Конья

Конья — город в Турции, административный центр одноименной провинции (иль). Население — 2,2 миллиона человек (2018). Расположен на Ликаонской равнине, в центральной части Анатолийского нагорья, на высоте около 1 тысячи метров. Еще в доисторическую эпоху окрестности Коньи привлекали человека: здесь обнаружены археологические комплексы Чатал-Хююк (неолит) и Кара-Хююк (III тысячелетие до н. э.), Во II тысячелетии до н. э. город упоминается в составе Хеттского царства под названием Куванна, позднее среди его жителей преобладали фригийцы, а с IV века до н. э. — греки. С конца III века до н. э. Иконий (греч. Ικόνιον — откуда все позднейшие формы топонима) превратился в важный центр, в начале I века до н. э. вошел в римскую провинцию Галатия, а в начале II века н. э. получил от Адриана статус колонии (Iconium). С конца IV века — столица провинции Ликаония. От античного периода в округе Коньи остались: на юго-западе — руины городов Листра (близ села Хатунсарай) и Килистра (близ села Гекъюрт, скальные церкви и часовни), на северо-западе — историческое селение Силле с византийской церковью Святой Елены (середина IV века) и часовней. Листра фигурирует в Новом Завете как родина св. Тимофея (Деяния апостолов), сам же Иконий — в связи с поездками св. Павла (Послания апостолов), а позднее здесь сложилось почитание святой Параскевы (Пятницы). В VII—IX веках город подвергался набегам арабов. К концу XI века он был присоединен к государству сельджуков, затем стал столицей Румского султаната (Кония). Это способствовало блестящему расцвету здесь мусульманского зодчества. На холме в центре Коньи, окруженном мощными крепостными стенами, античный акрополь был перестроен в цитадель, где быстро выросли дворец Кылыч-Арслана II (2-я половина XII века), погребальный комплекс вокруг соборной мечети Ала-ад-Дина Кай-Кубада I, переделанной из православной церкви (начало XIII века), где располагаются мавзолеи 8 сельджукских султанов, и так называемая Безымянная усыпальница (Кай-Кавуса I). Вокруг холма сохранились мечети Ипликчи и Хаджи Фарруха и караван-сарай Султан-хан (начало XIII века), мечети Сырчалы и Фахр-ад-Дина Али (с мавзолеем Сахиб-Ата), медресе Сырчалы, Каратай и Индже-Минаре, мавзолей Гемеч-хатун (середина XIII века, вблизи города ту же традицию представляет караван-сарай Каратай); ансамбль текке (обитель суфийского братства — ордена маулавийя), основанный Джалал-ад-Дином Руми (включает мавзолей Руми и саркофаги XIII века, мечеть Селимие XVI века); мавзолей Шамс-ад-Дина Тебризи (учителя Руми).

После распада Рума город принадлежал Хулагуидам, с середины XIV века — туркоманской династии Караманидов. С конца XV века — в составе Османской империи. К этому периоду относятся мечети Шерефеддин, Азизийе, Накиб-оглу и другие, а также кварталы со свободной застройкой. Прокладка Багдадской железной дороги стимулировала развитие Коньи как транспортного узла и торгового средоточия обширной сельскохозяйственной округи. В составе Турецкой Республики (с 1923 года) Конья преобразилась в крупный индустриальный центр, где современная промышленность (машиностроительная, текстильная, химическая, пищевая) сочетается с процветающими традиционными промыслами (ковроткачество, кожевенное дело).

Т. К. Кораев.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 9. М., 2020, с. 314-315.

Литература:

Huart CI. Konia. La ville des derviches tourneurs. Paris, 1897; Sarre F. Konia: Seldschukische Baudenk- maler. Berlin, 1921; Onder M. Tarihi Turistik Konya rehberi. Konya, 1956; Konyali I. H. Abideleri ve Kitabeleri ile Konya Tarihi. Konya, 1964; Hali- ci M. Konya Saz ve Tiirkiileri. Istanbul, 1984; Baykara T. Tiirkiye Selguk-lulari Devrinde Konya. Ankara, 1985.