Среднее царство: борьба Гераклеополя и Фив
Эти города занимали большое место в экономической жизни страны, что в некоторой степени объясняется их выгодным географическим положением. Гераклеополь находился на стыке между дельтой и долиной, его территория включала весь бассейн Фаюмского оазиса. Это была довольно значительная плодородная низменность, хорошо орошаемая Нилом. Большое озеро, расположенное в Фаюмском оазисе, хранило в себе запас избыточной воды больших наводнений. Благодаря этим условиям местное население могло с успехом заниматься земледелием. Кроме того, Гераклеополь находился на скрещении торговых путей, соединявших дельту с долиной и Египет — с западными оазисами и с Синайским полуостровом. Понятно, что правители Гераклеопольского нома имели все возможности для того, чтобы начать борьбу за объединение Египта под своей властью.
Южный центр Египта — Фивы — также занимал выгодное географическое положение. Здесь скрещивались другие, не менее важные торговые пути, соединявшие Египет с областями Нубии, откуда в Египет постоянно доставляли золото, слоновую кость и рабов. Через Фивы шёл важный торговый путь, соединявший Египет с побережьем Красного моря. Отсюда египтяне совершали плавания по Красному морю на север, к берегам Синая, где находились богатые медные рудники, а также на юг, в далёкую загадочную страну Пунт, всегда манившую египтян своими богатствами. Гераклеополь и Фивы, начав в середине третьего тысячелетия до н. э. борьбу за преобладание и господство в Египте, должны были рано или поздно открыто столкнуться между собой.
Первым выступил на арену политической борьбы Гераклеополь. По мере ослабления центральной власти в период распада Египта правители Гераклеополя усиливались, стремясь подчинить своему влиянию весь Египет и объединить его под своей властью. Основателем гераклеопольской (девятой по общему счёту) династии фараонов вновь объединённого Египта был Хети-Мери-иб-Ра, имя которого было найдено на скалах близ 1-го порога, где, очевидно, проходила южная граница его государства. Хети (Ахтой) не только объединил Египет, но даже сделал попытку возобновить завоевательную политику египетских фараонов Древнего Царства. Однако власть гераклеопольских царей не была прочной. Внутри страны происходила острая классовая борьба. Бедняки подымались против богачей. С другой стороны, номархи и номовая аристократия чувствовали себя ещё достаточно сильными, чтобы сопротивляться попыткам гераклеопольских царей укрепить свою власть над всеми номами. В «Поучении гераклеопольского царя», текст которого сохранился на Эрмитажном папирусе № 1116-А, говорится о том, что царь должен вести упорную и умелую борьбу с тем, которого «любят его подчинённые», вокруг которого «объединены его многочисленные приверженцы», ибо «прекрасен он перед своими рабами». По словам поучения, особенно «опасен красноречивый» человек. Поэтому автор поучения советует будущему царю: «Прогони его, убей его... соскобли его имя, уничтожь его сторонников, искорени намять о нём и о его сторонниках, которые его любят».
В эти годы гераклеопольским царям пришлось вести упорную борьбу с азиатскими кочевниками, а также с наиболее сильными номархами, среди которых первое место занимал правитель Фиванской области. Надписи, сохранившиеся на стенах гробниц сиугских номархов, повествуют о политической и военной деятельности гераклеопольских царей, опиравшихся, как видно из этих надписей, в значительной степени на военную силу сиутских номархов, бывших их верными союзниками. Некоторое время борьба между Гераклеополем и Фивами велась с переменным успехом, но в конце концов победа оказалась на стороне Фив. Сильные фиванские правители сумели объединить вокруг себя весь Южный Египет, очевидно, использовав материальные и человеческие ресурсы Нубии. Окончательным победителем в этой борьбе оказался фиваиский царь Ментухотеп, который восстановил единое Египетское государство. В одной надписи, сохранившейся от его времени, говорится о том, что он «заключил в оковы вождей обеих стран, покорил Южную и Северную страну, чужие земли и обе области Египта». Значение этой надписи подчёркивается рельефным изображением, рисующим сцену царского триумфа над четырьмя врагами: наряду с нубийцем, жителем Азии и ливийцем художник изобразил здесь египтянина в качестве четвёртого врага царя, очевидно, намекая на победу Ментухотепа над Гераклеополем.
Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 209-211.