Мезоамерика: археологические культуры

Высокоразвитые культуры Древней Америки. История Древней Америки не ограничивается только двумя регионами, где появились высокоразвитые цивилизации. К числу значимых для общего развития континента культур следует также отнести Миссисипскую культурную общность, культуру Пуэбло и комплекс культур Северных Анд. В восточной части бассейна Миссисипи проходил раздел между двумя природными зонами: лесной на северо-востоке и степной на юго-западе, поэтому здесь имелись благоприятные условия для занятий охотой и собирательством, а затем и земледелием. Архаическая история этого региона связана с палеолитической традицией Кловис, существовавшей в XII—X тысячелетиях до н. э. и известной благодаря особому типу продолговатых каменных наконечников.

В середине II тысячелетия до н. э. в бассейне Миссисипи сложилась развитая культура охотников и собирателей, получившая название Вудленд. В это время здесь впервые появляется керамика, строятся погребальные курганы, появляются медные изделия, принесенные из района Великих озер, а также зачатки земледелия. На рубеже I века до н. э. — I в. екан. э. в Вудленде возводятся монументальные сооружения — погребальные курганы-насыпи высотой до 10 метров и длиной более 100 метров. Причем эти курганы используются не только в погребальных ритуалах, но и как святилища, и как основания для жилищ правящей верхушки. Строятся насыпи сложной геометрической формы, например, в штате Огайо (США) обнаружен комплекс насыпей площадью около 10 кв. км, состоящий из восьмиугольников, кругов и простых линий. В середине I тысячелетия н. э. на основании культуры Вудленда формируется Миссисипская культурная общность, которая, заимствовав многое от предшественников, создает одно из наиболее развитых обществ на территории Сев. Америки до прихода европейцев. В бассейне Миссисипи появляются крупные протогорода, являвшиеся центрами простых политических образований. В них возводятся монументальные постройки — земляные насыпи, которые выполняли роль святилищ и мест погребения. Население занималось высокопродуктивным земледелием в пойме крупных рек и установило экономические и культурные связи со всем бассейном Миссисипи, возможно, доходившие и до Мезоамерики.

Пик расцвета общности пришелся на X—XII века и связан, в первую очередь, с развитием поселения Кахокия, расположенного в месте слияния Миссисипи и Миссури. В XII веке население Кахокии составляло около 20 тысяч человек. На территории городища было обнаружено несколько десятков насыпей, в том числе большая четырехступенчатая платформа Манкс-Маунд высотой более 30 метров, а само поселение было окружено мощной стеной из лиственничных бревен. Но в XIII веке Кахокия пришла в упадок и ее место заняли другие центры, такие как Маундвил, Этоуа и Спиро-Маунд. Продолжается традиция строительства насыпей сложной формы, в частности, обнаружены насыпи в форме различных животных — змеи, крокодила, слона. Однако к середине XV века Миссисипская культурная традиция окончательно пришла в упадок, и ко времени появления европейцев от ее наследия практически ничего не осталось. Другой важный регион культурного развития в Северной Америке находился на юго-западе континента и стал основой для формирования общности, получившей название культура пуэбло (от испанского pueblo — «поселение»). Юго-запад существенно отличался по природным условиям от бассейна Миссисипи, представляя собой засушливые области в южных отрогах Кордильер (ныне территории штатов Аризона, Нью-Мексико, Юта, Колорадо и Техас), по большей части покрытые пустынными плато, изрезанные узкими каньонами с небольшими плодородными долинами. Именно здесь в небольших оазисах, окруженных пустынями и враждебными полукочевыми племенами охотников и собирателей, возникла культурная общность земледельцев, сосредоточившаяся вокруг грандиозных жилых комплексов. Культурное развитие региона началось приблизительно в конце II тысячелетия до н. э., когда сюда проникла традиция выращивания кукурузы, фасоли и тыквы; в конце I тысячелетия до н. э. появилось керамическое производство, а в первых веках нашей эры в плодородных долинах небольших рек возникли оседлые поселения. Приблизительно в VIII—X веках поселения увеличились в размерах, в них начали строить долговременные жилища из камня. Жители занимались высокопродуктивным земледелием с использование ирригационных сооружений, изготовлением расписной керамики, плетеных корзин. Некоторые поселения включали многоэтажные жилые комплексы со сложной планировкой, предназначенные для нескольких десятков и даже сотен человек, круглые святилища (кивы) и другие общественные сооружения. Враждебное окружение заставляло жителей долин укреплять поселения: обносить их стенами либо использовать естественную защиту скальных навесов, которые во множестве встречаются в каньонах.

Всего обнаружено несколько десятков крупных поселений. Пик расцвета культуры пришелся на X—XV века, время появления грандиозных поселений, таких как сооружения каньона Чако в Аризоне, Меса-Верде на юге Колорадо. Так, поселение Пуэбло-Бонито в каньоне Чако представляло собой комплекс из одно- четырехэтажных домов, расположенных амфитеатром вокруг церемониальной площади. А Меса-Верде — грандиозный жилой комплекс, с десятком многоэтажных сооружений, был построен под большим скальным навесом, на высоте 20 м над уровнем поймы ручья на дне каньона, где находились сельскохозяйственные угодья. На самом юге культурного ареала, в пустыне Сонора на севере современной Мексики, возникло Касас-Грандес — крупное поселение совершенно иного типа с многочисленными монументальными постройками и площадями, святилищами и площадками для игры в мяч. Его появление объясняется сильным влиянием мезоамериканских культурных традиций. В XV веке культура пуэбло приходит в упадок вследствие засухи и под ударами кочевых племен. Ко времени появления в XVIII веке в регионе европейцев от культурного наследия жителей юго-запада остались лишь их заброшенные каменные жилища. В этот же период на севере Южной Америки, на территории современной Колумбии возникает ряд культур, тесно связанных с историей колонизации этого региона испанцами. В северной оконечности Анд, ограниченной с востока тропическими лесами бассейна Ориноко, основные центры культурного развития сосредоточились в нескольких обширных горных долинах, в частности на плоскогорье Сабана-де-Богота, расположенном на высоте 2500 метров над уровнем моря. Во II тысячелетии до н. э. здесь сформировались ранние земледельческие культуры, а в конце I тысячелетия до н. э. распространились металлургия золота и традиция изготовления фигурной расписной керамики. В начале I тысячелетия н. э. общества северных Анд испытывают значительные социальные изменения, там появляются богатые захоронения, и первые примеры монументальной архитектуры. Захоронения были совершенно разными по конструкции, например в культуре кимбая знать хоронили в шахтовых гробницах глубиной до 30 метров, а в культуре Сан-Агустин строили каменные склепы, ставили у входа монументальные изваяния божеств и фантастических существ, а тела помещали в массивные каменные саркофаги. В погребения клали многочисленные золотые украшения, что, в частности, и привело к разграблению большинства их них. Наибольших успехов в обработке драгоценных металлов достигли племена чибча-муисков и тайрона. В конце I тысячелетия н. э. они создали сложное общество, основанное на земледелии, с многолюдными поселениями, могущественными вождями, развитыми ремеслами и торговлей. Культуры муисков и тайрона сохранились вплоть до испанского завоевания. Во время похода 1537—1538 годов под предводительством Г. Хименеса де Кесады один из ритуалов вождей муисков стал основой для появления легенды об Эльдорадо — стране Золотого человека. Согласно ей, вождь муисков Гуатавита ежедневно совершал омовение в водах горного озера, покрывая себя с головы до ног золотой пылью, и приносил дары богам, бросая в воду золотые предметы. Найденные впоследствии золотые изделия муисков действительно изображают торжественные церемонии, в которых вождь в окружении приближенных плывет на плоту для совершения ритуала. В действительности же подобный обряд совершался лишь один раз в жизни вождя, когда он принимал власть. Но предание настолько прочно овладело сознанием конкистадоров, жаждавших несметных сокровищ, что родилась легенда об Эльдорадо, стране где так много золота, что дома строят из золотых кирпичей, а улицы мостят слитками. Вплоть до конца XVIII века не уменьшалось число мечтавших отыскать эту мифическую страну в горных отрогах Анд и дебрях Амазонии, пока, наконец, в начале XIX века легенда не была окончательно развеяна европейскими учеными.

А. В. Сафронов.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 6. М., 2018, с. 141-144.

Источники:

Ланда Д. де. Сообщение о делах в Юкатане / Пер. с исп. М., 1955; Пополь Вух; Родословная владык Тотоникапана / Пер. с киче Р. В. Кинжалова. М., 1959; Лас Касас Б. де. История Индий / Пер. с исп. Л., 1968; Гарсиласо де ла Бега, Инка. История государства инков. Л., 1974; Мифы индейцев Южной Америки / Сост. и пер. Ю. Е. Березкин. СПб., 1994; Диас дель Кастильо Б. Правдивая история завоевания Новой Испании / Пер. с исп. М., 2000. Человек с глазами в виде кофейных зерен. Керамика чибча-муисков. VII- XVIII вв.

Литература:

Кнорозов Ю. В. Древняя письменность центральной Америки // Советская этнография. 1952. № 3. С. 100-118; Его же. Система письма древних майя. М., 1955; Его же. Письменность индейцев майя. М.— Л., 1963; Его же. Иероглифические рукописи майя. Л., 1975; Галленкамп Ч. Майя. Загадка исчезнувшей цивилизации. М., 1966; Гуляев В. И. Америка и Старый Свет в доколумбовую эпоху. М., 1968; Его же. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972; Его же. Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе). М., 1979; Его же. Древние майя. Загадки погибшей цивилизации. М., 1983; Его ж. е. Забытые города майя. М., 1984; Его же. Доколумбовы плавания в Америку: мифы и реальность. М., 1991; Его же. Археология Центральной Америки. М., 1992; Его Загадки погибших цивилизаций. М., 1992; Его же. Под личиной ацтекского бога (испанское завоевание Мексики). М., 2006; Его же. Кто открыл Америку? М., 2007; Его же. Древние цивилизации Америки. М., 2008; Его История мезоамериканской археологии. М., 2010; Кинжалов Р. В. Искусство древней Америки. М., 1969; Его же. Искусство древних майя. Л., 1968; Его же. Культура древних майя. М., 1971; Его же. Орел, Кецаль и Крест: очерки по культуре Мезоамерики. М., 1972; Созина С. А. Муиски — еще одна цивилизация древней Америки. М., 1969; Ее же. На горизонте — Эльдорадо! Из истории открытия и завоевания Колумбии. М., 1972; Ее же. Тупак Амару — великий индейский повстанец. М„ 1979; Березкин Ю. Е. Мочика. Цивилизация индейцев Северного побережья Перу в I—VII вв. Л., 1983; Его же. Древнее Перу. Л., 1991; Его же. Инки: Исторический опыт империи. Л., 1991; Его же. Мифы заселяют Америку. Ареальное распределение фольклорных мотивов и ранние миграции в Новый Свет. М., 2007; Его же. Между общиной и государством.   Среднемасштабные общества Нуклеарной Америки и Передней Азии в исторической динамике. СПб., 2013; Башилов В. А. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., 1972; Его же. «Неолитическая революция» в Центральных Андах. Две модели палеоэкономического процесса. М., 1999; Зубрицкий Ю. А. Инки-кечуа. Основные этапы истории народа. М., 1975; Содди Д. Великие культуры Мезоамерики. М„ 1985; Рус А. Народ майя. М., 1986; Проблемы археологии и древней истории стран Латинской Америки. М., 1990; Ламберг-Карловски К, Саблоф Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992; Баглай В. Е. Ацтеки. История, экономика, социально-политический строй. М., 1998; Якушенков С. Н. Духовная культура аймара Перу и Боливии. Астрахань, 1999; Кофман А. Ф. Америка несбывшихся чудес. М., 2001; Бушнелл Дж. Перу. От ранних охотников до империи инков. М., 2003; Ко М. Майя. М., 2003; Дюберже К. Кортес. М„ 2005; Таубе К. Мифы ацтеков и майя. М., 2005; Уртон Г. Мифы инков. М., 2005; Ларин Е.А. Всеобщая история: латиноамериканская цивилизация. М., 2007; Proskouriakoff Т. A Study of Classic Maya Sculpture. Washington, D.C., 1953; Thompson J. E. The Rise and Fall of Maya Civilization. Norman (Ok.), 1954; Ferdinand A. Woman in pre-Columbian America. New York, 1973; Kelley D. Deciphering the Maya Script. Austin (Tex.), 1976; The Inca and Aztec States 1400-1800: Anthro-pology and History. New York, 1982; Conrad G. W., Demarest A. Religion and the Empire. The Dynamics of Aztec and Inca Expansionism. Cambridge, 1984; Hassig R. Trade, Tribute, and Transportation: The Sixteenth-Cen- tury Political Economy of the Valley of Mexico. Norman (Ok.), 1985; Adams R. Prehistoric Mesoamerica. Norman (Ok.), 1991; Hassig R. War and Society in Ancient Mesoamerica. Berkeley (Ca.), 1992; Idem. Aztec War-fare. Imperial Expansion and Political Control. Norman (Ok.), 1995; Marcus J. Mesoamerican Writing System. Propaganda, Myth, and History in Four Ancient Civilizations. Princeton (N.J.), 1992; Reents-Budet D. Painting the Maya Universe: Royal Ceramics of the Classic Period. London, 1994; The Ancient Maya / Ed. by R. Sharer. 5th ed. Stanford (Ca.), 1995; Carrasco P. Estructura politico-territorial del imperio tenochca: La Triple Alianza de Tenochtitlan, Tetzcoco у Tlacopan. Mexico, 1996; Smith M. E. The Aztecs. Oxford, 1996; Miller M, TaubeK. The Gods and Symbols of Ancient Mexico and Maya. London, 1997; Ancient Oaxaca. The Monte Alban State / Ed. by R. Blan- ton, G. Feinman, S. Kowalewski. Cambridge, 1999; Сое M. Breaking the Maya Code. New York, 1999; Idem. The Maya. 6th ed. London, 1999; Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. London, 2000; Сое M„ Stone M. van. Reading the Maya Glyphs. London, 2001; Moseley M. The Incas and their Ancestors, The Archaeology of Peru. 2nd ed. New York, 2001; Mesoamerica's Classic Heritage: From Teotihuacan to the Aztecs. Aspen (Co.), 2002; Webster D. The Fall of the Ancient Maya. London, 2002; The Maya and Teotihuacan. Reinterpreting Early Classic Interaction / Ed. by J. Brasswel Austin (Tex.), 2003; Demarest A. Ancient Maya. The Rise and Fall of a Rainforest Civilization. Cambridge, 2004; Headrick A. The Teotihuacan Trinity the Sociopolitical Structure of an Ancient Mesoamerican City. Austin (Tex.), 2005; Sugiyama S. Human Sacrifice, Militarism, and Rulership: Materialization of State Ideology at the Feathered Serpent Pyramid, Teotihuacan. Cambridge, 2005; Rostworowski, M. de. Historia de Tawantinsuyu. Lima, 2006; Townsend, R. F. The Aztecs. New York, 2009.