Испания мусульманская (РИЭ, 2018)
Мусульманская Испания. В 711 году военный отряд (около 7 тысяч воинов) под предводительством Тарика ибн Зияда, правителя Танжера, переправился через Гибралтар и в течение года завоевал ряд крупных городов, в том числе Кордову и Толедо. Вестготский король Родерих (710—711) потерпел поражение от мусульман в решающем сражении на реке Гуадалете (711). В 712 году в Испанию прибыл с войском эмир Сев. Африки Муса ибн Нусайр. К 714 году мусульмане достигли севера полуострова, Испания вошла в состав халифата и стала именоваться Аль-Андалус. Первоначально организация местного управления опреелялась условиями соглашений, заключенных с местным населением во время завоевания. Эти условия известны из единственного сохранившегося текста договора, заключенного с вестготским графом Теодомиром, которому была выделена в управление обширная область в районе современных Мурсии и Аликанте, где полностью сохранялись прежние порядки при условии признания власти мусульман и регулярной выплаты фиксированной дани. До 756 года в Аль-Анадлусе правили наместники Дамасских халифов (21 вали, некоторые титуловались эмирами), центр эмирата находился в Кордове. Происходило значительное переселение мусульман, прежде всего берберов, а также арабов (из Сирии и Йемена) на юг Испании. Было совершено несколько походов за Пиренеи, но после поражения при Пуатье (732) от Карла Мартелла продвижение мусульман на север прекратилось, и они были изгнаны из Галлии.
В 756 году в Аль-Андалусе утвердил свою власть эмир Абд ар-Рахман I (756— 788), последний представитель династии Омейядов, которому удалось избежать гибели после переворота Аббасидов (750). С этого времени Аль-Андалус становится политически самостоятельной эмиратом, но в культурном и экономическом отношении сохраняет связь с халифатом. Состав населения Аль-Андалуса был неоднороден как в этническом, так и в конфессиональном отношении. Помимо арабов среди мусульман было немало берберов. Кроме того, численность мусульманского населения росла также и за счет обращения в ислам местных жителей (обращенных именовали мулади). Иудеи и христиане (мосарабы) составляли многочисленные группы, получившие особый административно-правовой и податной статус. Основная трудность кордовских эмиров состояла в сохранении контроля над всеми частями страны, поскольку в крупных центрах стала быстро складываться местная элита (часто берберского происхождения или из мулади), стремившаяся обособиться от центра. При Абд ар-Рахмане II (822—852) была преобразована и упорядочена административная (в частности, в аппарате управления стало меньше христиан) и фискальная система. Мусульманские армии не раз совершали набеги на земли христиан (на Алаву, Галисию, земли Испанской марки, доходили до Нарбоны), в 844 году одержали победу над викингами, дошедшими по Гвадалквивиру до Севильи. При Абд ар-Рахмане II происходит исламизация местного населения, что стало одной из причин возникновения социального протеста (движение Кордовских мучеников, восстание Омара ибн Хафсуна).
В правление Абд ар-Рахмана III аль-Андалус переживает период наивысшего расцвета. Эмиру удалось добиться политического единства страны, что способствовало процветанию торговли и земледелия. Он выделял немалые средства из казны на поддержание и развитие ирригационной системы, прославился масштабными строительными проектами (расширение Большой мечети в Кордове, загородная резиденция Аль-Захра) и меценатской деятельностью. Успешно противостоял Фатимидам в Сев. Африке, где закрепил за собой некоторые прибрежные территории (Сеута). В 929 году Абд ар-Рахман III объявил себя халифом. В 976 году халифом был провозглашен Хишам II (976—1013), по причине малолетства которого власть оказалась в руках регентов (матери халифа Субх, хаджиба аль Мусхафи и управляющего халифа Ибн Аби Амира аль-Мансура). В распрях внутри совета верх одержал Ибн Аби Амир аль-Мансур (938—1002), который занял пост хаджиба халифа Хишама II (в европейской традиции Альманзор). Опираясь на укрепившееся экономическое и политическое положение Аль-Ан-далуса, Аль-Мансур организовал несколько очень успешных военных экспедиций против христианских королевств на севере полуострова, захватив Леон, Коимбру, Барселону, Сантьяго де Компостелу. При нем были снижены налоги, возрос авторитет факихов, придерживавшихся маликитского мазхаба, в армии ключевую роль стали играть отряды иноземцев и христиан, приносивших клятву личной верности Аль-Мансуру, и рабов, судьба которых зависела только от воли хаджиба, что в целом значительно усилило его власть.
После смерти Аль-Мансура (1002) кордовские халифы начали терять контроль над территорией страны из-за начавшейся борьбы за власть, переросшей в гражданскую войну (период фитны 1009—1031) и приведшей к падению халифата (1031). Начинается период тайф — независимых политических образований с центрами в крупных городах Аль-Андалуса (Севилья, Гранада, Кордова, Толедо, Бадахос, Сарагоса и др.), управлявшихся местными знатными родами. Тайфы не обладали военной мощью халифата, что позволило правителям христианских королевств значительно расширить свои владения на юге, правителей некоторых тайф вынудили выплачивать дань.
С конца XI века, в правление представителей двух североафриканских династий — Альморавидов и Альмохадов, предпринимались попытки централизации и укрепления Аль-Андалуса.
Альморавиды утвердили свою власть в мусульманской Испании в 1090-е годы. Их пригласили правители тайф Севильи и Бадахоса после отвоевания Толедо христианами. В 1086 войско Альморавидов нанесло серьезное поражение Альфонсо VI при Заллаке (Саграхасе). Выплата дани христианским королям была прекращена. Альморавиды упорядочили и централизовали денежную систему, базовой единицей которой стал золотой динар (монету такого же веса стали чеканить в Леоно-Кастильском королевстве, где она получила наименование мараведи), и покровительствовали торговле. Положение иудеев и мосарабов значительно ухудшилось: их принуждали к обращению в ислам, упорствующие были вынуждены переселяться в христианские королевства. К 1130-м годам власть Альморавидов ослабла; их стали теснить Альмохады, которые в 1147 году овладели альморавидской столицей Марракешем. В 1150-е годы Абд-аль Мумин начал завоевание Аль-Андалуса, которое продолжил его наследник Абу Якуб Юсуф. Правители отдельных городов пытались противостоять Альмохадам (Ибн Марданиш в Валенсии, Бадахос), обращаясь за помощью к христианам. Альмохады закончили подчинение пиренейских мусульманских территорий к 1072 году. При Альмохадах контроль над строгим соблюдением предписаний ислама ужесточается, предпринимаются меры по усилению армии и укреплению крепостных сооружений. В начале XIII века, после поражения в 1212 году при Лас-Навас-де-Толоса от объединенного войска нескольких христианских королевств Альмохады быстро теряют власть, и уже к середине XIII века на Пиренейском полуострове во владении мусульман сохранилась лишь область на крайнем юге с центром в Гранаде. Здесь складывается Гранадский эмират, управлявшийся династией Насридов и просуществовавший до конца XV века.
В.А. Ведюшкин, Г.А. Попова
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 358-359.