Завоевание Египта эфиопами

Нубийцы издавна населяли области к югу от 1-го порога Нила. Со времён Древнего Царства египетские фараоны совершали опустошительные походы в Нубию с целью захвата добычи, рабов и завоевания земель. При фараонах XVIII династии Нубия вплоть до 4-го порога была прочно завоёвана египетскими войсками. Цари XIX династии, продолжая деятельность своих предшественников, принимали ряд мер к укреплению египетской власти в Нубии. Стремясь колонизовать эту страну, они строили в ней города, крепости и храмы. В результате этого высшие слои нубийского населения в значительной степени восприняли египетскую культуру. В период ослабления Египта при жреческой XXI и XXII династиях Нубия стала самостоятельной. Однако правители Нубии находились под столь сильным культурным влиянием Египта, что они называли себя египетскими фараонами и составляли надписи на египетском языке. В своей столице Напата у склонов священной «горы Амона» Джебель-Баркал они поклонялись верховному богу Египта, которого они назвали «золотым» в честь главных своих сокровищ — «золотых рудников», некогда принадлежавших фиванскому храму Амона. Правящие круги Нубии были особенно тесно связаны с фнванским жречеством храма Амона. Весьма возможно, что в Нубии в начале VIII века до н. э. образовалось независимое государство с центром в Напата. Нубийские правители этого времени, пользуясь ослаблением Египетского государства в период господства ливийцев, стремились укрепить свои давнишние связи с фиванской областью и богатым фиванским жречеством, чтобы постепенно внедриться в Верхний Египет и начать борьбу за захват всей долины Нила. Пнанхи, сын эфиопского вождя Кашты, живший во второй половине VIII века до и. э., очевидно, продолжавший политическую деятельность своего отца, сделал энергичную попытку завоевать Египет, подробно описав это завоевание в большой египетской надписи, найденной в Напата и ныне хранящейся в Каирском музее. Судя по этой весьма ценной исторической надписи, главным соперником Пианхи был саисский князь Теф- нахт, который сумел объединить вокруг себя довольно значительные области дельты и Верхнего Египта. Считая себя законным наследником египетских фараонов, Пианхи называет себя «царём, живым образом бога Атума... благим богом», а Тефнахта называет «вождём запада» и правителем одной из областей средней дельты. Пианхи в своей надписи изображает себя в качестве освободителя Египта от Тефнахта, который «двигается на юг во главе многочисленной армии». Отвечая на призыв египетских князей и военачальников, Пианхи выступил против Тефнахта и одержал целый ряд побед над его войсками. Пианхн захватывает Фивы, подступает к Мемфису и штурмом берёт этот сильно укреплённый город Северного Египта. Пианхи, завладев Египтом, принуждает Тефнахта к капитуляции и объявляет себя фараоном объединённого Египта. Он совершает торжественные церемонии в Фивах. В одной из своих надписей Пнанхи просит Амона, чтобы он дал ему возможность нести его образ во время торжественной процессии, совершаемой в Фивах в день праздника Опет.

Преемники Пианхи укрепили свою власть в Египте. Шабака уже правил над всем Египтом. Один из его преемников, Тахарка, принуждён был защищать Египет от ассирийских войск. Тахарка в одной надписи, относящейся к 6-му году его царствования, изображает себя в качестве подлинного египетского фараона, который «проводит день и проводит ночь, думая о том, что полезно для богов, чтобы восстановить их храмы, которые разваливались, чтобы высечь их статуи, наполнить их амбары, снабдить их жертвенники и принести им жертвы всякого рода». Подчёркивая свою полезную деятельность, Тахарка с гордостью говорит, что «эта страна была изобильной в его время, подобно тому как она была во времена «Владыки всего» (Озириса. — В. А.). Каждый спал долго по утрам, не говоря по всякому поводу: «О если бы я это имел». Истиной руководились при управлении, а ложь была пригвождена к земле». Однако Тахарке не удалось предотвратить вторжения в Египет ассирийцев. В 671 г. Асархаддон завоевал Египет и обратил Тахарку в бегство. При Ашшурбанипале Египет дважды подвергался опустошительным нашествиям ассирийских войск. Но Ассирия уже находилась на закате своего могущества. Ашшурбанипал, для того чтобы удержать власть над Египтом, должен был опираться на северо-египетскую аристократию, противопоставляя её эфиопским царям.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 502-504.

Рубрика: