Раннефеодальные государства в Поволжье (Хазарский каганат. Камская Болгария).
Степи Северного Кавказа и Нижнее Поволжье в VII в. населяли кочевые тюркоязычные племена — хазары. Общественный строй хазар характеризовался распадом родового строя и формированием элементов классового общества. Некоторое время хазары были зависимы от Западнотюркского каганата, но около середины VII века у них складывается на базе племенного союза независимое царство — Хазарский каганат. Во главе Хазарского царства стоял каган, который одновременно был и духовным главой хазар. Кагана окружали исключительными почестями. Фактически всеми делами в государстве распоряжался ближайший соправитель кагана — хаким-бек. В городах сидели наместники кагана.
В VII—VIII веках Хазарский каганат имел огромную силу. Его власть простиралась на камских болгар, буртасов, мордву и некоторые славянские племена. Народы, подчиненные хазарам, сохраняя свою общественную организацию, платили дань хазарскому кагану. В одно время хазары вели борьбу с Византией за обладание Крымом, затем пытались проникнуть в Закавказье, что столкнуло их с арабами.
Хазары были кочевниками, но постепенно часть из них перешла к земледелию. Описывая жизнь хазарской столицы — Итиля, автор «Книги путей царств» Аль-Истархий рассказывает, что летом население ее выходит на пашни, расположенные на 100—120 км в окружности. Осенью оно возвращается в город, привозя хлеба свои на повозках и рекой на судах.
Хазария лежала на важнейшем Каспийско-Волжском торговом пути. Через нее осуществлялась большая торговля стран Закавказья и Арабского Востока с Восточной и Северной Европой. Центром этой большой торговли был город Итиль, расположенный на рукаве Волги, в районе нынешней Астрахани. Здесь встречались товары различных народов. Русские купцы привозили сюда пушнину, мед, рабов. С Востока и Византии шла ремесленная продукция. Город был окружен стенами, за которыми находились деревянные жилища и юрты. На острове, который соединялся с берегом плавучим мостом, находился дворец кагана. В Итиле было семь судей: двое судили по иудейскому закону, двое — по христианским законам, двое — по корану и один судья—по закону разума, т. е., очевидно, судил тех, кто не принадлежал к этим религиям. Такая организация суда указывает на пестрый состав населения Хазарского каганата.
Другим крупным торговым и ремесленным центром Хазарии был Семендер, расположенный в Прикаспии, в северной части Дагестана. На Дону (близ станицы Цимлянской) стояла мощная хазарская крепость Саркел, построенная в 834 г. византийскими мастерами.
Господствующей религией в Хазарии было иудейство, воспринятое хазарской знатью в конце VIII или IX в. До этого хазары были язычниками — шаманистами.
В IX веке покоренные хазарами племена переживали стадию военной демократии. Военная племенная знать возглавляла борьбу покоренных племен против Хазарского каганата. В то же время на хазар усиливалось давление кочевников, стремившихся прорваться в Причерноморские степи. Со второй половины IX в. сила хазарской державы начала падать. От нее отделились камские болгары, которые создали самостоятельное государство.
Походы Игоря в X веке через Хазарские владения и особенно походы киевского князя Святослава нанесли решительный удар Хазарскому каганату. К XI веку Хазарский каганат под напором кочевых племен — половцев окончательно распался.
В Среднем Позолжье в VII веке, как уже отмечалось, появились болгары, перекочевавшие сюда из степей Прикаспия и Приазовья после распада болгарского племенного союза. Болгары подчинили себе местное земледельческое население, в том числе мордовские и марийские племена. До X в. Камская Болгария была данницей хазар. С ослаблением Хазарского каганата здесь возникло самостоятельное «Болгарское царство». Скотоводы-болгары постепенно переходили к занятию земледелием, во многом напоминая в этом отношении хазар. Подобно хазарам, они в летнее время оставляли свои города и переселялись в войлочные юрты.
Через Камскую Болгарию пролегали важные пути восточно-европейской и азиатской торговли. Камские болгары были хо-рошо знакомы со славянами, которые с торговыми целями при-езжали в их столицу — «Великий город Болгар», расположенный против впадения Камы в Волгу. Во главе государства стоял царь, которому подчинялись вассалы, жившие в своих владениях.
В X веке болгарская знать приняла ислам, ставший государственной религией Камской Болгарии.
Цитируется по изд.: Артемов Н.Е., Лебедев В.И. История СССР с древнейших времен до XVIII века. М., 1959, 76-78.