Рождение Восточной Римской империи
Проведенная императором Константином 11 мая 330 года церемония основания города, которому он дал свое имя, ознаменовала рождение будущей империи. Мы называем ее Византийской, но императоры и их подданные всегда считали ее Римской. Бесполезно возобновлять старые споры о том, когда возникла собственно Византийская империя. Для самих византийцев эпохи средневековья Константин Великий — это эталон императора И это легко объяснимо: в наследство своим сыновьям и преемникам Константин оставил единую Империю, управляемую государем, власть которого никто не смеет оспаривать, и постоянную столицу, из которой осуществлялось централизованное руководство страной. Он начинает осуществлять религиозную политику, поддерживающую христианство, и закладывает основы отношений между Императором и церковью. Каждый следующий император — это новый Константин. Михаил VIII даже ввел это имя в свою титулатуру, а многие удачливые узурпаторы называли так своих сыновей и наследников.
1. Единство империи. — Константин считал, что система тетрархов, установленная Диоклетианом ради того, чтобы преодолеть военный кризис, требовавшая присутствия императора на каждой из подвергавшихся угрозе границ, была нежизнеспособной, и не успокоился, пока не вернул монархическую власть. В Йорке в 306 году легионы его отца, тетрарха Констанция Хлора, провозгласили его августом, затем, в 312 году, он захватил Рим, устранив в битве у Мильвийского моста своего западного соперника Максенция, несмотря на превосходящие силы последнего. Накануне столкновения Константину был послан свыше сон или видение — в этом пункте свидетельства расходятся — знак в небе, благодаря которому он должен был одержать победу. Этот знак был монограммой имени Христа (составленной из букв X и Р), которая стала впоследствии эмблемой христианских войск. С тех пор Константин стал приверженцем Христа, который даровал ему эту чудесную победу. Через десять лет, в течение которых Константин делил власть с Лицинием, он завершил объединение империи после победы при Хризополисе в 324 года.
Единству империи не противоречила множественность императоров, даже если естественное развитие ситуации тяготело к монархии. После 395 года императоры Запада и Востока сохраняли общее законодательство. Конец Западной империи в 476 году был отмечен только отправкой в Константинополь императорских регалий и установлением, согласно которому варварские короли признавали верховную власть единого императора Константинополя; таким образом, их власть оказывалась иной природы. В Средние века император, который полностью осуществляет свои прерогативы, определялся как автократор, чтобы отличать его от соправителей, чаще всего его сыновей, которых он предусмотрительно короновал еще при своей жизни.
2. Священный статус императора. — Константин и его преемники вплоть до Феодосия сохраняли титул pontifex maximus; но хотя императора, согласно римской традиции, по-прежнему чествует армия, Сенат и народ, с этих пор он получает свою власть от единого Господа. Церковь не играет никакой роли в божественном выборе, и только в 457 году константинопольский патриарх благословляет на царство уже коронованного нового государя. Не ранее эпохи Никейской империи или эпохи Палеологов под влиянием западного церемониала традицией становится миропомазание, совершаемое патриархом над императором.
Император должен править, подражая Христу, но общество прекрасно знает, что в реальности он всего лишь человек и ему свойственно ошибаться. В стремлении к «умеренности», то есть в духе компромисса, от него только требуется делать все, что в его силах, для общего блага христианского народа. В его деятельности ему помогают молитвы верующих и лучших заступников — святых. Императорские армии сражаются теперь во имя торжества Христа. С этих пор столкновения, в которых участвовали византийцы, всегда считались справедливыми войнами в защиту братьев во Христе.
Эта божественная легитимность освящает статус императора, и всякая попытка захвата власти карается специфическим наказанием — ослеплением виновного. Сверх того, последний уже не в состоянии вновь претендовать на власть в империи, поскольку царствовать достоин только человек, владеющий всеми функциями своего тела (тем самым евнухи тоже исключались из борьбы за корону). Церемониал отражает дистанцию между избранником Господа и прочими людьми. Его приветствуют проскинезой — земным поклоном, при котором визитер простирается ниц пред императором; запрещено обращаться непосредственно к императору. Императору же строго предписано облачаться в пурпурные, одежды. В императорские покои, cubiculum, закрыт доступ бородатым людям, это место предназначено для евнухов, чье влияние возрастает с конца IV века.
3. Узурпация и наследование. — Если статус императора не мог быть оспорен (он никогда не подвергался сомнению), то человек не был огражден от критики. Хороший император был обязан защищать своих подданных, утверждать справедливость и постоянно представлять доказательства высшей императорской добродетели — филантропии. Император — прежде всего законодатель, даже когда он предоставляет юристам заботы о редактировании законов или об ответе рескриптами на многочисленные запросы палатинских канцелярий и наместников в провинциях; таким образом громоздится перегруженная деталями и зачастую противоречивая юриспруденция.
Император, виновный в произволе или выказывающий неуважение к христианским заповедям, становится «тираном» и рискует вызвать божественный гнев, который обычно проявляется в виде катастроф, потрясающих Империю, причем самые страшные из них — отнюдь не поражения императорской армии. Бог посылает императору соперника, конечная победа которого свидетельствует о том, что Бог оставил предыдущего правителя. Кроме того, победа соперника является подтверждением злодеяний его предшественника. В принципе не существовало определенного порядка престолонаследия, так как ограничить выбор Бога невозможно, но, ' будучи на троне, императоры, начиная с Константина, пытались передавать власть своим детям. Наследственный принцип, наконец, стал фактом, но попыток узурпации было множество, особенно со стороны военачальников.
4. Администрация государя. — Императоров всегда окружали личные советники. Константин и его сыновья продолжили традицию, созвав консисторий. Его состав формировался по воле императора, который включал в него высших сановников. Квестор, начальник дворца, два комита финансов — один управлял государственным казначейством, другой заведовал императорским имуществом — были членами консистория с полным на то основанием. Там обсуждались все основные вопросы: военное положение, обвинения в измене, религиозные проблемы, апелляции по судебным делам, доходившие до самого императора, назначение высших должностных лиц, прием посольств...
5. Императорский двор. — Земной порядок отныне отражение божественного небесного порядка, незыблем, и каждый должен иметь в нем свое место, причем император, естественно, находится на вершине иерархии. Принадлежность к классу высших сановников определялась занимаемой должностью. Титулы и должности менялись на протяжении веков, но иерархический принцип никогда не исчезал. Сохранились некоторые средневековые списки присутствующих, которые дают нам ключ к системе. Автор «Клиторология» (899) Филофей рассказывает о том, как во время императорских пиров каждый сидел за столом согласно своему рангу — ближе или дальше от императора. Существовало двойное разграничение: с одной стороны — между бородатыми людьми и евнухами. В то время эта многочисленная группа выполняла в императорских покоях самые разные функции. С другой стороны — между сановниками, которые назначались императором на пожизненные должности (самые высокие из них открывали путь в Сенат), и должностными лицами, звания которых император мог даровать или отбирать по своему усмотрению. Между двумя иерархиями было некое соответствие, так как высшие посты чаще всего влекли за собой наиболее престижные звания. Но иногда обладатели званий не исполняли никакой должности. Должности, как и звания, давали право на жалованье, или roga, пропорциональное их значимости; самые большие rogai назначались лично императором. Во времена правления Константина VII итальянский посол при константинопольском дворе, Лиутпранд де Кремон, на Пасху присутствовал в Большом Дворце на ежегодном распределении roga. Он сообщает, что доместику Схолу (командующему армией) понадобился помощник, чтобы унести все кошельки с золотом, ткани и предметы роскоши, которые ему были положены по должности.
Цитируется по изд.: Шэйне Ж.-К. История Византии / Жан-Клод Шуйнэ; пер. с фр. В.Б. Зусевой. М., 2006, с. 8-15.