Маурийская империя: границы
В империю Маурьев входила огромная территория. В рамках единого государственного образования были объединены народы и племена, разные в этническом, лингвистическом и культурном отношении и следовавшие различным религиозным верованиям, традициям, обычаям.
Судя по надписям Ашоки, а также «Артхашастре», к этому периоду сложилось представление о значительном по территории государстве во главе с правителем земли, власть которого распространялась на огромные области — от Южного океана до Гималаев. Авторами политических трактатов уже подробно разрабатывалось учение о границах государства, его взаимоотношениях с близкими и далекими соседями.
О появлении новых представлений об огромной территории империи может свидетельствовать различная характеристика, которую дают источники магадхскому царю Бимбисаре и императору Ашоке. Если первый назывался «царем прадеши», т. е. небольшой территории, провинции, то Ашока считался «всеправителем над Джамбудвипой», т. е. всей Индией.
Для определения границ империи Маурьев при Ашоке основными материалами служат эдикты императора. Некоторые сведения сохранились и в сообщениях античных авторов, повествующих о периоде Чандрагупты. Определенную ценность представляют данные китайских пилигримов, особенно в том случае, если они подтверждаются эпиграфическими или археологическими материалами.
Для определения западных границ империи большое значение имело открытие в Кандагаре — центре Арахосии (область современного Афганистана) — эдиктов Ашоки (греческой и греко-арамейской надписей), что ясно указывает на вхождение Арахосии в его империю.
В эдиктах Ашоки несколько раз упоминаются йоны и камбоджцы как народы, живущие на западе страны.
Под йонами подразумевались греки, поселения которых имелись в Арахосии. Для них и предназначались версии эдиктов Ашоки на греческом языке. Некоторые исследователи полагают, что йоны периода Ашоки были потомками греческих поселенцев, обосновавшихся здесь еще при Александре Македонском.
В Арахосии жили также и камбоджцы (иранское по языку население), о которых упоминается во многих древнеиндийских источниках как о прекрасных всадниках и коневодах. Язык камбоджцев почти неизвестен, но, поскольку в арамейской версии эдикта Ашоки из Кандагара имеется немало иранских слов, можно полагать, что эта версия предназначалась для камбоджцев.
Эдикт Ашоки был обнаружен и в Лампаке (около современного Джелалабада), что подтвердило факт вхождения Паропамиса в империю Маурьев (раньше об этом известно было лишь из античных источников, рассказывающих о результатах перемирия между Чандрагуптой и Селевком).
Исходя из свидетельств кашмирской хроники «Раджатарангини» и описаний китайских пилигримов можно заключить, что в империю Ашоки входила и часть Кашмира. Согласно традиции, при Ашоке был построен главный город Кашмира — Шринагар. В состав его государства входили также и некоторые области Непала. Данные эпиграфики и письменных источников позволяют включить в состав империи территорию Бенгалин.
Находки эдиктов Ашоки в Южной Индии помогли установить южную границу империи. Условно она может быть проведена к югу от современного округа Читалдруг. Здесь империя граничила с государствами Чола, Кералапутра и Сатьяпутра, которые упоминаются в эдиктах Ашоки как не входящие в его государство. Однако Маурьи поддерживали с этими областями тесные контакты. Там строились буддийские ступы, туда посылались проповедники. Дипломатические связи поддерживались также со многими странами, в том числе с эллинистическими государствами Запада, со Шри Ланкой, некоторыми областями Центральной Азии и так далее.
Цитируется по изд.: К.А. Антонова, Г.М. Бонгард-Левин, Г.Г. Котовский. История Индии. Издание второе исправленное и дополненное. М., 1979, с. 65-66.