Исландия после заселения: управление страной

Люди, в чьих руках находилась власть в Исландии, назывались “годи” (дисл. goði, мн. ч. godar) 13. Они куда больше походили  на политических лидеров XIX -XXI веков, чем на современных им самим военных вождей других стран. И х формальные исполнительные полномочия были чрезвычайно скудны, и до самого XIII века годи не имели ничего похожего на армии — следовательно, никак не могли силой оружия подавлять население острова. Несмотря на свой статус лидеров, они не имели возможности ограничивать доступ других землевладельцев к природным ресурсам и не пользовались никакими привилегиями в смысле первоочередного доступа к избыткам тех или иных продуктов того или иного региона. Как и прочие крупные землевладельцы, они лучше остальных умели переживать тяжелые времена (недороды и т. п.), но в Исландии не существовало ни[1]каких общественных построек вроде сложных ирригационных систем, акведуков или крепостей, поддержка которых в рабочем состоянии являлась бы прерогативой годи и ставила их выше других людей. Далее, годи, что по отдельности, что в союзе, рас[1]полагали крайне ограниченными рычагами давления на простых землевладельцев-бондов (дисл. bóndi, мн. ч. boéndr 14). Даже когда данный конкретный бонд являлся официально признанным сторонником — так называемым “тинговым человеком” 15 (дисл. Þingmadr, мн. ч. þingm enn, далее просто “тинговым” ) — данного конкретного годи, навязать ему свою волю лидеру было непросто.

Итак, годи, хотя и являлись знатью, не командовали армия[1]ми, а представляли интересы разных людей и социальных групп, прежде всего своих тинговых, которые набирались из обычных бондов. Группы эти формировались на основе личных договоров и взаимного доверия, а также возможности для обеих сторон — годи и бонда — извлечь из этих отношений выгоду. Про бонда, который стал тинговым человеком того или иного годи, говорили, что он “ в тинге” с этим годи. Сф ера же власти годи — то есть тот нематериальный объект, которым он “ владел” в качестве годи — называлась “ годорд” (дисл. goðorð, сложное слово, составленное и зgoði и orb, “слово” ). Не приходится сомневаться, что годи взяли свою “ власть” в начале X века мирным путем — в результате консенсуса всех свободных земле[1]владельцев. Годорд, несмотря на свою нематериальную природу, считался тем не менее объектом частной собственности — его можно было передать по наследству, при этом далеко не всегда его автоматически наследовал старший сын. Кроме того, годорд можно было купить или получить в дар, можно было владеть им совместно. Вероятно, число годи во все времена как минимум вдвое превосходило число годордов, поскольку любой человек, владевший частью годорда, имел право именоваться годи.

Древнеисландское слово goði, вероятно, происходит от gob (“ бог” ), поэтому некоторые исследователи называют годи “ вождями-священниками” . Возможно, возникновение термина и в самом деле связано с тем, что “главные люди” в средне[1]вековой Исландии исполняли обязанности языческих священников. Доступные письменные источники созданы уже в христианскую эпоху, и их сведениям касательно языческих  обычаев, бытовавших до обращения, нельзя верить на слово 16 —  в этом плане они не слишком надежны. Однако многие годи (о точном числе мы судить не можем), вне всякого сомнения, в момент принятия христианства в 1000 году 17 сменили свои обязанности языческих священников на обязанности священников новой веры. Годи не только сумели пережить столь драматичный поворот истории — они в значительной мере сами его организовали и потому сохранили свои традиционные позиции. Приняв новую веру, они не выпустили из рук исконную монополию на власть, а в течение XI и XII веков еще более ее укрепили. И в языческую, и в христианскую эпоху годи равно являлись элитой исландского общества — пусть немногочисленной, пусть не слишком сильно выделяющейся на фоне “ обычных” граждан, но все же именно элитой — и в этом качестве контролировали страну как идеологически, так и политически.

Цитируется по изд.: Байлок Дж. Л. Исландия эпохи викингов. М., 2012, с. 52-54.

Примечания

13. В английской научной традиции принято считать, что дисл. Goði и англ. chieftain — синонимы ; однако русский перевод англ. слова — “вождь” — крайне неадекватно отражает статус исландских годи и поэтому не используется. В качестве синонима употребляется слово “хёвдинг”, заимствование из дисл. Hgfðingiy буквально “стоящий во главе”; в дисл. у него есть и более широкое значение — “важный, влиятельный человек”, — однако для исландских реалий “хёвдинг” и “годи ” фактически совпадают. (Прим. перев.)

14. Слов о буквально означает “житель” (причастие от дисл. Глагола bua “жить”, родственного русским “быть”, “быт”), переносное значение — “хозяин ” (ср. дисл. húsbóndi “хозяин дома” и производное англ. husband “муж ”). (Прим, перев.)

15. Дисл . mabr (из *mannr, где -r — окончание им. п. ед. ч.) соответствует англ. man, нем. Mann и т. д.; как правило, означает именно “м у ж ч и н а ”, но часто имеет и обобщенное значение “человек ”, особенно во мн. ч.

16. [Olsen 1966].

17. Неизвестно точно, какими календарями пользовались средневековые исландцы , поэтому ученые спорят, в каком именно году произошло обращение Исландии в христианство — в 9 9 9 –м или в 1000-м. Точная дата не установлена, и, видимо, установить ее невозможно, поэтому я выбрал традиционную датировку, 1000 год. Олавия Эйнарсдоттир выдвигает ряд аргументов в пользу датировки крещения 999 годом [Olafía Einarsdóttir 1964: 72-90 ]. В предисловии к своему изданию “Книги об исландцах” Якоб Бенедиктссон подробно рассматривает эти вопросы , в частности , критически оценивает аргументы Олавии [Islendingahók 1968, xxix-xxxv].

Рубрика: