для защиты Пекина, попросту разбежались, а часть ворот распахнулась перед восставшими. Когда новый правитель вступил в столицу, Запретный город охватила паника, наследника престола спрятали, императрица и наложницы Чжу Юцзяня покончили жизнь самоубийством, а сам император удавил себя собственным шелковым поясом. Ли Цзычэн, приветствуемый традиционными пожеланиями 10 тысяч лет жизни императору, сел на драконовый трон. Возможно, что ему удалось бы основать новую империю, хотя у Мин оставалось еще много сторонников. Однако начав свое правление в Пекине с массовых казней наиболее одиозных функционеров прежнего режима, обвиненных в коррупции (таких было более тысячи), Ли Цзычэн не смог удержать собственное войско, через несколько дней после входа в столицу учинившее разбой и грабежи. Различия между старой и новой властью в глазах населения начали стираться. Но ход событий кардинально изменило вмешательство маньчжуров, сумевших воспользоваться борьбой внутрикитайских сил друг с другом и создать на территории К. собственную империю.

П. Ю. Уваров (Эпоха Лючао — Империя Мин XV в),
А. А. Майзлиш (Империя Мин XVI —1-й половины XVII в),
А. Л. Рябинин.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 8. М., 2020, с. 541-543.

Литература:

Барфильд Т. Дж. Опасная граница. Кочевые империи и Китай (221 г. до н. э. — 1757 г.). Санкт-Петербург, 2009; Бокщанин А. А. Императорский Китай в начале XV века (Внутренняя политика). М., 1976; Его Китай и страны Южных морей в XIV—XVI вв. М., 1968; Бокщанин А. А., Непомнин О. Е. Лики Срединного царства. М., 2002; Воробьев М. В. Чжурчжэни и государство Цзинь (X в. - 1234 г.). М, 1975; Духовная культура Китая. Энциклопедия. В 5 т. М„ 2007-2010 (Т. 6 - дополнительный); Иванов А. И. Ван Ань-ши и его реформы XI в. СПб., 1909; История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Том III: Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии, Суй, Тан (220— 907). М.,2014; История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т. IV: Период Пяти династий, империя Сун, государства Ляо, Цзинь, Си Ся: 907-1279. М., 2016; История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т. V: Юань и Мин. М., 2016; Крадин Н. Н. Империя Хунну. М., 2002; Крадин Н. Н., Скрынникова Т. Д. Империя Чингисхана. М., 2006; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос в средние века (VII—XIII вв.). М., 1984; Кычанов Е. И. История приграничных с Китаем древних и средневековых государств (от гуннов до маньчжуров). СПб., 2010; Лапина 3. Г. Политическая борьба в средневековом Китае. М., 1970; Ее же. Учение об управлении государством в средневековом Китае. М., 1985; Малявин В. В. Китай в XVI—XVII веках. Традиция и культура. Эпоха. Быт. Искусство. М., 1995; Его Жб. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин. М., 2008; Монгольская империя и кочевой мир. Вып. 1—3. Улан-Удэ, 2004-2009; Позднеева Л. Д. История китайской литературы: собрание трудов. М., 2011; Рыбаков В. М. Танская бюрократия. Ч. 1—2. СПб., 2009, 2015; Смолин Г. Я. Они бросили вызов Небу. О крестьянской войне 874-901 гг. в Китае. Ч. 1-2. СПб., 1997, 2000; Стужина Э.Л. Китайский город XI—XIII вв.: экономическая и социальная жизнь. М., 1979; Трепавлов В. В. Государственный строй Монгольской империи XIII в. М„ 1993; Уваров П. Ю., Рябинин А. Л. Китай в средневековом мире. СПб., 2017; Фицджеральд С. П. Китай. Краткая история культуры. М„ 1998; Allsen Т. Culture and Conquest in Mongol Eurasia. Cambridge, 2001; Biran M. Chinggis Khan. Oxford, 2007; Brook T. The Confusions of Pleasure: Commerce and Culture in Ming China. Berkeley, 1998; Cambridge History of China, Vol. 3: Sui and T'ang China, 589-906 AD. Cambridge, 1979; Cambridge History of China, Vol. 6: Alien Regimes and Border States, 907-1368. Cambridge, 1994; Cambridge History of China. Vol. 7-8: The Ming Dynasty, 1368- 1644. Cambridge, 1986; Franke H. China under Mongol Rule. Aldershot, 1994; Lieberman V. Strange Parallels: Southeast Asia in Global Context, c. 800-1830. Vol. 2: Mainland Mirrors: Europe, Japan, China, South Asia, and the Islands. An Arbor, 2009; Need- ham J. et al. Science and Civilization in China. Cambridge, 1954-2008. Vol. 1—7.

Рубрика: