Йемен с древности до 1918 года
Йемен до 1918 года. Древнейшая история Йемена изучена мало. Во 2-й половине 2-го тысячелетия до н. э. здесь было развито ирригационное земледелие. Важную роль играла торговля с Индией, Восточной Африкой и странами Средиземноморья.
Общепринятой хронологии древней истории Йемена нет; «Долгая» хронология относит возникновение государства Майн (Минейское государство) к 15-13 векам до н. э., а государства Саба ( Сабейское царство) - к 9-8 векам до н. э. Однако эта хронология отвергнута после появления работ американского ученого Ф. Уиннетта (F. V. Winnett, The place of the Minaeans in the history of pre-islamic Arabia, "BASOR", 1939, 73) и австрийского ученого К. Млакера (К. Mlaker, Die Hierodulenlisten von Ma'in, Lpz., 1943). «Краткая» хронология, которая принята и в данной статье, считает, что эти царства существовали одновременно с 9-8 веков до н. э. (W. F. Albright, The chronology of ancient South Arabia in the light of the first campaign of excavation in Qataban, "BASOR", 1950, 119). Памятниками первых рабовладельческих государств на территории Йемена являются развалины городов, оросительных сооружений (Марибская плотина 7 века до н. э.) и храмов, а также надписи, сделанные особым алфавитным письмом. Бельгильский ученый Ж. Пиренн относит наиболее ранние надписи к 5 веку до н. э. Ее точку зрения разделяют бельгийские ученые Г. Рикманс, Ж. Рикманс и английский ученый Г. Филби.
Древнейший период, отраженный в надписях, - период мукаррибов (правителей-жрецов) Сабы - время складывания ранних гос-в, видимо, близких по типу городам-государствам Шумера и Аккада. Мукаррибы из вождей племенного союза постепенно превращались в правителей государства, хотя роль народного собрания племен, племенной администрации и позднее - совета старейшин еще была велика. Зарождалась частная собственность на землю; в хозяйстве храмов и знати иногда применялся труд рабов. События политической истории Йемена малоизвестны. В результате ряда войн к 5 веку до н. э. консолидировались раннерабовладельческие южно-арабские государства Саба, Майн, Катабан (на территории современного Адена) и Хадрамаут. Позднее усилились царская власть и государственный аппарат, стали терять значение племенные институты (народное собрание, совет старейшин и т. п.). Достигли расцвета южно-арабская торговля, и государства, тесно с ней связанные: Майн, захвативший караванный путь через Аравию и имевший колонии на Севере Аравийского полуострова, и Катабан, основной поставщик благовоний. Купцы Маина начали проникать на Делос и в Египет. Увеличилось число рабов и их роль в хозяйстве, усиливалось социальное расслоение. Ко 2 - 1 векам до н. э. рабовладельческий строй достигает расцвета. Богатства Аравии привлекали внимание держав Ближнего Востока; уже вавилонский царь Набонид (6 век до н. э.) пытался захватить «путь благовоний». Такие же попытки делали Александр Македонский, Селевкиды и Птолемеи, но безуспешно. В конце 2 века до н. э. греческим и египетским купцам удалось установить прямую торговлю с Индией, что нанесло сильный удар торговле Йемена. Ослабление Майна, Сабы и Катабана привело к тому, что в 1 веке н. э. вся территория Йемена объединяется «царями Саба и зу-Райдана». Культура Йемена в этот период испытывала сильное эллинистические влияние, особенно заметное в скульптуре и монетном деле.
Кризис рабовладельческого строя, охвативший в 3 - 4 веках н. э. весь Ближний Восток, распространился и на государства Йемена. Падение караванной торговли вызвало упадок сельского хозяйства и оросительной системы. Это привело к усилению борьбы между южно-арабскими государствами за объединение Йемена и монополию в транзитной торговле; в нее активно вмешивалась Эфиопия. В 4 веке вся территория Йемена оказалась под властью Химьяритского государства. Появились зачатки феодальной эксплуатации: общины попадали в зависимость от знати, росло могущество знати и сепаратистские тенденции отдельных областей. Кризис рабовладельческих отношений способствовал распространению в Йемене монотеистических религий - иудаизма и христианства. Йемен оказался втянутым в борьбу Византии и Ирана за монополию в торговле с Индией и Китаем. В начале 6 века Химьяритское государство было завоевано эфиопами. В 70-х годах 6 века территория Йемена была завоевана Сасанидами.
К концу 6 века Йемен распался на ряд мелких владений, которые были завоеваны арабо-мусульманами (629-630) и вошли в состав арабского Халифата. На территории Йемена утвердились феодальные отношения и арабско-мусульманская культура. Создание Халифата привело к перемещению торгового пути из Красного моря в Персидском заливе и упадку Йемена. В 9 веке в Йемене возникли самостоятельные династии Зиядидов со столицей в Забиде, Яфуридов - в Сане, в 10 веке - шиитской секты Зейдитов в Саде (позднее - в Сане). В дальнейшем история Йемена представляет собой картину роста феодальной раздробленности и междоусобиц, постоянной смены династий. В периоды, когда Египет обособлялся от Халифата, что вызывало рост торговли Йемена, здесь возникали более долговечные и могущественные государства, номинально подвластные Египту. Туран-шаху, брату египетского султана Салах-ад-дина (Саладина), удалось во 2-й половине 12 века подчинить Йемен, но и тогда здесь правила самостоятельная ветвь династии Айюбидов. В 16 веке Йемен подчинили турки-османы, но их власть была очень слабой.
В результате успешного народного антитурецкого восстания турецкие войска в 1633 году были изгнаны из Йемена и в стране установилась власть зейдитских имамов. Несмотря на попытки имамов создать централизованное управление, крупнейшие племена сохраняли полунезависимое положение. Границы имамата постоянно менялись. Тяжелое положение имамата пытались использовать европейские державы. В 17 веке голландцы и англичане создали в Мохе кофейные фактории; французы и португальцы пытались укрепиться в Тихаме силой. Во время египетской экспедиции 1798-1801 годов английская миссия генерала Уилсона (1799) пыталась добиться от имама согласия на размещение в Йемене английских войск. Европейская экспансия способствовала росту сепаратистских тенденций йеменских феодалов.
В начале 19 века прибрежные районы Йемена подверглись нашествию ваххабитов, а в 1818 году имамат утратил Тихаму, занятую египетскими войсками (в 1840 году после эвакуации египтян Тихама отошла под власть шерифов города Абха (область Асир), в 1849 году в ней была восстановлена власть турецкой администрации). Район Адена был захвачен Англией (1839). Усилившиеся междоусобицы в среде йеменских феодальных группировок (в 1850-1856 годы в Йемене сменилось 9 имамов), подогреваемые турецкими властями и английскими губернаторами Адена, привели к развалу имамата и восстановлению турецкого господства на всей его территории (1872). Имамы сохранили только духовный суверенитет над зейдитскими племенами. Грабительская деятельность турецких пашей встречала активное сопротивление народных масс, неоднократно поднимавших восстания. В 1904 году во главе антитурецкого движения горных племен Йемена встал имам Яхья, под руководством которого повстанцы нанесли несколько серьезных поражений турецкой армии. В 1905 году была освобождена Сана. В 1911 году турецкое правительство было вынуждено признать автономию горного Йемена, в котором светская власть передавалась Яхье. Во время Первой мировой войны Йемен номинально сохранял вассальные отношения с Турцией, но в военных действиях не участвовал. В годы войны английские войска оккупировали йеменский остров Камаран (1915) и Тихаму (в том числе г. Ходейду, которую в 1921 году Англия передала Асиру); возник англо-йеменский конфликт 1918-1928 годов. Горный Йемен был блокирован, его внешнеторговые связи прерваны. Южные районы стали театром постоянных столкновений английских войск и племен Йемена.
Л. Н. Котлов
Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.