Ирландия с древнейших времен (РИЭ, 2018)
С древнейших времен до англо-нормандского завоевания. Появление человека на территории Ирландии относится к эпохе мезолита (около VIII тысячелетия до н. э.), когда остров еще был связан перешейком с Британией. Мезолитическое население занималось охотой и рыболовством до начала IV тысячелетия до н. э., когда на остров с континента предположительно стали переселяться носители неолитической культуры — земледельцы и скотоводы, использовавшие керамику. К эпохе неолита и раннего бронзового века относятся многочисленные мегалитические гробницы (IV—III тысячелетия до н. э.), среди которых выделяются курганы, портальные дольмены, коридорные и галерейные гробницы. Наиболее известны самые крупные (диаметр до 100 метров) коридорные гробницы в Ньюгрейндже, Науте и Дауте (графство Мит), украшенные орнаментальной резьбой по камню. Впоследствии мегалиты служили центрами культовой и социальной активности, в некоторых обнаружены вотивные приношения эпохи железного века и раннего Средневековья. Временем перехода к бронзовому веку датируются каменные круги (хенджи). В этот период получила распространение характерная для бронзового века в Ирландии (середина III — середина I тысячелетия до н. э.) культура кубков. Известно большое количество изделий из бронзы, главным образом оружия (топоры, наконечники копий), а также украшения из золота (торквесы, браслеты, нашивки на одежду), которые указывают на существование воинской элиты. Начало железного века связано с влиянием континентальной гальштатской культуры (около 700 года до н. э.), которое к концу I тысячелетия до н. э. сменилось латенским культурным влиянием. К этому времени относятся укрепления на возвышенностях (хиллфорты), нередко включавшие мегалиты и курганы эпохи бронзы. Одно из самых известных — полукруглое укрепление Дун-Энгуса на острове Инишмор с четырьмя концентрическими каменными стенами, расположенное на кромке отвесного 100-метрового обрыва над Атлантическом океаном. К рубежу нашей эры относится сооружение церемониальных или культовых комплексов, которые в средневековой традиции считались резиденциями древних правителей острова: Темра (Тара) в графстве Мит, Эмайн-Маха (Наван) в графстве Арма, Круахан (Раткроган) в графстве Роскоммон и др. Основу комплекса обычно составляет одно или несколько обширных кольцеобразных укреплений с валом и рвом, в которые включены памятники неолита и бронзового века (курганы, коридорные гробницы, следы поселений). В Эмайн-Махе раскопано сооружение диаметром 37,3 метров, состоявшее из массивных деревянных столбов, расположенных концентрическими кругами (рубеж II и I веков до н. э.), сожженное вскоре после постройки. Ко II в. до н. э. относится деревянная дорога-гать через болото Корли (графство Лонгфорд).
Подробные сведения об Ирландии содержатся в сочинениях греко-римских авторов I века до н. э. — II века н. э. (Юлий Цезарь, Страбон, Плиний Старший, Тацит, Птолемеи), которые описывали жителей острова как кровожадных варваров. Во время походов полководца Агриколы в Северную Британию (70—80-е годы н. э.) рассматривалась возможность вторжения в Ирландию, но этот план не был осуществлен. В IV—V веках жители острова (скотты) вместе с англами и пиктами нападали на римскую Британию, отдельные группы захватчиков обосновались на западном побережье острова. Вероятно, в это время Ирландию посещали римские торговцы из Британии, ирландцы могли наниматься на службу в римскую армию.
Развитие ирландского общества в дописьменную эпоху (до VI— VII веков) трудно проследить. Данные археологии указывают на преемственность в развитии общества, но не объясняют появление на острове носителей кельтских языков, которое датируется примерно серединой I тысячелетия до н. э. Отсутствие археологических свидетельств завоевания И. пришельцами из Британии или континентальной Европы позволяет предполагать, что появление «кельтов» на острове было связано с торговыми контактами и переселением отдельных племенных групп. Географ Птолемей (II век н. э.) приводит названия племен и топонимы, которые являются кельтскими и предположительно отождествляются со средневековыми названиями. Население острова говорило на ирландском языке, который относится к группе кельтских языков. В первые века новой эры под влиянием латинского алфавита возникла огамическая письменность (более 300 надписей, главным образом в Южной Ирландии; содержание ограничивается в основном личными именами, указаниями на родовую и племенную принадлежность). В средневековой «псевдоисторической» традиции история Ирландии с древнейших времен представлена в виде последовательности завоеваний острова разными группами людей и народами, к которым возводили происхождение племена и династии.
Для политического устройства Ирландии в раннее Средневековье были характерны раздробленность и постоянная междоусобная борьба правителей племен (туатов), которых насчитывалось около 150. Согласно «псевдоисторической» традиции, остров делился на 2 половины (северную и южную) и на 5 «пятин» — Лаген (Лейнстер), Улад (Ольстер), Муман (Мунстер), Коннахт и Миде, каждая из которых имела особую столицу. Темра (Тара), центр «срединной» области Миде, считалась символической столицей всей Ирландии, а ее властитель, «король Темры» — верховным правителем, или «королем Ирландии». Реальное наполнение этого титула остается неясным: за него шла ожесточенная борьба, но никому из получивших его правителей не удалось объединить остров под своей властью. Структура ирландского общества на исходе дописьменной эпохи была закреплена самобытной системой права, почти не испытавшей влияния римского права (самые ранние письменные тексты датируются VII—VIII веками). Согласно юридическим трактатам, экономика была основана на скотоводстве и земледелии; выделялись общественные группы, принадлежность к которым определялась «ценой чести» (размер компенсации за преступление против личности) и весомостью свидетельства в суде. К высшей группе немедов причисляли знать, духовенство и представителей «благородных» профессий, в том числе знатоков правовой и поэтической традиции. Племя или группу племен возглавлял правитель (король), выбиравшийся из членов определенного рода по признаку родства с одним из прежних правителей. Статус представителей знати и земледельцев различался в соответствии с богатством, количеством зависимых людей (клиентов) и характера отношений, которые связывали клиента с патроном (выделялись «свободные» и «несвободные» клиенты, «свободные» и «полусвободные» крестьяне). Низшие ступени общества занимали прикрепленные к земле крестьяне и рабы.
На развитие ирландского общества повлияла христианизация, которая начиная с V века проводилась усилиями проповедников из Британии и Галлии. Первое упоминание о проповеди среди ирландцев относится к 431 году (запись в хронике Проспера Аквитанского о миссии епископа Палладия). В средневековой традиции «апостолом И.» считается св. Патрик, датировка и обстоятельства деятельности которого остаются дискуссионными. Начиная с VII века в житийных и других источниках приводилось множество подробностей о миссии Патрика, но достоверную информацию сложно отделить от вымышленной. Согласно сочинениям Патрика («Исповедь», «Письмо к воинам Коротика»), христианство принимали представители разных слоев ирландского общества. В VI—VII веках в Ирландии сформировалась особая система церковного права и территориально-административная структура церкви, испытавшие влияние дохристианского светского права и системы общественных отношений. Вопросы, связанные с социальным статусом клириков, взаимными обязательствами духовенства и мирян, рассматривались в юридических трактатах. Признавалась юрисдикция духовных лиц в делах, связанных с преступлениями против клириков и др. правонарушениями, предусмотренными специальными законами, которые принимались по инициативе церковников(например, Закон Адомнана, 697).
Основными структурными единицами ирландской церкви служили так называемые церковные поселения, которые в историографии условно именуются монастырями. Из-за отсутствия городов церковные поселения, в которых жили различные категории клириков и мирян, могли совмещать функции епископской кафедры, приходской церкви и монастыря; вокруг них селились ремесленники, служители, арендаторы церковных земель, зависимые крестьяне. Руководитель поселения обычно носил титул аббата (настоятеля церковной общины); нередко, но далеко не всегда он был также старшим духовным лицом (епископом или пресвитером). Самым высоким статусом обладали поселения, в которых были епископы. Существовали и другие должности, отличавшиеся от принятых в других регионах христианского мира (заместитель аббата, старший священник, начальник школы и др.); практиковались совмещение должностей в разных церковных общинах и их наследственная передача в пределах рода. Система церковной иерархии и объем епископской юрисдикции оставались неустойчивыми, во многом зависели от политического и экономического положения конкретной общины, хотя крупнейшие церковные общины (Арма, Иона—Келлс, Килдэр, Клонард, Клонмакнойз) сохраняли влияние на протяжении всего Раннего Средневековья. Община Арма, которая считалась «престолом св. Патрика», претендовала на руководящее положение в ирландской церкви. Вокруг крупнейших общин сложились церковно- монастырские объединения — «парухии», природа которых достоверно не установлена; их соотношение с епископской иерархией остается предметом дискуссий. Некоторые объединения первоначально могли быть монастырскими конгрегациями, например «община св. Колумбы» с центром в монастыре Иона (Шотландия). Хотя монашеские общины, как правило, существовали в составе крупных церковных поселений, к VI—VII векам относятся сведения об отдельных крупных монастырях. Выходцы из этих монастырей, такие как св. Колумбан, оказали существенное влияние на историю европейского монашества. Впоследствии на континент эмигрировали представители интеллектуальной элиты, например Иоанн Скотт Эриугена, которые внесли значимый вклад в Каролингское возрождение.
Политическая история раннесредневековой Ирландии отличается исключительной сложностью из-за постоянной междоусобной борьбы мелких правителей. В средневековых сказаниях описываются политические конфликты, якобы имевшие место в дописьменную эпоху (например, поход коалиции ирландских правителей во главе с королем Коннахта против Улада, которому посвящена сага «Похищение быка из Куальнге»), но достоверность этих сведений сомнительна. С большей степенью уверенности можно реконструировать экспансию коннахтской династии И Нейл, возводившей происхождение к легендарному правителю Конну Ста Битв (IV—V вв.). Один из центральных сюжетов ирландской истории в эпоху распространения христианства — утверждение И Нейлов в области Миде (восточная часть Ирландии), присвоение ими титула «верховный король» и борьба за подчинение области Лаген (юго-восточная часть острова). Начиная с VII века в источниках упоминается о разделении И Нейлов на несколько ветвей, контролировавших северные и северо-западные регионы Ирландии (Кенел Коналл, Кенел н-Эоган), центральную и восточную части острова (Сил н-Аэдо Слане, Кланн Колман и др.), представители которых соперничали за титул «верховный король». Вне сферы влияния И Нейлов находилась область Муман (Южная Ирландия), разделенная между несколькими ветвями династии Эоганахта, а также Улад (Северо-Восточная Ирландия), связанный с Западной Шотландией, где сложилось ирландско-шотландское королевство Дал-Риада. В Уладе попеременно доминировали правители из династии Дал Фиатах, считавшие себя потомками легендарных королей «Великого Улада», и из династии Дал н-Араде, принадлежавшие к ирландским пиктам (круитни). В VI веке правители Улада успешно отражали военную экспансию И Нейлов, но их силы были подорваны тяжелыми поражениями в борьбе с англосаксами (битва при Дегсастане, 603), с И Нейлами (битва при Маг-Рате, 637) и с бриттами (642). После вспышек эпидемии в 660-х впервые возникла внешняя угроза: в Ирландии вторглось войско нортумбрийских англосаксов (684/85), но из-за поражения и гибели короля Эгфрита в сражении с пиктами набег на Ирландию не получил продолжения. В VIII веке продолжались столкновения между И Нейлами, Эоганахтами и правителями Лагена. К концу столетия возникла практика разделения покоренных земель между ставленниками, обычно сыновьями или родственниками победителя, что способствовало укреплению позиций доминирующих династий. Крупнейшим церковно-политическим деятелем Ирландии в VII веке считается Адомнан (ум. 704), аббат монастыря Иона, сторонник объединения острова под властью «верховного короля» из династии И Нейл. В 697 году Адомнан добился принятия закона Адамнана об ограничении насилия во время военных действий. Несмотря на неоднократные дипломатические поездки к англосаксам, ему не удалось восстановить ирландскую миссию в Нортумбрии, ликвидированную в 664 году из-за споров о способе вычисления даты Пасхи. К VIII веку относятся сведения о вооруженных столкновениях между крупными церковными общинами, которые также принимали участие в междоусобной борьбе правителей. Реакцией на «обмирщение» ирландской церкви стало движение Кели Де (воины Бога, слуги Бога), участники которого выступали за усиление влияния церкви на общество и укрепление церковной дисциплины.
Сложная внутриполитическая ситуация в Ирландии усугубилась из-за нашествия викингов, начавшегося в 794—795 годы с разорения церковных поселений на островах. Сначала грабительским набегам подвергались прибрежные земли, но в 1-й половине IX века викинги стали проникать во внутренние районы Ирландии, передвигаясь по рекам и озерам. Их основной целью были церковные поселения, где концентрировалось население и экономические ресурсы. Появление скандинавских грабителей и работорговцев способствовало резкому повышению уровня насилия в ирландском обществе. Характерной считается агрессивная политика муманского правителя-клирика Федлимида, сына Кримтанна (ум. 847), который после ряда походов заставил двух «верховных королей» Ирландии из династии И Нейл признать свое главенство, неоднократно разорял церковные поселения, присваивал должности аббатов в крупнейших общинах. В условиях непрекращавшихся междоусобиц ирландские правители не могли организовать эффективное сопротивление викингам, которые в 840—850-х гдоах основали на побережье укрепленные базы — Дублин, Уэксфорд, Уотерфорд, Лимерик и др. Воспользовавшись соперничеством между скандинавами, «верховный король» Маэл Сехналл I (846—862) разрушил Дублин. С этого времени викинги раскололись на противоборствующие группировки (норвежцы, датчане, потомки смешанных браков), что позволило ирландцам вновь уничтожить Дублин и изгнать скандинавского ярла (902). Викинги все чаще заключали союзы с отдельными ирландскими правителями, втягивались в междоусобную борьбу между ирландцами; жители Дублина и других скандинавских городов постепенно принимали христианство. В X веке власть над Дублином, который был восстановлен датскими пришельцами из Нортумбрии (917), рассматривалась как прерогатива «верховного короля» Ирландии; возросло влияние города как крупнейшего центра торговли на острове. После принятия христианства скандинавские ярлы основали в Дублине епископскую кафедру, независимую от ирландских церковных иерархов. Перемены коснулись также внутриполитического положения ирландских племенных «королевств»: многие из них были включены в более крупные политические образования, контролировавшие отдельные части острова. В наибольшей степени усилилось «королевство» Дал-Кас (низовья р. Шаннон, совр. графство Клэр), правители которого захватили власть над Муманом. Правитель Бриан Бору (978—1014) установил контроль над важнейшими скандинавскими городами (Дублин, Лимерик, Уотерфорд) и церковными поселениями Южной Ирландии (Корк, Лисмор, Эмли), после чего добился покорности от «верховного короля» из династии И Нейл. Против Бриана выступила коалиция ирландских и скандинавских правителей; в битве при Клонтарфе (1014) войско Бриана одержало верх, но сам он погиб. В историографии битва при Клонтарфе часто рассматривается как решающее поражение викингов, после которого скандинавские города окончательно утратили независимость. Несмотря на то, что попытка Бриана Бору объединить И. завершилась неудачей, особенности его политики (назначение правителей-ставленников, строительство укреплений, союз с церковной иерархией) повлияли на деятельность правителей XI—XII веков. Политическое объединение Ирландии осложнялось формированием двух основных центров власти на севере и на юге острова. В Южной Ирландии доминировала династия О Бриан (потомки Бриана Бору); на севере господствовали правители из династии И Нейл. При активном участии О Брианов укрепились связи ирландской церкви с папским престолом и английским архиепископством Кентербери, что способствовало распространению в Ирландии григорианской реформы. С целью упорядочить церковную организацию и укрепить власть епископов были проведены соборы в Кашеле (1101), Рат-Бресале (1111), Иниш-Падрике (1148) и Келлсе (1152). На острове были основаны диоцезы, объединенные в четыре церковные митрополии (Арма, Дублин, Кашел, Туам); возникли орденские монастыри цистерцианцев и регулярных каноников-августинцев; были приняты канонические правила, направленные на устранение различий между церковью в Ирландии и в других католических странах. В ходе соперничества между О Брианами и И Нейлами укрепились позиции вассальных правителей Осраге (Оссори), Лагена и Коннахта. Сокрушив силу О Брианов, коннахтский правитель Руадри О Конхобар при поддержке большинства мелких князей выступил против И Нейлов и в 1168 году нанес им тяжелое поражение. Союзник И Нейлов, лагенский правитель Диармад Мак Мурхада, был изгнан из Ирландии и отправился в Англию за помощью.
А.А. Королев
Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 7. М., 2018, с. 292-296.