Палестина древняя. Землевладение (Авдиев, 1953)
Палестина начиная с третьего тысячелетия до н. э. была заселена кочевыми и оседлыми земледельческими племенами. Влияние соседних культурных государств, как, например, Египта, содействовало дальнейшему развитию земледельческого хозяйства, развитию торговли и росту городов. Но одновременно с этим кочевые племена часто вторгались в Палестину из Аравии и из сирийско-месопотамской степи. К таким кочевникам принадлежали хабири. Именно поэтому в Палестине очень прочно сохранялось то «общее соотношение между оседлостью одной части их (племён. — В. А.) и продолжающимся кочевничеством другой части», о котором писал Маркс в своём письме к Энгельсу от 2 июня 1853 г. *
Племена кенитов, населявшие южную часть Палестины вплоть до Синайского полуострова, кочевали со своими стадами по пустынным степям Пегеба. Во всей Иудее и даже в области Вениамина, расположенной к северо-западу от Мёртвого моря, ещё в первом тысячелетии до н. э. жили культурно отсталые кочевники. Само название «Вениамин» («бене-иамина» — «дети юга») встречается в аккадских надписях из Мари, относящихся ко второму тысячелетию до н. э., и, очевидно, обозначает кочевое южносемитское племя, входившее в группу племён сирийско-месопотамской степи. В библии племя (колено) Вениамина сравнивается с «хищным волком», который по утрам охотится за дичью, а вечером делит добычу.
Однако оседлые земледельческие племена с течением времени всё более укреплялись в Палестине. В эпоху разложения родового и возникновения общинного строя существует общинное землепользование. Земельные участки (доли) распределялись между общинниками по жребию ещё в VIII веке до н. э. С этого времени благодаря развитию торговли, общему росту производительных сил и имущественному расслоению общинный строй начинает распадаться. В общинах появляется аристократия, которая обогащается благодаря захвату земель соседних племён. В библии нередко говорится о том, что израильтяне, завоевав Ханаан, сделали хананеев своими «данниками». Обогащение крупных собственников влечёт за собой и разорение бедных членов общин. Слово, обозначающее «общинный надел» (хелек), применяется для обозначения участка, который можно купить за деньги. В библии рассказывается о том, как Авраам купил за 400 шекелей серебром «поле и пещеру, которая на нём, и все деревья, которые на поле». Текст этого рассказа, судя по своей документальной форме, возможно, извлечён из договора на продажу земельного участка. Это частное землевладение в эпоху образования древнееврейских царств становится настолько прочным, что даже цари принуждены покупать земли у частных лиц для постройки города. Когда однажды царь Ахаз конфисковал землю некоего Набота, то этот самовольный поступок царя был признан преступлением, вызвавшим гнев бога Яхве.
Таким образом, наряду с общинным землевладением устанавливается частное землевладение. Большое количество земель сосредоточивается в руках высшей аристократии, возглавляемой царём. Военные захваты соседних территорий, скупка земельных участков и захват общинных земель приводят к образованию крупного фонда царских земель. Автор одной из библейских исторических книг, говоря о правах царя, указывает на его право захвата общинных земель: «И самые лучшие поля ваши, и виноградники ваши, и масличные рощи ваши возьмёт и раздаст слугам своим». Очевидно, как и в других странах, в древней Палестине цари раздавали земли аристократам и воинам. Первый израильский царь Саул раздаёт рабовладельцам «поля и виноградники и ставит их начальниками над 1000 и 100». Наряду с этим существовали средние и мелкие землевладельцы.
Правящим классом, рабовладельческой аристократией, были богатые вельможи, чиновники, землевладельцы и жрецы, которым противостояли рабы и бедняки, а также «поселенцы» (герим), очевидно, иноземцы, поселившиеся в городах и занимавшиеся ремеслом и торговлей, бывшие по существу почти бесправными чужаками. Средний свободный слой населения составлял так называемый «народ земли» (ам-гаарец), главным образом земледельцы и ремесленники.
Примечания
* К. Маркс и Ф. Энгельс, Избранные письма, стр. 73.
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 396-397.