Индия в 1206— 1526 годы
Делийский султанат (1206— 1526). Непрекращавшиеся конфликты помешали индийским правителям объединиться против общего врага, когда на западных рубежах Индии появились силы Халифата, в 712 году распространившего свою власть на Синд. Когда Халифат стал распадаться, в конце X века на границах Индии образовалось Государство Газневидов с центром в городе Газни. Махмуд Газневи (998—1030) почти ежегодно совершал походы в Индию, разбивая отдельных раджпутских князей и грабя царские и храмовые сокровищницы. Вскоре после его смерти возникло новое государство с центром в городе Гур. Один из его правителей Муиз-ад-дин (он же Шихаб-ад-дин) Мухаммад Гури предпринял ряд уже не грабительских, а завоевательных походов в Индию. В последние десятилетия XII века его военачальники, гулямы, разбили всех индусских правителей Северной Индии и объединили ее под властью мусульман. После смерти Мухаммада Гури, в 1206 году один из гулямов по имени Кутб-ад-дин Айбак объявил себя султаном, расположил свой двор в Дели и сумел отстоять верховенство над другими гулямами. В основном индийцы остались индусами (т. е. приверженцами индуизма), но ислам получил в Индии довольно широкое распространение (в него перешло до четверти населения). Отношения между индусами и мусульманами стали составлять один из главных факторов истории субконтинента. Политика султаната в отношении индусов испытывала колебания от сравнительной толерантности до серьезных преследований. Постепенно устанавливалось известное равновесие во взаимоотношениях двух религиозных общин. В течение Средних веков происходило определенное взаимовлияние двух религий. Высокие касты, прежде всего раджпуты, начали практиковать затворничество своих женщин. Вино также стало для высших каст нежелательным напитком (правда, на сей раз за исключением раджпутов). Свинина большинством индусов считалась «нечистым» мясом. Индийские мусульмане в свою очередь испытали влияние индуизма: восприняли индусские праздники (не придавая им религиозного значения), элементы свадебного обряда. В среду мусульман проникли кастовые представления. Вместе с исламом в Индию пришли идеи монотеизма и равенства людей перед Богом, а также суфийские представления о возможности мистической связи каждого человека с Богом. Они повлияли на оживление среди индусов идей бхакти, которые возникли еще в древности, но получили дополнительный импульс в XV—XVI веках. Возникло множество бхактийских сект во главе с проповедниками (гуру), провозглашавшими любовь к Богу главным и единственным путем единения с ним. Они отрицали кастовую систему, храмовый индуизм, авторитет брахманов, необходимость посредничества жреца при исполнении обрядов и т. п. Эти секты не подорвали традиционный индуизм, но сыграли роль в возникновении нескольких новых учений, дополнивших конгломерат индуистских культов. Одно из них развилось в самостоятельную религию — сикхизм.
За время существования Делийского султаната сменилось 5 династий, тюркских и афганских по происхождению: так называемая «династия гулямов» (1206—1290), Хилджи (1290-1320), Туглаков (1320-1413), Сайидов (1414-1451) и Лоди (1451- 1526).
Несколько султанов первой династии сыграли особенно большую роль в истории государства. Подлинным его создателем можно считать Шамс-ад-дина Илтутмыша (1211 — 1236). Он ввел единую монетную систему, просуществовавшую до середины XVI века. При нем Дели превратился в крупный город. Илтутмышу удалось присоединить к султанату Центральную Индию и Бенгалию. Следующий подъем произошел в правление Гияс-ад-дина Балбана (1266—1287). Он истребил знать, мешавшую прежде султанам править самодержавно, заложил основы административной системы. После смерти Балбана наступила смута, к власти пришла династия Хилджи. Ала-ад-дину Хилджи (1296—1316) удалось разгромить практически все государства Южной Индии (Гуджарат, Ядавов, Какатьев, Хойсалов, Пандьев и других) и объединить под своей властью почти весь субконтинент. Чтобы предупредить заговоры знати, Ала-ад-дин учредил шпионскую сеть. Для содержания громадной армии был значительно увеличен земельный налог, в центральных районах империи его перевели в натуральную форму. Султан создал запасы зерна на казенных складах, чтобы удерживать цены на базаре на низком уровне. Твердые цены были установлены на ткани, пшеницу, ячмень, рис, сахар, топленое и растительное масло, соль, скот (лошадей и быков). Если цены все же начинали расти или из-за дефицита базары пустели, султан приказывал выбросить на рынок зерно, хранившееся на его складах. Но уже при следующем султане эти жесткие меры были отменены. А вскоре после смерти Ала-ад-Дина И. вернулась к своему обычному состоянию политической раздробленности.
Государство сохраняло могущество при сменившей Хилджи династии Туглаков, но от него стали отпадать одна завоеванная область за другой. На территории, некогда подвластной Делийскому султанату, образовались новые государства: государство Бахмани (Бахманидов) на Декане (1347— 1518), Хандеш (1388-1601) к северу от Бахманидов, Малва (1401—531) еще севернее, Джаунпур (1394—1479) к северу от Ганга на границе с Непалом, Гуджарат (1396—1572). Стала независимой Бенгалия. К югу от реки Кришны возникло новое индусское государство Виджаянагар, успешно противостоявшее попыткам Бахманидов продвинуться на юг. Делийский султанат, в конце XIII — начале XIV в. успешно отразивший одну из волн Монгольских завоеваний, в конце XIV в., ослабев, не смог оказать сопротивление Тимуру. В 1398 году его армия овладела Дели и разграбила его. Умелые ремесленники были уведены в Самарканд. Ставшие султанами в Дели Сайиды считали себя вассалами Тимуридской империи. Они и сменившие их Лоди не смогли восстановить власть Дели над территориями за пределами Джамна-Гангской долины. В конце XV в. распалось и государство Бахмани, на землях которого образовалось 5 султанатов: Берар (1490—1574), Ахмаднагар (1490— 1637), Биджапур (1490—1686), Бидар (1525-1619), Голконда (1518-1687). Коалиция этих султанатов в 1565 году сумела разгромить Виджаянагар. Юг Индии был поделен между Биджапуром и Голкондой.
Во главе Делийского султаната стояла инонациональная и иноконфессиональная военная организация. Все государственные служащие считались военными, хотя могли выполнять и гражданские обязанности. Регулярного административного деления первоначально не существовало. Право на взимание налога с определенного удела (икта) являлось платой военачальников за их службу. Владельцы икта (иктадары, или мукта) могли раздавать мелкие уделы своим офицерам.
Сохранилось некоторое количество раджпутских князей (рай, рао, раут, рана, ранака, рават, раджа и др.), которые не раз восставали или принимали участие в мятежах мусульманских наместников против центральной власти. Но восстания раджей жестоко подавлялись. Раджпуты, осевшие на землю, постепенно начали платить налоги еще при индусских династиях, а с установлением власти делийских султанов уплата налога стала обязательной для всех деревенских землевладельцев. Но они оставались могущественным слоем, удерживая у себя значительную часть ренты и пользуясь влиянием в сельской местности. Некоторые султаны делали попытки увеличить налог до такого уровня, чтобы сельские землевладельцы лишились своей доли ренты, однако такие попытки не приносили успеха и провоцировали восстания. Несмотря на разорения, вызывавшиеся войнами и восстаниями, период Делийского султаната ознаменовался некоторым убыстрением экономического развития многих регионов страны. Мусульманское завоевание более тесно связало Индию с Ближним и Средним Востоком и способствовало развитию торговли, росту городов, проникновению на субконтинент новых технологий и религиозных идей. Значительно возросла площадь обрабатываемых земель. Расширялась и площадь орошаемых земель, в том числе благодаря деятельности правительства. Резко увеличилось городское население, поскольку мусульманская верхушка концентрировалась в основном в городах, и там же сосредоточивались обслуживавшие ее ремесленники и торговцы. Созревала характерная для последующего периода форма государственности, сочетавшая бюрократические и военно-феодальные черты.
Л. Б. Алаев.
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 51-53.