Азербайджан как часть Российской империи

Присоединение Азербайджана к России. Возникновение и развитие капиталистических отношений. По договорам 1813 и 1828 годов России с Ираном Северный Азербайджан был присоединен к России. Южный Азербайджан [см. Иранский Азербайджан] остался в составе Ирана. Поэтому историческая судьба его сложилась иначе. Несмотря на колониальную политику царизма, присоединение Северного Азербайджана к России имело прогрессивное значение. Азербайджан был избавлен от разорительных нашествий извне, внутренних феодальных междоусобиц и раздробленности; втягивался в русло более передовой экономики России. Создались благоприятные условия для взаимодействия русской и азербайджанской культур. Передовая общественная мысль России благотворно влияла на развитие азербайджанской культуры и на её лучших представителей в лице А. Бакиханова, М. Топчибашева, М. Вазеха (1794-1852), К. Закира (1774-1857), М.-Ф. Ахундова и др. Главнейшим следствием присоединения явился сложившийся, вопреки воле царизма, союз русского и азербайджанского трудовых народов, сыгравший решающую роль в освобождении народов Азербайджана от социального и национального гнета.

Уже в 30-50-х годах 19 века предпринимались первые попытки для приспособления экономики и социальных институтов Азербайджана к нуждам колониальной эксплуатации. Но особенно благоприятные условия для экономического «завоевания»" его создались в пореформенный период. Характерной особенностью пореформенного периода в истории России являлось развитие капитализма не только «вглубь», но и «вширь», что влекло за собой хозяйственное сближение народов, укрепление их экономических и культурных связей. Но рост производительных сил на окраинах страны шел более медленными темпами, чем в центральных губерниях России. Царизм путем различных актов и куцых реформ стремился консервировать патриархально-феодальную отсталость, сгладить остроту социальных конфликтов на многих окраинах, в том числе в Азербайджане. С большим опозданием (1870) и в более урезанном виде была проведена здесь крестьянская реформа. В отличие от центральных губерний России, царское правительство не отпускало азербайджанским крестьянам кредита на выкуп своих наделов, что было еще одним проявлением колониального гнета. За 25 лет после реформы в Азербайджане не было ни одного случая выкупа крестьянами надельной земли *. Но при всей ограниченности крестьянская реформа в некоторой степени стимулировала развитие капитализма в Азербайджане. Личное освобождение крестьян создавало резервную армию труда для развивавшейся капиталистической Промышленности. Азербайджан все больше втягивался в общероссийское общественное разделение труда и включался во всероссийский рынок. Рост товарных отраслей сельского хозяйства, а также добывающей и обрабатывающей промышленности был одной из основных черт экономического развития Азербайджана в этот период. Росло производство сельскохозяйственной продукции, а также кожсырья, шерсти и т. д. В товарно-капиталистическое производство втягивались добыча марены, виноградарство, виноделие и др. Происходившая специализация уездов Азербайджана по производству различных видов сельскохозяйственной продукции создавала новые экономические связи между ними. Большое значение для развития капитализма в Азербайджане, буржуазных отношений в отдельных районах его и ликвидации былой хозяйственной замкнутости имели проведение в 1883 году железной дороги от Тифлиса до Баку и соединение Баку в 1900 году с железнодорожной магистралью центра России. Разрушались феодально-патриархальные устои и развивались капиталистические отношения в азербайджанской деревне. В крупный центр капиталистической промышленности дореволюционной России превратился нефтяной Баку. Добыча нефти в районе Баку с 23 тысяч тонн в 1872 году возросла до 11,4 миллионов тонн в 1901 году и составила около 50% мировой нефтедобычи. Сильные позиции в нефтяной промышленности Азербайджана занимал иностранный капитал (Нобель, Ротшильд, Вишау и др.). В небольших размерах росли и другие отрасли промышленности в Баку, медеплавильная промышленность в Кедабеке, шелкомотальная в Нухе и др. Но в целом экономическое развитие дореволюционного Азербайджана отличалось большой неравномерностью, характеризовалось медленными темпами. Капиталистические отношения в сельском хозяйстве, хотя и подрывали постепенно феодальные производственные отношения, однако не были достаточно зрелыми и еще не привели к переходу от феодального способа производства к капиталистическому. Азербайджан был одной из тех окраин царской России, где слаборазвитые капиталистические отношения переплетались с разлагавшимися, но сохранившимися в сильной форме феодальными отношениями и патриархальными пережитками. Несмотря на наличие капиталистического уклада в ряде отраслей народного хозяйства, большая часть Азербайджана - аграрной страны, не прошла стадию промышленного капитализма. Попытки отдельных историков и экономистов переоценить уровень социально-экономического развития дореволюционного Азербайджана, степень развития в нем капиталистических отношений не имеют оснований.

В результате развития капитализма произошли изменения и в социальной структуре населения Азербайджана, возникли новые классы - буржуазия и пролетариат. Основными компонентами формировавшейся буржуазии были крупные нефтепромышленники, владельцы промышленных предприятий в Баку и уездах, судовладельцы, купцы, крупные домовладельцы, хозяева ремесленных заведений, кулачество. Наиболее влиятельными представителями многонациональной буржуазии Азербайджана были Г. Тагиев, М. Нагиев, Ш. Асадуллаев, M. Мухтаров, А. Манташев, Г. Лианозов, П. Гукасов и др. Ведущей силой класса буржуазии в Азербайджане была наиболее сильная и экономически господствовавшая нефтепромышленная буржуазия.

Пролетариат Азербайджана формировался как один из отрядов рабочего класса России, насчитывая в своем составе несколько десятков тысяч человек. Наиболее многочисленным (свыше 60 тысяч человек в начале 20 века) и боевым авангардом его был многонациональный бакинский пролетариат. В его рядах в единой интернациональной семье были объединены азербайджанцы и русские, армяне, грузины, дагестанцы, татары и др. Представители около 30 национальностей были заняты в нефтяной промышленности Баку. Одной из характерных особенностей формирования бакинского пролетариата была высокая концентрация рабочих в нефтяной промышленности. К 1910 году на крупных предприятиях Баку с числом рабочих 500 и более человек было сосредоточено 55,3% пролетариата Баку. Кадры рабочего класса складывались также в Кедабеке, Нухе, на железной дороге, морском транспорте, рыбных промыслах и т. д.

В связи с развитием капитализма во 2-й половине 19 - начале 20 веков образовалась азербайджанская нация **.

Общение трудящихся Азербайджана с русскими рабочими, их совместный труд на нефтяных промыслах и нефтеперегонных заводах, на строительстве железных дорог и морском транспорте, на сельскохозяйственных работах способствовали вовлечению пролетариата Азербайджана в общероссийское революционно-освободительное движение. В 70-х годах 19 века бастовали кедабекские рабочие, в 80-90-х годах произошли выступления рабочих Баку. С возникновением в конце 90-х годов социал-демократических кружков, созданием ленинско-искровской социал-демократической организации выступления рабочих приняли организованный характер.

Во 2-й половине 19 - начале 20 веков в Азербайджан складывается новая демократическая интеллигенция, впитывавшая традиции прогрессивной культуры Азербайджана, передовые идеи русской общественной мысли и всей мировой культуры. Важнейшим очагом новой культуры народов Азербайджана и всего Закавказья стал Баку. В Азербайджане выросло целое поколение деятелей азербайджанской культуры: педагог-просветитель и ученый Г. Медиков (Зардаби) (1842-1907), драматург Н. Б. Везиров (1854-1926), педагог-просветитель, поэт-сатирик С. А. Ширвани (1835-1888), деятели народного просвещения С. М. Ганизаде (1866-1937), Г. Махмудбеков (1863-1928), Р. Эфендиев (1863-1942), видные писатели и общественные деятели Дж. Мамедкулизаде (1869-1932), поэт-сатирик М. Сабир (Тахирзаде) (1862-1911), Н. Нариманов (1871-1925) и многие другие.

Азербайджан в период империализма и буржуазно-демократических революций в России (1900-17). Экономический кризис 1900-1903 годов отразился на бакинской промышленности. Добыча нефти в 1905 году резко упала и до 1913 года держалась примерно на уровне 7,6 миллиона тонн. Была снижена зарплата рабочим; произошли массовые увольнения - все это привело к обострению классовой борьбы. Широкий размах приняла революционная борьба бакинского пролетариата в 1903, 1904 годы (см. Бакинские стачки). В руководстве революционным движением Азербайджана большую роль сыграли: Бакинский комитетт РСДРП (созданный весной 1901 года), Кавказский союзный комитет РСДРП, Кавбюро, а в дальнейшем - Кавказский краевой комитет РСДРП(б). Борьба рабочего класса Баку соединялась в единый поток с общероссийским революционным и национально-освободительным движением, составляя его органическую часть. Упорная стачечная борьба была характерна для бакинского пролетариата в годы революции 1905-1907 годов. В. И. Ленин писал, что в 1905 году, даже по данным официальной статистики, каждый рабочий Бакинской губернии бастовал 4,56 раза (см. Соч., т. 16, с. 235). В условиях отступления революции рабочие Азербайджана продолжали стачечную борьбу. «В 1908 году во главе губерний со значительным числом стачечников стоит Бакинская с 47 тысячами стачечников. Последние могикане массовой политической стачки!», - писал В. И. Ленин (там же, с. 368). Крупные всеобщие стачки произошли в Баку в 1913-1914 годы. Происходили волнения среди крестьян в Елизаветпольском, Ленкоранском, Шушинском, Нухинском, Казахском и других уездах. Во главе революционной борьбы трудящихся Азербайджана и всего Закавказья стояли большевики: И. Сталин, С. Шаумян, М. Азизбеков. П. Джапаридзе, С. Орджоникидзе, Н. Нариманов, И. Фиолетов, С. Спандарян, С. Эфендиев, В. Саратовец-Ефимов, М. Мамедьяров, П. Монтин, Б. Сардаров, И. Вацек, М. Касумов, Кази Магомед, В. Бобровский, В. Радус-Зенкович, В. Шелгунов и многие другие. Большевики Азербайджана выступали проводниками идей пролетарского интернационализма и дружбы народов. Они разоблачали буржуазных националистов: панисламистов, пантюркистов, дашнаков, мусаватистов (партия Мусават возникла в 1911 году), а также эсеров и меньшевиков; сплачивали рабочих и трудящихся крестьян вокруг русского пролетариата как руководящей силы революционного движения в России. Революционную работу среди трудящихся различных национальностей вели созданные при Бакинском комитете большевиков: социал-демократическая группа «Гуммет», армянская и латышская секции, пропагандистские группы «Фарук» («Поборник справедливости») и «Бирлик» («Единство»), проводившие работу (соответственно) среди рабочих-дагестанцев и поволжских татар.

В годы Первой мировой войны экономика Азербайджана переживала глубокий упадок. Свертывались нефтеразведочные и буровые работы, резко сокращались посевные площади под сельскохозяйственными культурами, в особенности под хлопчатником. Отсталые общественные отношения и колониальное угнетение служили тормозом на пути развития производительных сил страны, усугубляя и без того тяжелое положение трудящихся. В начале 20 века в Азербайджане еще более обострились противоречия между пролетариатом и буржуазией. Многонациональный пролетариат Баку имел верного союзника в лице трудящегося крестьянства, заинтересованного в освобождении от феодальной беко-ханской эксплуатации и национального угнетения. В Азербайджане, как и во всей России, зрели социальные силы, кровно заинтересованные в коренной революционной ломке изжившего себя социально-экономического и политического строя.

А. Н. Гулиев. Баку.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Примечания «ИГ»

* — «…не было ни одного случая выкупа крестьянами надельной земли…» — Справедливости ради следует сказать, что патриархально-феодальные отношения в Азербайджане не были ликвидированы не только в ходе российских реформ, начатых еще в 60-е годы XIX века, но и на протяжении всего советского периода развития. «Владетельный князь» в советском Азербайджане обычно занимал должность первого или второго секретаря райкома, а тот или табачный, например, колхоз в районе являлся де факто его феодальной вотчиной. Об этом знали и работавшие в колхозе крестьяне, об этом знали и другие феодалы… то есть секретари райкомов партии. И никто не пытался изменить существовавшее положение дел, поскольку все понимали его, такого положения дел, незыблемость. Речи с трибун произносили вполне себе коммунистические, а образ мысли и образ жизни сохранялись феодальные. Начиная с XIX века и до сих пор все преобразования хозяйственной жизни в Азербайджане носят исключительно косметический характер. Меняются внешние идеологические формы (в риторике власть имущих словесный коммунизм сменяется таким же словесным мусульманством), но остается нетронутым сам базис. Отлично понимая эту истину, азербайджанские крестьяне не спешили вкладывать деньги в выкуп обрабатываемого ими участка земли. Ведь все равно фактическая власть над этой землей оставалась у феодала, мимикрирующего под текущий политический режим.

** — «…образовалась азербайджанская нация…» — Спешим напомнить, что к описываемой территории со стародавних времен применялся топоним «Азербайджан». От него и произошел этноним «азербайджанцы». Однако этноним этот впервые стал употребляться для обозначения населявшего Азербайджан основного этноса только в середине 30-х годов XX столетия. Посему не совсем корректно утверждение об образовании именно азербайджанской нации в применении к началу XX века. Возможно, корректнее прозвучало бы иное обозначение жившей там в то время народности, например, «азербайджанские турки» (или тюрки), но в советской историографии подобный термин был недопустим из-за сходного звучания с этнонимом «турки», что как бы придавало Турции некие права и на земли, населенные этими самыми «азерскими турками». Посему и был выдуман этноним производный от топонима.

Рубрика: